Мистификации Бориса Виана
Борис Виан
Пена дней
“…Во время пробного показа кинокартины снятой по роману “Я пришел плюнуть на ваши могилы” скоропостижно скончался автор книги Вернон Салливан”.
Именно с этих слов могли начинаться некрологи, напечатанные в парижских газетах 24 июня 1959 года, хотя, писатель с вышеупомянутым именем никогда не существовал в реальности. Вернон Салливан – хитрая выдумка, смелая проделка Бориса Виана – поэта, прозаика, музыканта, актера. И великого мистификатора, Человека в финальных сценах обыгравшего смерть, отпущенные ему годы растянувшего на две жизни. Виан, перенес в детстве лихорадку, давшую осложнения на сердце, Поэтому он с юности догадывался, что его песочные часы ускорили ход. Он рискнул обогнать ускользающее время и остаться в вечности.
Самое известное произведение Бориса Виана “Пена дней” было начато автором 8 марта 1946 года, а завершено… десятого числа того же месяца того же года (если конечно сама история создания книги не выдумана неугомонным Борисом). Написать десять авторских( не печатных!) листов рукописи за два неполных дня – это рекорд, достойный книги Гиннеса. Виан же будет номинирован за “Пену дней” только на премию Плеяды, но даже ее не получит.
Мистификация – слово роковое для Бориса Виана. “Пена дней” не единожды удостаивалась подобного эпитета. Верноносалливанский роман “И смерть уродам”, вышедший на русском языке в серии “Детектив Франции” (1992г, второй том антологии) в аннотации, также, назван романом-мистификацией. Причем в пятом томе антологии, критик Андрей Бессмертный-Анзимиров дав обзор французской детективной литературы 40 - 50 гг. XX века, совершенно не упомянет Виана. Возможно, материал о писателе просто не поместился в рамки обзора, а может, этому виной отголоски скандальной славы Бориса Виана. Ведь никто до Виана, изваяв шокирующий роман, не прикидывался всего лишь скромным переводчиком с английского. Не подвергался судебному преследованию за оскорбление общественной нравственности. Не смеялся над знаменитым французским философом Жан-Полем Сартром, выведя его карикатурный образ в романе «Пена дней» под именем философа Жан-Соля Партра. Причем, Сартр шутку оценил и стал в последствии, если не другом, то хорошим приятелем Виана.
Говорят, что имя человека определяет его судьбу, свое мальчик из парижского предместья получил в честь оперы «Борис Годунов», страстной поклонницей которой была его мать. Неудивительно, что Виан сам начал писать оперы (самую известную «Фиесту» - закончил за год до смерти). До этого он пробовал себя в актерском мастерстве – сыграл кардинала в экранизации «Собора Парижской Богоматери», засветился в небольшой роли в «Опасных связях» Роже Вадима. В качестве журналиста отметился в изданиях «Jazz Hot”, ”Combat”, “Les temps modernes”. Побыл арт-директором парижских фирм звукозаписи «Фонтана» и «Филипс».
Как поэт, Борис Виан практически неизвестен в России. Единственная книга его стихов, переведенная на русский язык – «Блюз для черного кота», была издана небольшим тиражом в 2002 году.
Свидетельство о публикации №207082600346
Вы меня (именно ваша рецензия) заинтриговали.
Сколько раз уже пыталась обратиться к его творчеству но - никак он у меня "не идёт".
Попытаюсь ещё разок. На рождественских "каникулах"
Юлия Григорьева 2 24.12.2009 12:23 Заявить о нарушении
Лично мне очень нравится "Пена дней", а "Серцедер" то же, как-то не пошел...
Ольга Попова 24.12.2009 19:16 Заявить о нарушении