Как делать добро

 Как делать добро.
 Душевное спасение человека зависит от количества добрых дел, совершенных им при жизни. Что такое «доброе дело» вчерашнему «совку», а тем более сегодняшнему демократу объяснить трудно. Все наши познания в этой области исчерпываются светлым образом старушки, переведенной пионером через дорогу. Канувший в Лету пионер унес с собой и все представления о высокой доброте. Исчезла и умиротворенная старушка как классический пример свершившегося добра и эталон благотворительности. Сегодня бытовая философская мысль определяет «доброе дело» как некий ущерб самому себе или «страдание» к предполагаемой радости подлеца- ближнего. А посему молва записывает в «добрые дела» добросовестное выполнение служебных и семейных обязанностей, которые нормальный человек должен выполнить и так, не ожидая почестей и славы. Мало того, в «добрые дела» попадают и неисполненные злые, ввиду отсутствия задуманного ущерба, а также грехи и соблазны: скажем, кража для хорошего человека полезной ему вещи или бесплатная выпивка соседям. Сегодняшний «добрый самарянин» - это тот, кто с уважением относится к Уголовному кодексу, никого не трогает, если его не трогают, ну и, конечно, переводит гипотетическую старушку через дорогу по первому ее требованию. Но все это, господа, увы не то.
 Доброе дело, угодное Богу - это прежде всего то дело, которое Ему нужно. Ибо Бог , как Царь, действует через Своих слуг и рабов. И оказав услугу ближнему мы делаем это по Его желанию и велению. Поэтому ни Робин Гуд, ни батька Махно под категорию добродеев не подпадают, хотя они и «помогали бедным». Не получат своей доли в Царствии Божием и жертвователи на детские дома, если деньги жертвуются нечестные. Потому что команды «Украсть!» сверху не поступало, да и не могло поступить. А все что делается без воли Бога не угодно Ему.
 Доброе дело - это подражание человека Богу. Накормил Бог человека - накормил и человек неимущего. Одел Бог человека - одел и человек бомжа местного. Дал Бог человеку - дал и человек другому человеку. Вот и вся премудрость.
 А можно ли получать удовольствие от добра? От этого «мучительного и дорогостоящего» дела? Можно, причем даже еще при этой жизни.
 Вы никогда не видели на банке или квартире памятную доску «Это помещение было ограблено вором-рецидивистом Имярек в 19__г.»? Я тоже никогда. Зато таблички «Это здание было построено на средства Имярек, чтоб он был здоров» читал неоднократно. Вор не оставляет визитных карточек на месте преступления по двум соображениям. Во-первых, его просто посадят, а во-вторых, настоящий вор испытывает наслаждение не от кучи украденного, а от победы над замками и хитростями вынужденного спонсора. От широкой огласки кайф пропадает. Почему же на месте благодеяний мы видим визитки?
Потому что жертвователь испытывает удовольствие только от собственной гордости, хотя от нее «кайф» сомнительный. Настоящее наслаждение не делится и потребляется в очень узком кругу. Скажем, человека и Бога. Или человека и небога. Кому что нравится.
 Все в этом подлунном мире делается ради наслаждения или блаженства. Вопрос только отчего получать блаженства, от зла или добра. Это решает каждый для себя сам. Но технология выполнения настоящего добра такая же как и настоящего зла, просто куш должен в первом случае достаться не тебе, а ближнему.
 Как делать злые дела, вобщем-то, представляют все - их каждый день показывают по телевидению. Допустим, некто решил обчистить богатую квартиру. Для этого он должен поработать с хорошим наводчиком, выяснить, когда донора не бывает дома. В означенный час тайно проникнуть в помещение, забрать все лишнее и уйти, оставив в доме паспорт покойного бродяги. Ну, чтобы милиция начала его разыскивать. Благотворительность совершается примерно по такому же сценарию. Подбирается бедная квартирка, аккуратно вскрывается в тихий час. Затем туда заносится все необходимое. А потом все исчезают, предварительно запугав случайных свидетелей.
 Утешение плачущего совершается в той же последовательности, что и оскорбление. Оскорбление человека делается по нарастающей : от прозрачных намеков на несоответствие этого человека идеалу до простого битья по голове. И утешение по нарастающей : от намеков на несоответствие грубого мира ожиданиям плачущего до легкого поглаживания той же головы. Все очень просто. Правда, нельзя путать бескорыстное добро с благими намерениями.
 От осуществления благих намерений выгода их автору несомненная. Пусть скрытая, пусть нематериальная, но есть. Например, реклама самому себе, с последующим продвижением себя на рынке нужных и полезных людей. Единственный недостаток благих намерений - от них, в конечном счете, горе одно.
 Опыт отличия доброго дела от благого намерения проведем как академик Павлов - на собаках. Если мы хотим сделать добро брошенному щенку, мы должны прикинуться негодяями, посадить беднягу на цепь во дворе и показать, как лаять на представителей энергосбыта. И в то время, когда все начнут про нас думать плохо, особенно энергосбыт, щенок будет сыт, доволен и при деле. Если же мы, движимые благими намерениями, возьмем его в квартиру, а через полгода выкинем обратно, откуда взяли, потому что он пахнет, линяет и гавкает, то духовных дивидентов мы с этого не поимеем, скорее наоборот. Впрочем, не о собаках речь - о людях.
 Но самый пик блаженства, наступает, когда за сделанное тобою добро «фраера ушастые» тебя еще и обругают. Например, если ты даешь деньги вдове в годовщину смерти кормильца, и она со слезами будет тебя благодарить, то радости ты не испытаешь. Но если ты при этом скажешь: «У мужа твоего пять лет назад занимал. Остальные потом принесу», то «спасибо» ты не услышишь, и это правильно. Потому что похвала постигающему высшие блаженства не нужна. Она все портит.


Рецензии
Спасибо, хорошая заметка. ясно, что не о собаках - ведь никто не будет кормить собак, когда дети голодные. Но, накормив детей, дадут и собакам. они тоже твари Божии

Наталия Ярошенко   30.07.2012 17:37     Заявить о нарушении
все мы твари Божьи, не только собаки

Андрей Новоселов   31.07.2012 15:57   Заявить о нарушении
Вышел на террасу. Девять человек просителей, нищих, самых несчастных. И не выдержал доброты со всеми. Пора, кажется бы, выучиться, а всё плохо продвигаюсь. Не мог преодолеть себя /экзаменов было много/ - не в наружном проявлении – в наружном я ничего не сделал, но в душе, в мыслях, не смог победить недоброжелательности, не мог вызвать любви, вызвать в себе живое сознание своего отношения к Богу. Лев Толстой

Владимир Дьяченко   07.01.2014 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.