Жизнь на окраине Прод. 1

МОИ ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ

      Существуют семьи, которые знают о предках если не всё, то многое. А родовитые семейства, кланы передают из поколения в поколение не только память по усопшим, но и земли, капиталы. Портреты любимых предков, как их не любить, ежели они смогли обеспечить безбедную жизнь своим далёким потомкам, развешанные по стенам родовых замков, служат и украшением, и напоминанием о давно минувшем. Нищая еврейская семья, к которой принадлежала моя бабушка, следовательно, и всё её потомство, вряд ли интересовалась предками. Каждодневная борьба за выживание и в царские времена, и при советской власти, не способствовала составлению генеалогического древа. Не пропасть бы, выжить, и на том спасибо. Если я что-то и знаю о нашей семье, о ее прошлом, то только лишь потому, что очень была в детстве любопытна. Мои маленькие ушки, словно две гигантские антенны, всегда были готовы принять информацию. Я впитывала, как губка, всё сказанное моими родными. Умела слушать.  А это качество, как оказывается, далеко не всем присуще.  С годами больше говоришь сам и куда меньше слушаешь других…
     Моя бабушка Хана родилась в маленьком городке в большой еврейской семье, проживавшей в дореволюционное время в местечке. Такие поселения назывались «местами осёдлости». Местечко это находилось то ли на территории Белоруссии, то ли в Украине. Бабушка помнила город Овруч. Но родилась ли там или много позже переехала туда с родителями - этого она не знала. Поселения-резервации были раскиданы по всей царской империи. Как ни истребляли местечковых евреев, они, вопреки гонениям, голоду, мору, плодились и размножались.  Моя прабабка, Циля-Вихна, родила много детей. Была она исключительной женщиной: умела заговаривать боль, лечить ушибы и переломы. К ней приезжали нуждающиеся в помощи люди со всей округи. Она старалась помочь каждому. Моя бабушка всегда с любовью и слезами на глазах вспоминала мать. И очень сожалела о том, что та рано ушла в мир иной...


     Бабушкин отец, мой прадед, о нём я знаю ещё меньше, чем о прабабке, был мужчиной крупного телосложения и обладал крепким здоровьем. Занимаясь мелким еврейским «гешефтом», он вызвал зависть у кого-то из соседей. На него донесли. И его постигла участь многих. Мелкий бизнес стоил ему жизни. Большая дружная семья осталась без кормильца. Циля-Вихна, как и многие из её семьи, умерла от голода. Лишь четверо детей уцелело. Моей бабушке суждено было выжить и продолжить наш род. Молоденькой девушкой она стала очевидицей многих событий, о которых нам известно лишь понаслышке. Слышала она и о деле «Бейлиса». Вспоминала смутные события 1917 года. На себе испытала набеги черносотенцев. Помнила и рассказывала нам, своим внукам, о тех временах, когда одна власть сменяла другую. О грабежах и убийствах. О тяжёлой доле простого народа, которому при любой власти жилось невыносимо тяжко! Из многочисленного семейства в живых остались лишь Хана, два её брата и сестра.


     Одного из братьев, Бориса, ждала такая же участь, как и отца. В ужасающие 30-е годы прошлого столетия, будучи уже отцом четверых детей, он был расстрелян без суда и следствия по навету озлобленных людей. Хана любой ценой пыталась спасти брата. Но не получилось. Вместе с сестрой Хамелей она предложила взятку следователю, а тот, боясь за себя самого в столь страшные времена, едва не отправил их в тюрьму. Брата Бориса расстреляли. Его жена Хайка, родившаяся и жившая до революции 1917 года в зажиточной еврейской семье, превратилась в слепую немощную женщину, которая всю сознательную свою жизнь прожила в тёмном сыром подвале, а умерла в одиночестве в Америке.
    После гибели Бориса их осталось лишь трое: Хана, Яков и Хамеля. И каждого из них ожидал свой жизненный путь, свои взлёты и падения, и свой конец на земле!

    Яков женился на женщине с тяжёлым нравом, она была ещё и старше его. Казалось, что Бронделе или Броня, так её звали, открывала рот лишь для того, чтобы осыпать всех присутствующих и даже отсутствующих отборной бранью и проклятиями. Много позже, когда я познакомилась с творчеством писателя Шолом –Алейхема, в некоторых персонажах я узнавала и нашу удивительную тётю Броню. В этой семье подросли дети, родились внуки.  Бабушкин брат и его жена, прожив долгую совместную жизнь, оказались под старость в Соединённых Штатах Америки, где и умерли в разные годы.
   

     Бабушкина сестра Хамеля замуж не вышла. В молодости она была красивой девушкой. Играла на гитаре, хорошо пела. Знакомые называли её Еленой.  Многие парни сватались к ней, а она замуж идти не захотела. Всем отказывала. Нянчилась с детьми репрессированного Бориса. Все последующие годы, вплоть до своей кончины, жила в семье племянницы Цили. Вырастила мальчишек, которые всегда считали её своей настоящей бабушкой. Так в их семье говорили дети: «Исааковна – общая бабушка, а Хамеля - только наша!» Умерла она от инфаркта в преклонном возрасте.

