Евреи в Китае
Первоначально языком китайских евреев был новоперсидский.
По преданиям китайских евреев их предки прибыли в Китай при династии Хань (206 г. до н.э. – 221 г. н.э.) в I в. н.э. (что вполне возможно, т.к. именно к этому времени был проложен шёлковый путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока), и даже не просто при династии Хань, а именно во время императора Минг-Ти, об этом со слов местных евреев говорит патер Brotier: "Эти евреи утверждают, что они прибыли в Китай при династии Хань в царствование Хань Минг-Ти (58–76)", "Многие из этих евреев убеждали меня, что они прибыли в царствование Минг-Ти". Некий Сулейман, еврей путешественник IХ в., утверждает также, что они там поселились в 65 г. н.э. В 718 они упомянуты в документам из Кашгарии. В отчете, написанном 2 магометанскими путешественниками по Индии и Китаю в 851, мы находим, что "евреи поселились в этой стране (Китае) с незапамятных времен", что многие из них из-за богатства и преимуществ отказались от своей веры. Арабские, китайские и др. источники IX–XIV вв. сообщают о существовании еврейских торговых колоний в Китае.
Евреи первыми привезли в Китай не только хлопчатобумажную одежду, но и семена хлопка, за что получили привилегии. Евреи пользовались равными правами и служили в императорской армии. Отец Домингин сообщал: «... в течение длительного времени они (евреи) занимали в Китае важные позиции. Многие из них были губернаторами провинций, государственными министрами, имели ученые степени. Некоторые из них были богатыми землевладельцами. Но сегодня от этого былого благополучия ничего не осталось. А их общины в Ханчжоу, Нинбо, Пекине и Нинся полностью исчезли»... Несколько посвящений, обнаруженных на стеллах, подтверждают эти сведения, так же как рассказы арабских путешественников, датируемые XI в. или свидетельство Марко Поло, который отмечает значительное торговое и политическое влияние евреев в Китае (1286), что даже Куб-лай Хан сам праздновал мусульманские, христианские и еврейские праздники. Эти последние источники утверждают, что «евреи обосновались в Китае с незапамятных времён».
Китайский генерал турецкого (хазарского?) происхождения Ли Ко-юн (Li K’o-yung, ум. в 908 в провинции Шэньси) известен подавлением большого крестьянского восстания под руководством Хуан Чао (ум. в 884) против еврейских купцов и династии Тан (618–907); эти грубые повстанцы вырезали купцов евреев в Гуанчжоу и в Чаньяне (881). В повествовании Абу-Заид (Ибн-Саида) Хасана аль-Сирафи о резне, устроенной в городе Гань (Кантон) мятежником Бай Ху, говорится, что при этом "120000 магометан, евреев, христиан и парсов, бывших здесь по своим делам, были избиты во время восстания Baichu в 884 г. в городе Canfu, являющимся важнейшим портом для купцов-арабов".
В 871 танский император Ицзун, беседуя с арабским путешественником Ибн-Вагабом, показал ему изображения разных пророков. Ибн-Вагаб заметил: «А вот Моисей со своим жезлом и сынами Израиля!». Император сказал: «Так. Но Моисей (тут) играет ничтожную роль, и весь руководимый им народ кажется слишком мало расположенным повиноваться ему!».
Вероятно, в IХ в. в Китай прибыла новая еврейская колония; так, по словам проф. Шаванна: "Между 960 и 1126 гг. (Сунская династия) евреи, прибывшие из Индии, принесли в первый раз, в качестве дани китайскому двору, материи западных морских стран".
Ибн-Батута (XIV в.) говорит, что в Al-Khansa, которую принимают за Hangchau или Canfu, имеется много жителей магометан, евреев и христиан. Евреи встречаются в Китайских анналах: "Они упоминаются в первый раз в "Yuen shi" в 1329 г. по случаю восстановления закона о сборе налога с иноверцев. О них снова упоминают в анналах под 1354 г., когда, ввиду восстания в Китае, богатых магометан и евреев пригласили в столицу, чтобы вступить в армию. В обоих этих случаях они названы "Chu hu" (Джугуд)".
По словам китайского историка династии Юань (XIII–XIV вв.) «В сахарной компании города Ханчжоу богатые евреи и мусульмане занимают все должности».
Стелы рассказывают, что 3 основных еврейских клана провинции Хэнань назывались Аи, Ли и Чин, а на каменной плите 1512 сохранилась строка на иврите, напоминающая строку из Талмуда. Строка эта сообщает потомкам древних израильтян, что Миех-ше (Моисей) получил закон и передал его Ие-шуа (Иешии), а Библия начинается словами: А-ву-ло-ам (Авраам) родил Ии-ссухок (Исаака), что у Моисея был брат А-хо-ли-ен (Аарон).
Во времена Северного царства Сун (X–XIII вв.) группа евреев прибыла в тогдашнюю столицу Дунцзин (Кайфын). В летописи X в. говорится, что евреи в Кай-Фыне получили особые привилегии от правителя города. Надпись, относящаяся к 1489, говорит об иммиграции "70 семейств прибыло с Запада, поднеся императору дары, состоявшие из хлопчатобумажных тканей; император позволил им селиться в Pein-lang (Кайфын)".
