Русский мат. Структура и среда обитания. Ответ Е

Конец ХХ и начало XXI века ознаменованы, наряду с бесспорно выдающимися достижениями человеческого гения, процессами дегуманизации, при которых в философии и литературе осуществляется смена образа человека, «устаревшего в результате социальных и культурных изменений на новый образ, лучше приспособленный к этим изменениям» (Рорти). Эти процессы наиболее рельефно просматриваются в произведениях представителей постгуманизма и неореализма. Неореализм и постгуманизм можно охарактеризовать как мировоззрение анархической эпохи, которые отрицают основные принципы миропонимания – целостность, разумную организованность, духовность.
Об изменении взгляда на человека в современной литературе свидетельствуют дегероизация, травестия, повышенное внимание к умственному и нравственному уродству, психопатологии, разрушительному началу в людях, расщеплению фигуры человека, преподносимые нам представителями этих литературных течений.
Нарушение причинно-следственных связей, обрывы речи, стилевой разнобой с одной стороны, акцентирование псевдокультурного, грубо-физиологического начала, сексуальных извращений с другой служат выявлению разрушительных либидозных пульсаций, определяющих поведение персонажей представителей этих литературных течений. В постгуманистических и неореалистических произведениях реабилитируются темные, чувственные радости, открытая сексуальность, расшатывается оппозиция «мужское - женское» путем любования открытыми лесбиянскими и педерастическими сценами. Национально-культурный компонент, утрачивая свою специфику, соединяется с инонациональными псевдокультурными компонентами. В результате возникают гибридные образования, воплощающие идею совмещения несовместимого в виде легитимизации лесбиянства и педерастии как форм комфортного существования определенных социальных пластов, причем для этого в социальный лексикон вводятся такие нейтральные понятия, как «гомосексуализм», «сексуальные меньшинства», «голубые» и т.д.
На этом фоне кажутся безобидными стремления «современных, раскрепощенных литературоведов» (которых можно классифицировать как неореалистов), к плюральности русской литературы путем преодоления социального табу на мат, широко пропагандируемые как на страницах периодической печати, так и в Интернете. Несмотря на поверхностное отсутствие связей между этими стремлениями и процессами дегуманизации, эти связи, тем не менее, четко просматриваются.
Однако, эти стремления не так уж безобидны, как кажется на первый взгляд. Для начала отметим естественный в кризисные эпохи общественно-исторического развития рост нигилизма (от лат. nihil ничто), - отрицания общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни, пропаганду бездуховности, сопровождающий процессы дегуманизации. На этой волне ведется пропаганда «раскрепощения, стремления к свободе», в том числе и к стремлению выражать свои мысли путем замены частей речи (в том числе и глаголов) на «бытовые» названия либо половых органов, либо коитальные аналоги, иными словами – к допущению мата в литературный оборот. Мат называют «камасутрой языка», который постулирует «эротическое отношение» к тексту, или же «орфографический оргазм». Стремление выразить в литературном произведении средствами бытового мата состояние героя, дать его образную характеристику, «выразить его бунтарский дух» считается в неореализме «заменой идиллических картинок соцреала на суровую действительность». Для «защитников мата» всё духовное объявляется игровым полем, на котором можно произвольно и безнаказанно играть в любые игры. Но такая игра и такая замена вовсе не свидетельствует о приобретении свободы самовыражения. Постоянное присутствие в речи грубых, сексуально ориентированных аналогов частей речи подразумевает неудовлетворенное либидо, и как следствие этого – скрытый фаллоцентризм, придавая любому общению сексуальный контекст. Применение же при вербальном контакте фаллических, либо вагинальных словесных символов, демонстративное смакование коитальных подробностей в беседе, не имеющем сексуальный контекст, расценивается социумом как цинизм – открытое пренебрежение принятым и устоявшимся в обществе правилам сосуществования. С другой стороны, мат – это лингвистический паттерн, который используется индивидуумом для сознательного мышления и который организует его жизненный опыт, позиционируя его в конкретной социальной среде. Таким образом, структуральный компонент мата – это особый, принятый только в определенной социальной среде способ вербального контакта, посредством которого субъект идентифицирует, либо идентифицируется в этой среде на «свой - чужой». Как тонко подметил Ницше, «Вы будете всегда иметь только такую мораль, которая соответствует вашим представлениям о ней». Поэтому мат – это один из основных запретов, налагаемых культурой на поведение человека в социуме.
Поскольку мы декларируем приверженность к духовным ценностям западно-европейской цивилизации при трезвом осознании её противоречий, в частности противоречий между свободой и ответственностью выбора, мы должны четко представлять себе дозволенные границы этой свободы и меру ответственности выбора. Мат никогда не был выразителем сексуальной свободы. Мат, прежде всего – эксплицитная презумпция коитуса и его вариаций, а затем – лакмусовая бумажка, по которой определяется общий интеллектуальный и культурный уровни индивидуума. Мат, имеющий, как было отмечено выше, в своей структуре похабщину, грубые намеки, а чаще – открытые ссылки на извращенные формы коитальных отношений и разнообразные фалло-вагинальные термины, в нормальной среде никак не может доставить читателю (или собеседнику) эстетическое наслаждение, если только он при этом не получил изначально порочное воспитание.
