Жемчужины души. Опередивший свое время

Ты не гонись за рифмой своенравной
И за поэзией - нелепости оне:
Я их сравню с княгиней Ярославной,
С зарею плачущей на каменной стене.

Ведь умер князь, и стен не существует,
Да и княгини нет уже давным-давно;
А все как будто, бедная, тоскует,
И от нее не все, не все схоронено.

Но это вздор, обманное созданье!
Слова - не плоть... Из рифм одежд не ткать!
Слова бессильны дать существованье,
Как нет в них также сил на то, чтоб убивать...

Нельзя, нельзя... Однако преисправно
Заря затеплилась; смотрю, стоит стена;
На ней, я вижу, ходит Ярославна,
И плачет, бедная, без устали она.

Сгони ее! Довольно ей пророчить!
Уйми все песни, все! Вели им замолчать!
К чему они? Чтобы людей морочить
И нас, то здесь - то там, тревожить и смущать!

Смерть песне, смерть! Пускай не существует!
Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
А Ярославна все-таки тоскует
В урочный час на каменной стене...
1898-1902
Константин Константинович Ключевский (1837- 1904).
- Предтеча. Многое из того, что будет характерно для современной поэзии, заявил Ключевский. Опередил свое время, почти неизвестен современникам.
Своеобразна жизнь.
По социальному положению принадлежал к верхушке, родился в семье сенатора.
Жизнь его началась среди кастового русского офицерства. Юный Ключевский был определен в кадетский корпус.
В 1859 году он в Академии Генштаба.
Через год прервал карьеру.
Уезжает за границу. Слушает лекции в Париже. Степень доктора философии.
В 1866 году возвращается на родину. Дальнейшая жизнь сановника.
Главный редактор «Правительственного вестника».
Никто из русских литераторов не был так близок к верхушке, как Случевский.
Один из своеобразнейших поэтов.
В 1860 г. опубликовал первое стихотворение в «Современнике» (печататься в Современнике – удостоверение в талантливости). В «Отечественных записках».
А.Григорьев о стихах Случевского: «Это могучие, стальные стихи, блестящие, как сталь, гибкие, как сталь».
Человек глубочайшего критического чутья, Григорьев сравнивал Случевского с Тютчевым.
Полемика ожесточеннейшая. Случевского подвергли критике со стороны «Искры», которая ни одного русского поэта не обливала такой грязью, как Случевского.
Искровцы увидели апогей чистого искусства.
Он был неожиданным.
Спародировать заурядное трудно.
Случевского пародировали. «Мои желания» Случевского. Аналогичная поэзия: Майков, Щерба...
1860 год. Это начало литературной деятельности.
Его потрясла брань. Он перестал публиковать стихи.
До 1972 г. не было публикаций.
В 1871 – под псевдонимом.
В 1874 подписался своим именем.
На Случевского набросились не только потому, что считали сторонником чистого искусства – его поэтика была необычна.
Издал четыре книги стихов. Работал как прозаик. Его повести – явление заурядное.
1898 – выходит собрание сочинений Случевского в 6 томах.
Эпоха Случевского в литературе началась вместе с русским символизмом.
Особенно с 1904 года. Сал популярным. Смерть определила.
Поэтов часто убивают,
Чтобы цитировать потом.
Евг. Евтушенко.
Был канонизирован символистами. Брюсов воспел Случевского.

... Все стихотворение – это спор, диалог. То, что диалог, свидетельствует первая строка.
Ты – я
Стихотворение – под знак этого ты.
Ритм все более динамизируется, В последних двух стихах все меняется.
Метрически выделяется -ямб – местоимение оне, на местоимение падает внеметрическое ударение.
Поэзия – ничто, потому что неосязаема, не имеет практической ценности, именно поэтому она нелепость, вздор, антипод практицизма, не дает практического результата.
Важны отрицания. Они действуют.
Поэзия в целом – искусство.
Духовное – не плоть. Сближение поэтики Случевского с поэтикой символистов.
Синонимические ряды, дающие символ. Целая группа слов становится синонимами.