1-я синагога в Кайфыне построена в 1163 под руководством Ан-Тьу-Ла (Абдула?, Хамдула?), и её возглавил раввин Лье-Вей (Леви?). Вероятно, при перестройке и расширении в 1279 она уже приобрела вид синагогального комплекса, наподобие китайской пагоды. Этот Храм чистоты и правды (по другим данным – Место церемонии) наряду с самой синагогой включал зал для учёбы, микве, общинную кухню, бойню, сукку и т.д.
В летописях сказано, что один из императоров династии Сунь (X–XIII вв.) объявил кайфынским евреям: "Вот прибыли вы в нашу землю Син, уважали и сохраняли обычаи своих отцов, и насаждали их в грядущих поколениях в Кайфыне". В 1390 евреям была дарована земля и некоторые дополнительные привилегии императором Тай-Цзу (Чжу Юань-чжан), основателем Минской династии. За заслуги еврея, разоблачившего в 1420 заговор в императорской семье, китайские евреи получили право носить китайские фамильные имена (принятие иностранцами китайских имён не поощрялось в начале эпохи Мин).
В 1421 императором было разрешено очень уважаемому им врачу, по имени Йен Ченг, реставрировать синагогу и подарил для неё фимиам. Императором был дан и фимиам для синагоги. В 1461 синагога была разрушена разливом р. Хуанхэ и восстановлена лишь в 1489 каким-то знатным евреем, что зафиксировано в надписи того же года на стеле, где приводятся имена 17 руководителей общины (часть этих фамильных имён и поныне сохраняется у их потомков). Были сделаны новые списки Закона, а знатнейшие члены общины пожертвовали стол для приношения, бронзовую вазу, вазы для цветов, подсвечники, ковчег, триумфальную арку, балюстрады и прочую утварь. Конец надписи 1489 гласит: "Составлена книжником, имеющим учёную степень от префектуры Кай-Фын-Фу, Kiu-chung, написана книжником, имеющим учёную степень, принадлежащим округу Tsёang Fu по имени Tsaou-ts, и высечена книжником, имеющим учёную степень, из префектуры Кай-Фын-Фу, по имени Foo-o. Воздвигнута в счастливый день, в средине лета, во второй год Hung-ch 1488 (след. чит. 1489), в 46 год 17 цикла последователем религии истины и чистоты". В надписи 1512, сделанной одним китайским мандарином, сказано: "Адам, первый человек, был из Teenchou на Западе" (вероятно, имеется в виду Индия или Цейлон, китайский рай, подобно тому как, может быть, и неясная сентенция в надписи 1489: наша религия ведет свое начало из T'heen-Chuh = Индии).
Что касается иммиграции в Китай, то здесь мы находим следующее: "Во время династии Хань приверженцы этой религии прибыли в Китай. В 1164 г. была воздвигнута синагога в Peen (Кай-Фын-Фу). В 1296 она была реставрирована (даты в переводах Тобара и Glover'a немного расходятся). Исповедующие эту религию имеются и в других городах; но повсюду они, без исключения, почитают Священное Писание и уважают Вечный ра-зум, так же, как китайцы, избегая предрассудков и служения идолам. Эти священные кни-ги касаются не только евреев, но и всех людей, царей и подданных, родителей и детей, старых и молодых. Отличаясь немного от ваших (китайских) законов, они сходятся с ними в служении Небу (Богу), почитании родителей и уважении предков".
Говоря о самих евреях, китайская надпись гласит: "Они занимаются с успехом земледелием, торговлей, государственной службой, военным делом и пользуются большим почётом за верность и приверженность и строгое исполнение предписаний своей религии". Надпись 1512 заканчивается следующими словами: "Плита сия была сооружена семьями Jen, L, Kaou, Chaou, Kin, E и Cheng при реставрации синагоги в первый осенний месяц седьмого года царствования Ching-tih'a (Чинг-тиа) из Минской династии 1511 (сл. чит. 1512)". Надпись 1663 начинается, как и предыдущие; она подчеркивает добродетели Адама, Ноя, Авраама и Моисея, а затем соответствие еврейских законов и литературы с китайскими законами. Надпись передает историю еврейских поселений, затем – восстания, завершившегося падением Минской династии в 1642, разрушения синагоги, города и гибели многих евреев, спасения еврейских Писаний – заслуга еврея-мандарина, кой с помощью своего войска восстановил город и вместе с братом реставрировал синагогу в 1653. действительно, в 1642, когда Кайфын был осаждён войском монгольских мятежников во главе с Ли Цзычэном, оборону города возглавил еврей Ли Куань-Тейн. Осаду удалось снять только разрушив плотину на Жёлтой реке, что привело не только к бегству нападавших, но и к затоплению города, в результате которого погибло млн. жителей, и что печально – синагога была разрушена, свитки Торы пропали.
