На Западе существует теория, что-де за всеми, даже за самыми добрыми, альтруистическими поступками все равно всегда стоит наше «Эго», желание потешить свое «Я», что вот, мол, какой я хороший, добрый и пр., пр.; что даже наши добровольные лишения и страдания ради своих близких или просто ради любого ближнего также основаны порой на своеобразном мазохистском эгоизме. Вопрос, конечно, сложный… Еще в 17 веке французский писатель Франсуа де Ларошфуко утверждал, что «в основе нашей щедрости лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим». Отчасти это перекликается и с теорией разумного эгоизма Чернышевского. Но пусть даже и так, но ведь важен конечный результат, и, в конце концов, мне ведь все равно, что стоит за тем или иным чьим-то добрым поступком по отношению ко мне, коль скоро он добрый. Во всяком случае, такое проявление эгоизма благоприятно, доброкачественно, так сказать, (у Ницше это «здоровый и священный эгоизм») и уж в любом случае, по сравнению с повсеместным эгоизмом злым, проявляющимся в жадности, скупости, жестокости, злобной зависти и прочих социально-бытовых мерзостях-бяках. Опять же по Ницше, это «эгоизм чересчур бедный и голодающий, который всегда хочет красть, эгоизм больных, больной эгоизм»…
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.