Ярославна – символ поэзии, искусства. Заря – природа.
Гармония и дисгармония..
Дисгармоническое начало стиха выражено через систему метра. Вслед за длинной строкой идет короткая. Редко такое явление.
В первой слоговой группе нет ударений, слоговые группы не упорядочены. Все это рождает определенную диссонансность.
Фоника строит гармонию – метр разрушает гармонию фоники.
Трагическая разъединенность мира. С другой стороны, утверждение гармонии, провозглашение духовного на семантизации звука. Каждый звук значим.

Живопись звуком. Бальмонт потом за каждым звуком закрепит цвет.
Много лексических и синтаксических единиц у Случевского, которые раньше не употреблялись.

Как нет сил на то, чтоб убивать,
Чтобы людей морочить
И пророчить.

Случевский вводит канцеляризмы. Никогда так не было. Напоминает Надсона, но соединено у Случевского с высоким, с философской лексикой.
«Вздор», «нелепость» с поэзией соединено. Канцеляризмы, введенные в контекст высокого, рождают новое качество, новую систему: Случевский разрушает штамп, фразеологическую систему, соединяет то, что вообще не соединимо. Антифразеологическая система.
Синтаксис странный, трудный.
Ходит вечер, избочась...
Разрушение логического синтаксиса, а у него становится системой. Суть?
Стенограмма мысли.
Когда записываем, приводим к ясности. Мыслим так, а записываем иначе - другая мысль. Словно свою мысль записываетна магнитофон, отказываясь от правки мысли.
Углубляется, уходит вглубь мысли. Меняется ее характер, тип. Высокая философия.
Красота безобразия в контексте превращается в иное.
Это значимо для поэзии 20 века.
Первенцем декаденства был Случевский.
Ярославна –искусство.
Заря – природа.
Даже не это важно. Мир духовности – мир искусства, природы.
Упоминание о Ярославне – цитата, вводится мир «Слова о полку Игореве»,
Вводится вечность, время действия от Ярославны и до наших канцеляризмов.
Ярославна все-таки тоскует
Эта концепция времени существенна для Случевского.
Не сколько о времени, сколько о Вечности. Повествует о вечности всегда.
Подходит к мифологической структуре.

P.S. Не далее, как вчера знакомилась со стихами Случевского.
Немало замечательных стихов. Вот несколько:

В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
За стеклами шкапов виднеются костюмы;
Пращи и палицы и стрелы дикарей,
Ряд масок с перьями, с хвостами льва и пумы,
С клыками, с камнями в отверстиях очей!

Большие чучела в смешных вооруженьях,
Ежи какие-то от головы до пят,
Рассчитаны на то, чтобы пугать в сраженьях,-
Совсем стесняющий и пресмешной наряд.

Что ж? Разница не то, чтобы совсем большая:
Такое пугало в колючках и ножах -
И страны целые от края и до края,
Одетые в металл, все в пушках и штыках.

Там - человек один; здесь - целые народы,
Себе и всем другим мешающие жить...
Но что же за шкапы им нужно, что за своды,
Чтобы со временем в музеи разместить?

* * *
Я люблю тебя, люблю неудержимо,
Я стремлюсь к тебе всей, всей моей душой!
Сердцу кажется, что мир проходит мимо,
Нет, не он идет - проходим мы с тобой.

Жизнь, сближая этих, этих разлучая,
Шутит с юностью нередко невпопад!
Если искреннее обниму тебя я -
Может быть, что нас тогда не разлучат...

(...)
А в творчестве людском? О нет! Не оглянуть
Всех типов созданных и тех, что народятся;
Людское творчество - как в небе Млечный Путь:
В нем новые миры без устали родятся.
(...)


Рецензии