Пляжный роман-3

Пляжный роман - 3
Всероссийская акция «Читают все!» идёт третий год, и третий год я в ней участвую. Каждый раз, желая помочь отпускникам, советую в своих заметках захватить с собой в дорогу книги, которые можно читать где угодно в самолёте, на пляже, в дождливый день на террасе отеля или когда не спится.
«Пляжный роман3», таким образом, уже что-то вроде книжного сериала. Причём на этот раз я включил в него не только «лёгкую» литературу. Как выяснилось из опроса читателей, многие специально откладывают на отпуск то, что требует некоторой сосредоточенности и раздумий.
Между прочим, британская газета «The Times» недавно специально провела исследование пляжного чтения. Выяснились два противоположных мотива, двигающих людьми при выборе чтения на отдыхе. Первый это твердое намерение в образовавшееся свободное время, которого всегда так не хватает, как следует взяться за что-то «действительно серьезное». Второй наоборот, как можно дальше уйти от всего этого.
«The Times» замечает: книги о приключениях, популярные в залах ожидания аэропортов, редко пользуются таким же успехом по прибытии на место летнего отпуска. Они слишком быстро проглатываются. Книги о воображаемых сливках общества всегда были классическим пляжным чтением. По крайней мере, там, у них, на Западе.
Для людей, предпочитающих отойти от проблем реальной жизни, летние книги это отпуск внутри отпуска. Поняв это, Федерация издательских гильдий Испании в августе этого года проводит целую кампанию поощрения чтения «Lee en la playa» («Читай на пляже»).
По сообщениям информационных агентств, кампания поможет объединить два обычая, издавна характерные для испанского общества, чтение на пляже и проведение отпуска на морском побережье. Между прочим, Испания одна из стран Европы, чей показатель количества читающих самый низкий только 57% населения читают регулярно, а 29% признаются, что не читают никогда.
Если ктото из наших читателей в эти дни отправится на пляжи Испании, то пусть не удивляется: перед ними предстанут актеры в костюмах Алисы в Стране чудес, Питера Пэна, Дон Кихота и Санчо Пансы, Дракулы, Шерлока Холмса и других героев знаменитых книг. А отдыхающие на пляже получат призы, если будут читать или принесут с собой книгу. Возможно, эта мода когда-нибудь и до нас докатится?
А теперь о книгах.

Трискаидекафилы и трискаидекафобы
Не пугайтесь этих слов! Я и сам их не знал, пока не прочитал книгу Натаниэля Лакенмайера «Чёртова дюжина. История одного суеверия», выпущенную издательством «КоЛибри». Трискаидекафилы любят число 13, вторые нет. Только и всего.
Если кто не знает, в Интернете есть сайт ролевой игры «Время королей» по мотивам произведений Мориса Дрюона. Череда ужасных и таинственных событий начинается в ней при дворе короля Людовика, прозванного Сварливым, несчастнейшего из королей ибо рога короля не укрыть от подданных, это украшение затмевает даже корону.
Проклятие Жака де Моле, последнего магистра великого ордена тамплиеров, покарало отца, Филиппа IV Красивого, все знают, что грехи отцов падут на наследников до седьмого колена. Мечется в мрачных покоях Ангерран Мариньи, коадъютор прежнего короля и правитель прежнего королевства, из грязи вознесший себя в невозможное величие, но тень Карла Валуа, дяди короля Людовика, уже возникла за его плечом, и ожила старая вражда. Кардиналы тоже в страхе.
Впрочем, предводитель тамплиеров проклял в пятницу, 13го, не только французского короля и его самых верных слуг, но и всех зрителей, присутствовавших на казни. Самое непостижимое: его пророчество сбылось.
Однако число 13 таинственным образом связано не только с орденом тамплиеров, но и с Тайной вечерей, на которой, как известно, присутствовали 13 человек, и со скандинавскими мифами, и с шабашем ведьм, и с массой древних поверий. Отдельная, пожалуй, одна из самых колоритных глав посвящена роли мистического числа в судьбах знаменитых людей от великого писателя Эдгара По до президента США Вудро Вильсона. Что тут правда, а что исключительно выдумка?
В конце XIX века существовал «Клуб Тринадцати», члены которого поставили цель: разрушить предрассудки, касающиеся «несчастливого числа», а заодно развенчать и некоторые другие суеверия. Увы, особого успеха эти отважные люди не добились.
Любопытно: в книге 13 глав, 13 примет, связанных с чертовой дюжиной, в заключении приводится 13 цитат из произведений известных писателей... Внимательный читатель найдёт в этом труде, написанном скрупулезно и даже с изрядной долей учёного занудства, и некоторые другие особенности текста, связанные с «чёртовой дюжиной». Видимо, всётаки автор относится к «тринадцати» с некоторым почтением. Хотя, с другой стороны, суеверие развенчивает.
Актуальная цитата: «В конце концов, вздохнула Мадлен, мы же можем усесться и так, чтобы нас не оказалось тринадцать за столом» (Людвиг Бемельманс, «Мадлен в Лондоне»).

