Мужик и собор
Миф [от греч.] — повествовательная форма понимания мира, сложившаяся в дописьменный период человеческой истории.
Вчера зашли на ВДНХ. Мама Алены заказала семена и разные средства для огорода. Это можно купить в бывшем павильоне «Космос». В самой дальней части строения, почти под куполом, устроено что-то вроде аналоя. Стоит церковный подсвечник, рядом — много разнородных икон на импровизированном иконостасе. Ящик для пожертвований. За всем этим — здоровый бородатый мужик. Среди атрибутов духовной культуры продает семена. Когда мы еще только подходили, он сразу, как будто ждал, начал рассказывать: «Это Никола Мокрый. «Мокрый», потому что под иконой ребенка нашли. Не мальчика, девочку. Просто мокрый ребенок был».
Голос был располагающий. Мужик проявлял видимую заинтересованность в слушателях, а в его словах даже чудилась легкая обида, такая бывает у людей, которые уверенны в своей правоте, но их мнением незаслуженно пренебрегают. Мужик сразу перешел к основной части и кратко поведал о пророчестве «Собор на 33 алтаря», таким образом «открыв» нам глаза на то, в каком «святом месте» находимся. Пророчество звучало примерно так: «После последней Великой войны, откроют в истекшей кровью стране Собор на 33 алтаря. Утихомирится все. И всяк будет приходить». Далее мужик поведал, что он четыре года искал этот собор, продавал семена, прогорел на 2500 долларов, а потом «Господь устроил все: вернул и еще добавил». Экономические коллизии прекратились, когда мужик вдруг узрел собор из пророчества — бывший павильон «Космос». Продолжая рассказ, мужик кивнул на купол, который «как в Святой Софии, только прозрачный», потом на стальные крестовины-основания для звезд, серпов и молотов — «на темном фоне хорошо видны кресты, которые никакая советская символика не скрывает», потом на ажурные стальные крепления — «буква «Ж», символ Спасителя». По словам мужика, за куполом есть три помещения — как бы три алтаря, «а еще по 15 с каждой стороны павильона, то есть, всего 33». Рассказчик из него был хороший, оставалось полное ощущение экскурсии в музее, речь — с использованием специальных терминов и оборотов: «обратите внимание на уникальную конструкцию...» и так далее.
Мы стояли и озирались по сторонам, по-новому разглядывая купол, скрывающие тайны двери и суету растениеводческой толпы. «Вон там, видите вход в подвальчик?» — продолжал мужик — «Туда после стройки отвели и там же, прям в подвале, порешили всех ссыльных батюшек, которые строили собор в 37-39-ом. Вот он! Собор на 33 алтаря. Еще заставили их поставить статую Сталина — собор заслонить. Так они сделали такую огромную, такую, что, как говорится, «стоит огромная статуя, ничо не видно кроме….» Поняли о чем это я? Так вот все мудро устроили. Тут один подходит, покупает у меня что-то и спрашивает про Собор на 33 алтаря. Говорит, что ищет 15 лет. Вот! А я только 4 года искал. В таком месте мы. Сейчас Путин, вроде бы, распорядился денег выделить на реконструкцию павильона «Космос». Так иконы древние забеспокоились. Из закрашенных стен просятся». Мужик указал на тыльную стену, где под краской трещинами были окантованы большие прямоугольники.
История про собор стала привлекать всеобщее внимание. Мы старались уйти как можно деликатнее, в опасении обидеть увлеченного рассказчика. Мужик, теряя перспективу задержать аудиторию, проявлял крепость убеждений вместе с великодушием, обращаясь уже прямо ко мне: «Перекрестись! Где находишься?! Перекрестись же. Ну что? Что, не православный? Да перекрестись... Ну, как знаешь, вон Бог, вон порог».
От памятника первому советскому космическому кораблю «Восток» бывший павильон «Космос» (он же бывший павильон «Механизация») смотрелся по-прежнему величественно. Облупившиеся скульптуры гордых строителей коммунизма с вызовом стояли над входом в павильон. Казалось, что белым стенам «Космоса» сотни лет.
В начале космической эры на месте каменного Сталина поставили ракету, а легкую ажурную арку бывшего павильона «Механизация» обстроили со всех сторон и переименовали строение в «Космос». Нелепой гофрированной заслонкой перекрыли вход, прорезав в металле почти сказочные ворота. С противоположной стороны пристроили стеклянный купол — «собор». Навезли космической техники. Увешали все цитатами, иллюстрирующими могущество социалистического ума. Одна — из Ленина — уцелела до сих пор. Ее можно увидеть, если оглянуться при входе в павильон.
В смутные 90-е из павильона как-то незаметно исчезли луноход, спутники и «Союз-Апполон». Опустевшее помещение заполнилось рассадой и цветами. Вместо спутников теперь пучками стоят секаторы и газонные ножницы, а вместо витрины со скафандрами — кусты розмарина, мирта, смородины и крыжовника в ящичках. Так джунгли пробивают асфальт брошенных городов и превращают руины в таинственные артефакты ушедших эпох. Символы социалистических времен потрескались, стерлись и обветшали — превратились в зашифрованные намеки. Кто сможет их отыскать и объяснить? Среди садового инвентаря, семян и проростков капитализма мужик нашел древний собор.
2007
_______
Музыка: А. Трофимов. Тоска по Родине. [ http://sovmusic.ru/download.php?fname=toska ]
Свидетельство о публикации №207081900309