Лишь в 1663 еврейская община, руководимая Чао Чань-Чи, заместителем китайского генерала, сумела восстановить синагогу. После того, как с уцелевшего свитка Торы, который посвятили Моисею, были сняты 12 копий (по числу колен Израиля), а также исправлены и восстановлены молитвенники, синагога была освящена в 1663, о чём свидетельствует надпись того же года на стеле, увековечившая имена всех членов общины, принимавших участие в восстановлении синагоги, реставрации и переписке священных текстов.
В ней же названы имена инициаторов строительства синагоги: еврея-офицера Чжао Чен-чина и его двоюродных братьев мандаринов Чжао Ин-чена (Моше бен Аврахам) и Чжао Ин-ту – известных также как авторов рифмованных книг по Иудаизму на китайском языке «Сообщения о неясных местах Священного писания» и «Предисловие к Светлому пути» (соответственно). Известны и другие китайские евреи, писавшие в XVII в. по-китайски стихи на еврейские темы, например, Ай Шите и Шен Чуюань.
В начале XVII в. основатель иезуитской миссии в Пекине священник Риччи встретился с евреем, который сказал ему, что он исповедует Единого Б-га. Заметив в миссии изображение Мадонны с Иисусом, он подумал, что это Ревекка с Яковом или Исавом на руках. По его рассказам, он был из Кай-Фын-Фу, где жили ещё 12 семейств (но при династии Мин их было ок. 500) его единоверцев, имевших там синагогу и книги, написанные на др. евр. яз., как и книги, виденные им в миссии. Риччи был слишком стар, чтобы предпринять путешествие в Кайфэн, и он послал туда иезуита-китайца, который подтвердил эти сведения.
Благосостояние китайских евреев тогда было плачевно, но были и победы – из генеалогического реестра, написанного между 1660 и 1670 узнаём, что некоторые евреи в Китае имели по несколько жён. Судя по именам, многие женщины были нееврейского происхождения.
Народное восстание тайпинов (1850–64) пришлось не по вкусу еврейско-китайским олигархам, в результате «многие евреи оставили Кайфэн и переселились в другие места».
Шанхайский еврей С. Соломон сообщил в 1900 главному раввину Лондона: «Мне донесли, что полковник германской армии Леман из Цзя-очжоу несколько месяцев находился в 100 милях к юго-востоку от Кайфэна и видел там около 500 туземных евреев, большинство которых занимается торговлей шёлком».
Евреи внесли значительный вклад в развитие Гонконга, особенно олигархические семьи Сассун и Кадури, которые принимали на работу в свои фирмы в качестве руководителей и технических специалистов только евреев, как правило, из Багдада.
В 20-е в Харбине была «богатая еврейская колония, во главе которой стоял популярный доктор Кауфман, Это была колония крупных предпринимателей, концессионеров, банкиров, владельцев контор, мельниц, складов». Известен был и Е.С. Кауфман – издатель харбинской газеты «Рупор», а затем и журнала «Рубеж», который продолжал издаваться почти до конца существования в Маньчжурии русскоязычной колонии. Харбинский коммерсант Иосиф Каспе «воплощал в себе еврея-вампира, нагло жиреющего на несчастьях других». Каспе перебрался в Харбин из России, открыл часовую мастерскую, служившую одновременно комиссионным магазином. Постепенно он расширял дело и к 1918 стал хозяином одного из богатейших на Дальнем Востоке ювелирных магазинов, в 20-е гг. купил несколько кинотеатров и лучший в Харбине отель «Модерн». К 1932 его состояние исчислялось миллионами юаней. Известно, что ещё в 20-30-х гг. (сначала в гоминьдане, затем в компартии Китая) активно действовали агенты Коминтерна, напр., Бородин (Грузенберг). Еврейское происхождение приписывают супруге президента гоминьдановского Китая Чан Кайши и её сестре (жена Сунь Ятсена, который сверг китайскую монархию и стал первым президентом Республики), а так же Лю Шаоци (1959–68), 2-у человеку в государстве при Мао Цзедуне. Лю Цофанг, – брат деда Лю Шаоци, при Мао Цзедуне занимал пост министра финансов, во время Культурной революции расстрелян. Этот брат деда рассказывал, что их род идёт от еврейских переселенцев, прибывших с Цейлона при династии Хань и принадлежали они к колену А-тлу-ла. Сподвижником и покровителем Мао Цзэдуна был Чжоу Эньлай, принадлежавший, по некоторым данным, к еврейской общине. С США Китай померил госсекретарь Генри Киссинджер.
Примером ашкеназского еврея, прославившегося в Поднебесной, является Якоб Розенфельд (Ло), врач, родом из Вены, вступил добровольцем в революционную армию Мао Цзэдуна, стал генералом и даже занимал пост министра здравоохранения временного правительства в 1947.
Китайские евреи добирались до Японии. Так, Кампо Харада, знаменитый японский каллиграф, имеет родословную, прослеживающуюся до Китая XIII в. Имеется документ, свидетельствующий о том, что в это в время там было еврейское поселение, откуда ведут своё происхождение его предки, и этот документ в его семье передается по наследству.
Свидетельство о публикации №207082500082
Василий Одинцов 22.02.2016 22:14 Заявить о нарушении