Конспект

Конспект (1999)



Получил вашу книжечку. Прекрасно по форме и по содержанию. Язык же выше всякой похвалы. Это не наш, искусственный народный язык, а сплошной живой язык с вновь образовывающимися словами и формами речи. Продолжайте писать в этой форме, это ваше призвание...
 Л.Н. Толстой С.Т. Семенову

Может быть, дикари, слушая пробующего в первый раз скрипача, и остануться довольны и будут даже плясать под эту игру, но эту какофонию мы понимаем.
Какофонию же писательскую не понимаем и принимаем за настоящее.

Шекспир не сумел, да и не хотел придать никакого характера Гамлету и не понимал даже, что это нужно.

Ни характеры Лира, ни Отелло, ни Фальстафа, ни тем менее Гамлета никак не подтверждают существующее мнение о том, что сила Шекспира состоит в изображении характеров.
 Л.Н. Толстой

Но как ни сильно может быть выражено в одной сцене движение чувства, одна сцена не может дать характера лица, когда это лицо после верного восклицания или жеста начинает продолжительно говорить не своим языком, но по произволу автора ни к чему ненужные и не соответствующие его характеру речи.
 Л.Н. Толстой

Мысли и изречения можно ценить в прозаическом произведении, в трактате, собрании афоризмов, но не в художественном драматическом произведении, цель которого вызвать сочуствие к тому, что представляется.

Можно, не нарушая иллюзии, не досказать многого – читатель или зритель сам доскажет, и иногда вследствие этого в нем еще усилится иллюзия, но сказать лишнее всё равно, что, толкнув, рассыпать составленную из кусков статую – внимание читателя или зрителя отвлекается, читатель видит автора, зритель – актера, иллюзия исчезает, и вновь восстановить иллюзию бывает уже невозможно.
 Л.Н. Толстой

Только человек, совершенно лишенный чувства меры и вкуса, мог ниписать «Тита Андроника»... и так безжалостно изуродовать старую драму «King Lier».

У Шекспира всё преувеличено: преувеличены поступки, прувеличены последствия их, преувеличены речи действующих лиц, и потому на каждом шагу нарушается возможность художественного впечатления.
 Л.Н. Толстой


Рецензии