Евангелие защита от дураков

Начну с Анатоля Франса. В «Острове пингвинов» он сказал великолепную фразу: «семьсот пиротов имели огромное преимущество – их было мало, следовательно, среди них было мало дураков!»
И в самом деле: основная угроза любому новому общественному движению, любой новой идеологии, да и вообще, любому начинанию, проявляется не снаружи, а изнутри. То же самое христианство успешно и победоносно противостояло могущественным римским императорам, но пережило эпоху неверия и раскола (продолжающуюся и поныне) из-за действий своих же служителей.
Полезно иметь какой-нибудь механизм, который с самого начала позволял бы в какой-то степени отстранить от учения тех, кто потенциально для него опасен.
В самом начале Евангелия, на видном месте, в послании от Матфея содержится предсказание пророка о приходе мессии и называется имя мессии: Эммануил. Далее следует не слишком убедительное теологическое толкование того факта, что мессия на самом деле носил имя Иисус.
Но как бы то ни было, лексически, фонетически и грамматически это совершенно разные имена. Человек недалекий и самоуверенный легко придет к выводу, что раз в самом начале содержится такое явное противоречие, то дальше и читать не стоит.
Человек более умный, а главное доброжелательный, отложит свое заключение до того, как ознакомится со всем произведением , ну, а после этого проблема покажется действительно незначительной.
По самому смыслу христианства пророки могут ошибаться, Христос - нет!
Священные книги, как и любые другие, могут содержать опечатки и ошибки. Важен смысл, основные идеи.
Вероятно, у отцов церкви всегда был соблазн выбросить соответствующее место из Евангелия или, скажем, дать Иисусу второе имя. Это особенно легко сделать, когда Евангелие составлялось из многочисленных разрозненных фрагментов.
Поразительно, но они удержались от этого и защита от дураков прекрасно отработала две тысячи лет.
Продолжает работать и сейчас.


Рецензии