Клоны рядом с нами?
Автор романа «Театр теней» Гилфойд Кевин сначала писал смешные книги об избирательных кампаниях Джорджа Бушамладшего. Читающей Америке он также известен как эссеистсатирик, а теперь ещё и как автор триллера, собравшего массу восторженных откликов критиков.
Сюжет закручивается стремительно. В примерочной модного магазина одежды найдена убитой и изнасилованной семнадцатилетняя Анна Кэт. Она единственная дочь доктора Дэвиса Мура, знаменитого генетика, основателя «Клиники Новых Технологий Оплодотворения». Убийцу ищет полиция, но тщетно. Убитый горем отец решает клонировать преступника по остаткам биологического материала. Он надеется с помощью этой «копии» найти маньяка.
Из клона, однако, неожиданно получился вундеркинд. Он любит философа Платона, который, как известно, считал: люди пленники в пещере. Возможно, мы видим из своих «пещер» не жизнь, людей и вещи, а лишь отбрасываемые ими тени на стене. Отображение реальности несовершенно. Некоторые мыслители вообще считали мир иллюзией, а теперь дошли и до «Матрицы».
Кстати, писатель делает «тени» литературным приёмом: читателю предлагаются детективные «обманные ходы», различные правдоподобные уловки, а также придуманная интернетигра «Теневой мир». Она как бы копирует существующий мир.
Виртуальность и реальность переплетаются так невероятно, что уже и не знаешь, где выдумка, где явь…
«В совокупности человечеству свойствен некий средний уровень счастья», утверждает доктор Дэвис Мур. Этот уровень не мы ли сами «клонируем» в своем сознании? И не мы ли сами плодим зло, когда решаем: оно гдето вне нас, достаточно уничтожить его носителя, и всё будет хорошо. Может, то, что комуто кажется богомерзким, для других величайшее счастье и благо? «Не судите, да не судимы будете»… Не есть ли это та истина, которую слишком часто забываем?
Роман, внешне увлекательный, ставит серьёзные вопросы. Конечно, мимо них можно и проскочить, особенно не зацикливаясь. Но всётаки особую остроту этому триллеру придают как раз эти вопросы.
Кстати, когда я закончил чтение «Театра теней», както вдруг подумал: а нет ли уже среди нас клонов? Такое вот «послевкусие» оставила книга…

Бич строгой дамы
У Зои героини повести «Строгая дама» Ольги Новиковой (повесть и дала название всему сборнику писательницы, выпущенному издательством «Центрполиграф») орудие труда хлыст. Госпожа, одетая в кожу, не простая проститутка. Она с клиентами не спит. Она их стегает.
Некоторые мужчины находят в этом особую прелесть. Мазохисты, что с них возьмёшь… А Зое это зачем? Садистка она, что ли, по натуре? Не всё так прямолинейно, господа. Хлыст в её руках это вроде как бич божий: пусть эти мужики расплачиваются за унижения женщин, пусть побудут рабами хотя бы несколько часов… Но отчего ей так нравится роль палача?
«После первых, слабых, еще не настоящих ударов он сгруппировался, напряг мышцы и приготовился к полноценному избиению. Лица его Зоя не видела, за всю экзекуцию он не произнес ни слова, но как легко ей было угадывать его желания! Когда красносиние полоски исчезали, как буквы на песке, смытые волной прилива, она увеличивала силу удара».
«Боль» одно из ключевых слов писательницы. Любить это, знаете ли, иногда очень больно в сердце, а не в спине или, извините, ягодицах от удара хлыстом. Игры с госпожой эрзац подлинных страданий и эмоций.
«Беда», «надежда» тоже ключевые слова Ольги Новиковой. Но, странно, её проза не очищает, наоборот, вызывает внутренний дискомфорт. Текст исполнен великолепно, каждая фраза безукоризненна, порой от них веет то холодком, присущим хорошо отточенному стилю, то неожиданно обдаёт шквалом эмоций. Светлая печаль соседствует с грубым реализмом, грусть сменяется бесконечной нежностью, смутными предчувствиями всё как в жизни.
Проза Ольги Новиковой читается залпом. Она завораживает, не отпускает читателя. Правда, потом ошарашенно спрашиваешь сам себя: «И что же хотела сказать писательница?».
Ни явной назидательности, ни готовых ответов на сложные вопросы она не даёт. Она не Чехов, и не Достоевский, и даже не ЗахерМазох в паре с Фрейдом. Откровенная, чувственная, легкая и какаято невозмутимая её проза не вписывается в разряд привычно «женской».
Актуальная цитата: «Избавляясь от лишнего, наш народ лишился необходимого».

