В лапу

 В лапу.
 Невозможно читать наш уголовный кодекс. Страшилки какие-то. Ну вот, скажем, статья номер 290 «Получение взятки», или наоборот 291 – «Дача взятки». За дружбу и взаимопонимание между народом – до 12 лет с конфискацией! Этак мы до рыночной экономики долго будем идти, если идти с перерывами в 12 лет каждый. Но, по меткому выражению одного из русских просветителей 19 века: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». И в этом есть своя сермяжная истина.
 Но было бы полуправдой сказать, что берут у нас почти все. У нас еще и дают почти все, превращая это действо практически в бесконечное. Процесс этот мучительный, волнующий обе стороны. Кому-то жалко денег, кому-то, наоборот, их мало. Но все рано или поздно кончается взаимным согласием и общим удовлетворением. Есть у нас и органы, долженствующие наблюдать за этими беспорядками, а также пресекать их в корне. Но и они не с Марса приехали, где, как известно взяток не дают, потому и жизни там нет.
 В приснопамятные советские времена, кои приходят на ум при всяком случае, такого размаха не было. Все были честные и этим гордились. Преступление было всегда наказано без жалости и снисхождения. Ну, скажем, попадался молодой парень на пьяной драке. Дал хорошему человеку в лоб, а тот выжил. Поболел неделю, но выжил. Так садили паренька с удовольствием, поучительно. Суд показательный, выездной, с общественным обвинителем и освещением в прессе. А то, что этого, вообщем-то, неплохого парня потом в зоне несколько лет прессовали, а потом инвалидом по миру пускали (на работу-то таких брали неохотно), об этом советская история помалкивает до сих пор. И я, грешным делом, всегда недоумевал: ну как так, закон охраняет одного гражданина и тут же плюет на другого. За нанесенные побои садит хулигана, а за то, что хулигана избивают ежедневно на зоне, никого не садит. Может потому, что в зоне садить некого – итак все уже сидят? Или хулиган уже не гражданин страны своей родной? Я уже молчу про так называемые «экономические преступления», когда за пустяки отправляли в тюрьмы молодых и талантливых руководителей предприятий, уничтожая элиту страны.
 На почти гамлетовский вопрос «садить или не садить?» ответ дает Библия: «За все отвечает серебро». Действительно, на то и даны нам деньги, чтобы откупаться от ненужных забот и страданий. Заболел ты – идешь в аптеку и за деньги покупаешь облегчение. Залетел по дурости в историю – расплатился и больше не залетай. Возможно тому, нами помянутому хулигану хватило бы и трех дней КПЗ, чтобы понять, что он неправ. А руководителю – двух часов в кабинете следователя, чтобы раскаяться в поступках. А все физические и моральные убытки компенсировались бы деньгами во исполнение библейских заповедей. И потерпевший бы получил свою мзду за то, что пострадал, и милиция – за то, что разбудили. Да и старенького прокурора бы не обидели. Но мнимая честность и нетерпимость советской юстиции, чуждые человеческим понятиям, сломали немало судеб, и за то им отдельное «спасибо».
 Но, слава Богу, советская мрачная эпоха канула в Лету. И мы не будем уподобляться гневным активистам, требующим «достойно покарать» и нас, и наших близких. У нас есть ум, у нас есть милосердие, а главное, у нас есть кой-какие деньжата. И пусть эти деньжата за нас и пыхтят в чужие карманы, мы их для этого и зарабатываем, а если мы представители структур, то еще и берем.
 «Так можно ли брать, в конце концов?»- спросит меня читатель. Можно, но не у всех. Нельзя брать у тех, кто не раскаялся в содеянном. Такие не дают, такие покупают нас, как они говорят, «с потрохами». У таких надо забирать все, не дожидаясь их деловых предложений. Очищенные же и заплаканные души следует отпускать, компенсировав затраты на их поимку.
 Ну тогда и давать, получается, можно? Можно, но не всем. Нельзя давать тем, кто не способен по должности или по нраву на прощение. Нельзя давать высоким чиновникам за зеленые разрешительные бумаги с голограммами или без – эти деньги пропадут без пользы. Лучше дать тому, кто вдруг обнаружит полное отсутствие этих бумаг, но простит тебя по милосердию своему, а за мзду и отпустит.
 «Но как же все-таки быть,»-не угомонится пытливый читатель,-« со страшными статьями номер 290 и 291?».А вот об этом, мой дорогой, в другой раз. И за отдельную взятку.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.