Краткая литконсультация для начинающих

 Введение
 Практика проведения семинаров и фестивалей для начинающих литераторов показывает, что среди молодых людей, пятнадцати – двадцати пяти лет труднее найти тех, кто не пытается писать стихи или прозу, чем тех, кто пытается и не стесняется демонстрировать лучшие образцы творчества окружающим. Среди пишущих высок процент бумагомарателей с графоманским синдромом, но есть и сочинители с врожденным даром. Мы не будем говорить о первых, большинство которых безболезненно перерастет «опусный» период, а оставшиеся примутся трудиться на процветание бездарного массового чтива. Мы, в своей краткой литконсультации обращаемся ко второй категории молодых авторов.
Мы не собираемся никого учить «писать, согласно, установленным правилам». Более бесполезного занятия придумать трудно. Морализаторство и жесткие назидания в отношении начинающих авторов – пережиток прошлых веков. Мы считаем, что каноны, придуманные одними писателями, могут быть переделаны или совсем отринуты другими. Единого, абсолютного стандарта в литературе не должно существовать. Здесь, как нигде ценится новаторство. «…На жизнь имеет право все! Поэтому, прежде всего, пиши только свое! – пусть это даже и не подходит под общепринятое « слухоприятное слушанье»- тем лушче» - говорит писатель Геннадий Назарс и редакция «Альта» его мнение.
С другой стороны консультанты «Альта» сталкиваются с гигантским количеством ошибок и огрех в присланных материалах. Читать подобные произведения – просто неприятно. Некоторые «литераторы-чайники» пытаются выдать свои неряшливость и неграмотность за авангард. Но это ведь просто смешно! Итак, хотим дать главный совет - молодой писатель - филологом ты можешь и не быть, но грамотным человеком быть обязан.

 Писатель и критика
 Вопреки обыденному представлению, будто «гений в правке не нуждается», критику всегда есть, что сказать молодому автору.
Врожденный литературный дар редко проявляется во всей полноте в первых творческих опытах. Присутствуя в них в зачаточном состоянии, он нуждается в развитии. «Стать писателем можно, создав первый рассказ, это же не профессия врача или юриста, чтобы несколько лет учиться» - стойкое заблуждение, присущее авторам- дилетантам. Конечно, в России только Литературный институт им. Горького подготавливает профессиональных литераторов, и не каждому желающему дано побывать в его стенах; поэтому главным для писателя без диплома Литинститута остаются самообучение и самообразование. А критика является одним из важнейших элементов становления писателя. Известны случаи, когда после деконструктивной критики, переставали творить весьма талантливые литераторы. И, напротив, критические выпады в адрес «средненьких» произведений, подталкивали их авторов к написанию более качественных работ.
Если Вы начинающий литературный деятель и решили узнать мнение профессионала о своем творчестве, то самый краткий путь к критику лежит через отделение Союза Писателей (причем не важно российских или России). В отделениях СПРФ, как правило, есть литературный консультант, он в силах, и сам творения отрецензировать, и направить к специалисту-критику. В качестве рецензентов могут выступить и преподаватели филологического факультета, и руководители литературных студий, и маститые писатели.
Прежде чем представить творение на критический суд, стоит внимательно прочесть его, выявить неточности, огрехи и описки; отложить в сторону на неделю, вновь перечесть и исправить ошибки – если они обнаружатся, а потом спешить к критикам.
Может случиться, что результат рецензии Вас разочарует, но не следует обвинять критика в неблагожелательном отношении к Вам. Критик высказывает субъективное мнение, свою точку зрения и Вам не обязательно принимать его высказывание за истину в последней инстанции. А вот прислушаться к ним стоит! Бывает, что критика абсолютно несправедлива – отнеситесь к рецензии по-философски - человеку свойственно ошибаться; от необдуманных суждений не застрахован и автор десяти книг.
Помните, что не критик враг писателя, а лень, нежелание работать над ошибками, болезненное самомнение и ничем не подтвержденная убежденность в гениальности.
 Практические советы
1.1 Бедный словарный запас и слова-штампы – бич начинающих авторов. Что проще, описав героиню рассказа наделить ее «иссиня-черными волосами», «алыми губками» и «красивыми глазами». Но как же банально выглядит эта героиня! Штампы загубят самый увлекательный сюжет - его просто прекратят читать, встретив огромное количество штампов на первой страннице. Бедный тезаурус* можно обогатить с помощью словарей. Заведите «Словарь синонимов русского языка» и «словарь иностранных слов». Просматривайте их время от времени. Помогает!
1.2 Следует избегать повторов и употребления по соседству однокоренных слов
(например, глаголов и их производных). Думаем, что «масло масляное» в комментариях не нуждается.
1.3 Не допускайте нагромождения согласных на стыках слов (например, взгляд с взглядом), они делают стихотворения труднопроизносимыми.
1.4 Старайтесь не употреблять рядом два и более существительных в одном и том же падеже ( например, « ..нагота остовов скелетов домов»
1.5 Нарочно, ради ритма, переставленные ударения мешают восприятию стихотворения. «груд посуды» в лирике недопустима.
1.6 Короткие не несущие смысловой нагрузки слова, вставляемые в строку ради ритма (лишь, уж, вот и др) должны быть отринуты. Писатель-профессионал редко использует слова-паразиты в творчестве.

2.1 Слабые или бедные рифмы характерны для начинающих поэтов. Следует запомнить, что недостаточно подбирать слова, так, чтобы совпадали рифмующиеся гласные (например, сток – ком) нужно стараться, чтобы созвучны были и окружающие их согласные (сок - стог). Глагольные рифмы (вставать-писать)_в которых созвучие достигается за счет суффиксов и окончаний, считаются слишком легкими, поэтому низко ценятся.
2.2 Высокий «штиль», отвлеченные понятия – пережитки классической поэзии. Не стремитесь к излишней цветистости речи. Следуйте велениям вдохновения, а не опыту классиков. Не бойтесь быть новатором, стремитесь к новизне, но не переусердствуйте. Футуристов ценили, но не понимали.
2.3 Поэту следует избегать оценочных слов в стихотворениях. Сопереживать, а не проклинать, понимать, а не судить, не выносить приговоров и не навешивать ярлыков – таково кредо поэта.
2.4 Просторечные выражения и мат в лирических стихотворениях – это… Ну Вы сами понимаете…
 Заключение
 В данной краткой литконсультации мы ни в чем не убеждали, и ни к чему не принуждали молодые дарования. Имеющий глаза - прочтет, имеющий разум – поймет, имеющий слух – прислушается.

• Словарный запас
 Редакция литературно-публицистического журнала «Альт»


Рецензии