     Моя бабушка Хана вышла замуж рано. Родив троих детей, будучи многократно битой и оставшаяся в одиночестве с малышами на руках, изведала она все тяготы жизни. Познав не только рукоприкладство, но и многочисленные измены, была ещё и брошена мужем на произвол судьбы. Молодая женщина вынесла столько всяких невзгод, что их бы хватило на несколько жизней. Голодные довоенные годы, маленькие дети, война, эвакуация. Она не хотела покидать своё бедное хозяйство, считая, что немцы не станут обижать мирное население. Только лишь уговоры старшей дочери заставили её эвакуироваться. Последним эшелоном семья покинула город, прихватив с собой ещё и чужих детей, чем, наверное, спасли им жизнь. Фашисты уже входили в город, когда отошёл от перрона маленького городишка состав с несчастными людьми. Теперь-то известно, что стало с теми, кто надеялся на уважение фашистов...

    Моя тётя спасла не только всю семью, но и сделала возможным появление на белый свет следующего поколения. Дорога в эвакуацию, а занесло их на Урал, была невыносимо тяжёлой и долгой. Я знаю, что бабушка отстала от поезда, когда захотела на каком-то из полустанков купить для малых детей еду. Эшелон отправился без неё. И лишь по счастливой случайности она догнала его, пробежав много километров по шпалам. Знаю, что прикрывала собой детей при бомбёжках, полагая, что, если её убьют, то их жизни она сохранит обязательно.
Где-то на юге страны, в одном из сел её предупредили, что ночью местные националисты решили перебить всех эвакуированных. Пришлось спасаться бегством.

    Продолжая эвакуацию, бабушкина семья вместе с другими беженцами на барже, перевозившей нефть, попали под обстрелы. Казалось, что даже вода Каспийского моря горела. Но Хане и её детям суждено было выжить в этом аду. Семья осела в маленьком уральском городке - Берёзовске.  Шили рукавицы и ватники для фронта. После окончания войны не вернулись на пепелище в родной город, а переехали в Харьков, где суждено было родиться мне. Бабушка больше замуж не вышла, хотя была ещё молодой женщиной. Жизнь свою посвятила детям и внукам. Со временем её стали величать по отчеству:Исааковной.


     Хотелось бы добавить несколько слов о моём деде, которого видела я всего лишь один раз. Мне было тогда лет семь, восемь. Он неожиданно приехал к своим, им же когда-то брошенным детям. Вероятно, захотел помириться с ними, но его отвергли, не простив предательство. У нас: и у детей, и у взрослых, была своя жизнь. И этому человеку не было в ней места…


      Моя мама повторила судьбу своей матери, выйдя замуж в семнадцать лет, а в двадцать семь оказалась в одиночестве с двумя малыми детьми на руках. Жизнь без любви, опоры, принесла маме много страданий. Из-за прошедшей войны, раннего неудачного замужества, безденежья, мама рано повзрослела, и все заботы большого семейства легли на её плечи. После эвакуации мамины родственники поселились в двух маленьких комнатках, куда и мы с сестрой, в разное время, были принесены из родильных домов. Сестра родилось на три года раньше меня.
     Мой отец до войны был женат. Война забрала у негу жену и дочь, попавших под бомбёжку. Он приходился двоюродным братом моей матери. Как известно, судьба играет нами, раскладывая неимоверные пасьянсы по своим, нам не известным законам. Чем мог прельстить молоденькую девушку зрелый мужчина? Вероятно, внешностью. Он был красив и умён, хотя нигде не учился: в пятилетнем возрасте остался сиротой. На его глазах бандиты убили родителей. Его мать, Бетя, была родной сестрой моей бабушки Ханы. Почему мы ничего не знали о ней, из-за чего, по какой причине близкие родственники не общались- ни на один вопрос нельзя найти ответ. Не у кого спросить…
     Возможно, раннее сиротство и стало причиной тяжёлого характера отца. Когда мне исполнилось всего четыре года, отец исчез из нашей жизни надолго, прихватив в тот момент всё ценное, что было в семье…
       Через семь лет после моего рождения. в другой семье. у него родилась моя кровная сестра Анна, с которой я познакомилась в 1968 году в Луганске (Ворошиловграде).










http://www.proza.ru/2007/10/04/412


Рецензии
Длинная, трудная жизнь Ваших предков, Вера, тронула мою душу!
Буду читать дальше!
С уважением,

Татьяна Самань   16.04.2024 22:31     Заявить о нарушении
Спасибо! Когда жизнь была лёгкой!
Рада Вашему интересу!

Веруня   16.04.2024 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.