Авалон- остров яблок часть1

Авалон - легендарный остров, упоминаемый в британских легендах. Считалось, что остров находится под правлением волшебницы Морганы ле Фэ и ее восьми сестер, которые были известны искусством врачевания. Впервые Авалон упоминается в книгах Джефри из Монмунта “Historia regum Britanniae” (1136) и “Vita Merlin” (1150), где описывается как «Остров яблок» и называется «счастливым». Джефри из Монмунта, вероятно, пытался найти связь изображенного им «Острова яблок» с кельтскими мифологическими представлениями о рае. Название «Авалон», несомненно, близко по значению к уэльскому слову “afal”, что означает «яблоко». В Сомерсете Авалон отождествляется с городом Гластонбери, в соответствии с кельтскими легендами об «острове стекла», заселенном умершими героями. На этот остров, по легендам, был доставлен король Артур, чтобы залечить там раны после своего финального сражения, и там же он был и похоронен.

Гластонбери
Гластонбери – где-то на крайнем западе Англии. Правда, ее-то можно пересечь поперек всего за полдня. Но плотность слоев истории сводит на нет укороченность расстояний. В России привыкаешь к безвременным пустотам, где как скупые наброски проступают города и села. А здесь готика проживает в близости с викторианской эпохой, а современность старательно копирует великое прошлое. Мир волшебной старины. Время кельтских легенд и историй. И чем ближе к Ирландии и Шотландии, тем отчетливее оно слышится и тем значительнее его отпечатки. По дороге на запад, кажется, стремительно несешься по слоям истории - мимо призрачных маленьких человечков в зеленых кафтанах и настоящих пабов с чистым благородным элем. И вот мы почти у западного края. Там, откуда уходили корабли эльфов и героев в земли блаженных и куда приходили корабли с друидами и поэтами, первыми христианскими проповедниками, что порой было одно и то же. Рядом с Уэльсом, откуда до сих пор доносятся отголоски древних кельтских легенд, расположен этот крошечный городок, в имени которого и затаился ключ к тайне. Тайне, которая стоит того, чтобы пересечь страны и моря, ибо эта тайна вносит поправки в ход истории целых стран…
До недавнего времени мне ничего не было известно об этом месте, утопающем в изумрудье трав. Запах ирландского моря, свежего и острого, как веселый задор гэльского эля, еще не был изведан мною. А легенды о рыцарях Круглого стола, волшебниках из друидских чащ и эльфах размещались где угодно, но только не в конкретном месте. Скорее, в слоистых пространствах воображаемого – Небыль-Ландии у озера Нету-Имени.
Авалон, Стоунхендж, бриты и их легендарный король Артур, чаша Грааль и меч Эскалибур звучали лишь как слова, привносящие в беседу некий экзотический флер, так же как и ветра с островов Борнео, проливы Гибралтар или какой-то там Лабрадор… Слова завораживающие, слова волшебной красоты и тайны…
Бритты - кельтские племена, населявшие Британию в эпоху римского завоевания. За несколько сот лет до нашей эры в Британию проникло несколько волн кельтских племен из разных районов Европы. К эпохе римского завоевания в Британии сложилось несколько воюющих друг с другом племенных объединений: белги в Уилтшире и Гэмпшире, думноны в Корнуолле и Девоне, канты в Кенте, тринованты и ицены в восточной Англии, силуры в Уэльсе, бриганты в Йоркшире. По-видимому, к этому времени первые волны кельтских завоевателей уже полностью ассимилировали аборигенов Британских островов, стоявших на более примитивной стадии развития.
На юге Британии в это время уже существовали зачатки торговли и городской жизни. Искусство бриттов отличалось от континентальной культуры и демонстрировало в изделиях из бронзы и эмалях более высокую степень развития. Огромное влияние на духовную жизнь бриттов оказывали жрецы-друиды с их древними обрядами и жертвоприношениями.