И вечная борьба
Второй в истории шахмат чемпион мира Эмануил Ласкер назвал свою книгу «Борьба». И если вы думаете, что он пишет в ней о шахматах, то ошибаетесь. Как ошибутся и те дамы, которые посчитают: это чтение исключительно для мужчин.
Предисловие к книге написал директор издательства «Европа» политолог Вячеслав Глазычев. Он обнаружил у Эмануила Ласкера прямое руководство для политтехнологов, партстроителей и пиарщиков, у которых, как известно, работы скоро прибавится. «Средства борьбы меняются, но природа ее фактически неизменна». Выдающийся шахматист на собственном опыте открыл такой парадокс: чем выше степень искусности мастера, тем меньше его свобода.
«В жизни аморально каждое действие, которое содержит в себе элемент неоправданного предпочтения, пишет Э. Ласкер. Также и в музыке. Надо научиться понимать телеграфный язык ее знаков, чтобы уметь читать параграфы свода ее законов. А для этого надо изучать психологию человека».
Что шахматные комбинации, что политические, что обыкновенные житейские невозможны без учета знания психологических особенностей окружающих людей. Причем если учитывать знаменитые китайские стратагемы, философию восточных единоборств дзюдо и айкидо, то силу и энергию противника можно использовать на благо себе любимому. Принцип экономии сил и психологического расчета то, чего многим из нас не хватает в самой обычной жизни, которая, как известно, постоянная борьба.
Книжка Э. Ласкера совсем маленькая. Кажется: можно одолеть её за пару часов. Но на каждой странице вы встретите столько парадоксов, афоризмов и неожиданных «ходов» мысли автора, что чтение превратится для вас в сотворчество и содумание. И это, возможно, будет самым замечательным приключением, о котором вы никогда не пожалеете.
Из биографии Мастера. После прихода к власти Гитлера Эмануил Ласкер был вынужден покинуть Германию в 1934 году. В 1935 году Ласкер переезжает из Лондона в Москву. Его селят в квартире дома № 8 по Большому Спасоглинищевскому переулку, где располагается редакция газеты «Советский спорт». Получается: второй чемпион мира жил фактически в «Советском спорте»! Именно от этой газеты осенью 1935 года он отправляется в Голландию на матч Алехина с Эйве. В Москве Ласкер выступал в различных коллективах с сеансами и лекциями, готовил публикации для прессы, выпускал шахматные учебники специально для русского издания.
Николай СЕМЧЕНКО.
Экспресс-опрос

На наш «вопросник», размещенный в Интернете, поступила масса ответов. Приводим некоторые из них. Е. Беленко: «Я на море уже побывала. На пляже читала «Госпожу Бовари» Гюстава Флобера. Неторопливо, внимательно, перечитывая некоторые страницы...».
А. Смирный: «А я взял в отпуск мемуары «Роковые годы» Б.В. Никитина. Это книга о роковых для России событиях 1917 года, написанная их непосредственным участником полковником Б.В. Никитиным, в ведении которого с марта по июль 1917 г. находилась контрразведка Петроградского военного округа. Борис Владимирович активно участвовал в Белом движении, после поражения которого жил в эмиграции в Париже. Особенно ценны мемуары тем, что в них подробно изложен ход спровоцированного большевиками Июльского восстания. Между прочим, его удалось остановить, лишь предав гласности данные контрразведки о прогерманской деятельности большевиков. В своё время в школе и вузе нам об этом не говорили вообще».
Д. Хорн: «Отпуск еще впереди. По крайней мере у меня. Чтобы не таскать с собой книги, их удобнее закачать в мобильник. А возьму я с собой томик Экзюпери, «Желтую стрелу» Пелевина и (совсем не вписывающуюся в этот ряд) «Сумму технологий» Лема. Из детской литературы могу посоветовать «Пелко и волки» Семеновой. Легкое чтиво, интересное да и по объему как раз для детей подходит. Моя сестра прочла запоем, ей 14 лет. Больше, к сожалению, ничего не могу подсказать».
А. Алмазова: «Увы, я в отпуск не на пляж, а в больницу. Ну да все равно, возьму с собой роман Дмитрия Быкова «ЖД». Еще не прочитала его, а все мои знакомые в восторге».
П. Уханова: «На пляж возьму чтонибудь легкое, жизнеутверждающее приключения, может быть, или чтонибудь из Матессона. А возможно, буду перечитывать «Атлантиду» Мухортоффа для придания соответствующего летнепляжного настроения.
В детстве моей любимой книгой был «Орден желтого дятла» потрясное произведение, и «Питер Пэн». А еще я обожала слушать пластинки с «Алисой в Стране чудес» и рассказами Хармса. Потому без плейера в отпуск не поеду...».
М. Зудина: «Я читала Достоевского «Бесы». Восполняла, так сказать, пробелы в образовании. Прочитала с большим удовольствием!».
М. Монов: «Пелевина, господа, читайте! Большой плюс: читая его произведения на пляже, вы не сможете уснуть. Следовательно, вам не грозит свекольный цвет кожи. Его яркие, замысловатые сюжеты залог нескучного времяпрепровождения, а ваша фантазия будет взорвана его великолепными выдумками. Я беру Пелевина!».
Н. Сова: «Я вернулась из Крыма. Отпуск позади. Но могу перечислить то, что читала там. Это были «Хроники заводной птицы» Мураками, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда, а ещё «Завтрак у Тиффани», «Другие голоса, другие комнаты». В общем и целом нелегкое чтение, но какие ж это интересные и умные книги. Замотанная работой, когда бы их ещё осилила? Да здравствует... пляж!»


Рецензии