Есть другой структурный компонент мата, который больше всего осуждается социумом, и вызывает его неприятие – это его доминантный, однозначно выраженный оскорбительный характер. К кому бы не был обращен мат – к себе, неодушевленным вещам, силам природы, другому человеку – он имеет явный, нескрываемый, открыто выраженный оскорбительный характер и открыто негативный потенциал, поскольку окрашен эпитетами, выражающими либо непосредственно коитус, либо фалло-вагинальные основания.
 «Прелюбодеяние и педерастия разрешены среди многих наций, но вы не найдете ни одной, где было бы дозволено открыто об этом говорить; общество не может существовать там, где люди похваляются низменными страстями… Многие здесь мне готовы возразить: а если я решу, что благополучие мое состоит в том, чтобы убить, украсть, прелюбодействовать, - меня ведь ничто от этого не удержит и я смогу без зазрения совести предаваться своим страстям! Для подобных людей у меня нет иного ответа, кроме того, что они будут повешены – именно для таких людей устанавливаются законы…»(Вольтер). Так мы подходим к третьему – правовому компоненту мата, которым общество укрепляет силу табу, наложенного на мат. Мы можем сравнить любой Уголовный кодекс – безотносительно к тому, какое государство приняло этот кодекс, в нем имеется однозначный, законодательно установленный запрет на мат как явление, нарушающее комфортное состояние социума. В криминологии и юридической социологии давно уже является аксиомой связь между высоким уровнем преступности и средой, где мат является социально нормальным средством вербального контакта. С другой стороны, нельзя отождествлять власть как некую репрессивную силу, подавляющую всё, включая как сексуальность, так и его компоненты типа мата, что стремятся доказать неореалисты. Даже такой человек, как Мишель Фуко, известный своими гомосексуальными наклонностями, умерший от СПИДа, после выхода своей «Истории сексуальности» заметил: «Наша современная одержимость сексом очень далека от свидетельства нашего освобождения. Наше общество – это общество не репрессии секса, а его экспрессии».
Каждый человек имеет свои «фильтры восприятия» - уникальные идеи, опыт, воспитание, убеждения и язык, которые формируют его модель мира. Среди этих элементов немаловажными являются эстетические вкусы – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной переработке исторически и социально обусловленных эстетических понятий. В зависимости от «плотности» этих фильтров и полученных в результате воспитания эстетических вкусов человек либо однозначно отвергает мат как чуждый элемент своей мировоззренческой модели, либо воспринимает его как естественный компонент собственной культуры. Нужно ли говорить, в какой социальной среде рос и получил воспитание человек, который считает коитальные и фалло-вагинальные аналоги нормальных слов естественным компонентом собственной культуры, и более того, встает на защиту похабщины, утверждая, что похабщина является частью общего культурного наследия народа, и как следствие – имеет право на легитимизацию. Поэтому не удивительно, что любые попытки систематического объяснения мира, на построение этической и эстетической иерархии тут же поднимаются таким «защитником» в штыки, а пошлость выдается за проявление вкуса.
 Литература полифункциональна: она имеет информационно-коммуникативные, художественно-концептуальные, познавательные, воспитательные, суггестивные, эстетические и прочие функции. Своеобразие видения мира, отбор жизненного материала определяются и регулируются мировоззрением автора. При этом на его творчество наиболее непосредственно влияет та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуемой в образах. Но при всем этом существуют определенные требования, предъявляемые автору общественной моралью, которые автор, желает он этого или нет, обязан соблюдать. Поскольку его литературный продукт, открыто опубликованный, ставший доступным неограниченному количеству читателей, несет в себе все перечисленные функции, автор в силу явно негативной сексуальной доминанты мата не имеет ни морального, ни юридического права на его пропаганду. И если в первом случае он получает только общественное осуждение, то во втором – перспективу изъясняться только на пропагандируемых им аналогах имен существительных и глаголов на срок, определенный приговором суда. Общество (может, за небольшим исключением) и современная русская литературная парадигма, несмотря на пережитый кризис, всё-таки не приемлют мат в любых его вариациях. Табу на мат сохраняется.


Рецензии
Абдуджабор, Ваша статья написана уже давно, но не потеряла своей актуальности.Наступление на нашу Родину, я имею всех, кто родился в СССР и в его республиках идет по всем фронтам. Это и деградация образования, искажения истории, это и растления населения, в основном молодежи! Конечно мат искоренить нельзя , но допускать его легализацию в печати, телевидении, интернете - это безнравственно и преступно!
С уважением,

Евгений Боровицкий   18.02.2019 12:14     Заявить о нарушении

Добрый день, Евгений,
Тема моей научной работы - теория Интернета (её можно найти на определенных сайтах). Так вот, я в течении 9 (девяти!) лет пытаюсь провести в Думу закон о полной блокаде порносайтов. Технически это очень просто. Это уже сделано в Китае. И все 9 лет мне твердят о правах человека. Якобы это нарушит право на свободу. А всё очень просто - порносайты приносят прибыль в 1500 (одну тысячу пятьсот!) процентов больше, чем, скажем, посев, уборка и продажа зерна. Такая вот арифметика. И интернет-лобби в Думе никогда такой закон не пропустит.
Заглядывайте.

Абдуджабор Абдуджалилов   18.02.2019 21:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.