Настоящая Англия сегодня таит себя в таких маленьких городках богатых историей, как Гластонбери. Замки англосаксов и норманнов, готические монастыри, древние гигантские дольмены и кромлехи… И их дух, будоражащий умы и чувства современных людей во всем мире.
Где-то в глубине старой доброй Англии звучат волынки и органы по праздникам, и уличные поп-группы как-то деликатно благозвучны. Официантка из крошечного кафе здесь может оторваться от службы и что-нибудь напеть в микрофон. Просто так, чистым и поставленным голосом. А старички за оградой клуба, основанного где-то в 17 веке, в эпоху пирата Френсиса Дрейка и атамана Стеньки Разина, играют в крикет. Для подержания моциона и традиции, которые есть оплот нации бывшей колониальной империи. По-прежнему великой страны. Очень вежливой, доброжелательной, деловой днем и слегка пьяной по вечерам.
И вот, сверкая обивкой и шурша шинами, мы вкатываемся в Гластонбери. Только что прошла какая-то христианская церемония. По городу снуют люди в монашеских балахонах, их лики чисты и серьезны. Оглядываемся на центральной площади: миниатюрный городок, вокруг вывески магазинов и таблички различных эзотерических обществ - от западных до восточных. Афробит, разбавленный нагвалем. Как будто каждый второй здесь втянут в творческий акт самопознания. И магазины под стать общей сакральности места. Они так насыщены амулетами, древними артефактами и предметами различных этнических культур, что, кажется, попал то ли в музей, то ли в лавку древностей, а то и в обиталище магов и невиданных богов. Христианские лики, ведьмы на помеле, средневековое оружие и манускрипты… И все как будто живет своей особой жизнью: вот-вот начнут перешептываться по углам на вымерших наречиях.
Особое впечатление от магазина конопляной одежды. Сразу со входа натыкаешься на заросли канабис – как живые! За ними ручеек, горящие свечи и алтарь индийских божеств. У водопадика под струйками и бликами от свеч смешливые хоббиты из «говорящего леса, (который прямо за конопляным полем)».
 И дух беспечных хиппи-коммун, в далекие шестидесятые пригрезившейся Калифорнии. Кажется, что Джим Моррисон и легендарные Битлз только что вышли из лавки, чтобы окунуться в набегающие волны пляжей Сан-Франциско. Вероятно так, ибо крупнейшие рок и этнофестивали проходят тоже здесь. Город нескончаемого праздника, но без суеты и гама. И все это пестрое великолепие сложилось в улочки и старинные дома прошлых веков. Все немыслимые направления, казалось, нашли место и возможность ужиться друг с другом. Веяние новой эры - город старинной оккультной культуры и Нью Эйджа.
 Мы в легендарном Авалоне. На острове из стекла – Айнис Витрис (лат. стеклянный остров), отсюда и название городка. «Glass» c английского - «стекло». Место преломления света и тьмы. Или другое, более известное имя – Авалон, «остров яблок». Райских. Добро пожаловать одно из вероятных местоположений РАЯ!
 А над всем этим хороводом дружбы смеется зеркало солнца. Хрустальный купол насыщенной синевы перетекает в слюдяную белизну. Поток целебного воздуха подтаивает, дрожа на ветерке, и роняет неосязаемые капли. И мы, ничего не подозревающие гости острова, пьянеем от духовных токов пространства. Счастье, как и должно быть, беспричинно охватывает нас.
Незнакомые люди здороваются и улыбаются друг другу. Ощущение празднества, имени которому еще нет.
Что же это за удивительное место, где нам так повезло оказаться?
Перелистав и просмотрев множество источников, я так и не смог найти ничего определенного и непротиворечивого об Авалоне. Исторические события так сильно переплетены с мифами и легендами, а версии возможных вероятностей уходят так глубоко в область недоказуемого, что у меня не остается выбора: или я сухо перечисляю чудеса и достопримечательности, или отважно выстраиваю версии бытия, которым нет числа… Но все же попытаюсь пробалансировать в рамках допустимого.


Рецензии