Поездка Патрулей - Кетмень- Челкудинская долина - Бартогой - Асс
А если писать на самом деле, то все так и было. Ветка Патрулеводов решила сделать экспедицию только для Патрулей. За это на них многие обиделись, кроме Мираса на Тойота Прадо. Правильно – везде должен быть независимый наблюдатель.
Рапида меня в поездку взять отказался, сказал, за плохое поведение. Я даже обрадовалась- подумала, буду дома отсыхать после Тянь-Шань Троффи. Но Дарья мне написала – Ты же поедешь?!
Такая формулировка вопроса не оставляет раздумий.
Еду.
Вещи распаковать еще не успела, да и зачем?!
В магазин, ребенка в охапку и … За мной заезжает… Рапида. Совесть у него взыграла.
Пока выбирались из города в пятницу вечером по пробкам, у Макса маршрутизатор явно сбился. Встретили Ахана на Прадике с дико удивленными глазами, оказалось, что в это самое время он звонил как раз Рапиде.
Мы плавно кочевали из одной пробки в другую. В 8 вечера на точке сбора всего 1 машина. Мы вторая. Макс как-то скис… Неужели никто не приедет.
Через минут десять парковка была забита Патрулями. Долго считаем, сколько нужно взять шашлыка для пятничного позднего ужина.
Так что в путь мы тронулись уже почти в девять.
Забираем Дарью за Иссыком, я пересаживаюсь к ней, Рапиде остается спящий ребенок.
Колонна едет легко и непринужденно, время от времени по трассе гоняя неадекватных колхозных низколетящих. Рапида с ними жесток – накосячившим - весь ксеноновый свет вслед. После этого машина недруга будто исчезает с нашего пути.
На заправке перед Чиликом вызываем у народа настоящий ажиотаж – столько Патрулей сразу. Высасываем, наверное, всю соляру сразу.
Первая остановка за Чиликом. Картина Репина. Толпа машин, ночь, около 11-ти ночи, светит почти полная луна и толпа людей, вдруг вспомнивших, что абсолютно не знают, куда им ехать. Ловит К-мобайл. Звонок Уазику – Ты там пасатри в теме куда нам ехать… Представляю, как он ржал над нами - Не взяли в поездку пол конфы и теперь эти папуасы не знают куда ехать. Вроде бы нам нужно ехать на Тимерлик, потому что там нас ждет Мирас, но… VIT вспоминает, что в теме было загадочное слово- Чуньжа… А мы стоим как раз недалеко от развязки на Чуньжу. Если мы поедем на Тимерлик ночевать, то это потом пилить лишние 60 км назад утром.
А утром сбор в 8 утра. Ноль-ноль.
Мистер Аккураси, который точно знает куда ехать – трубку не берет.
Ахан вне зоны, Фродо что-то ответил. Решаем – ехать на Тимерлик. Находить Мираса, будить его. Кормить шашлыком и спать. А утром в дорогу, через Тимерлик на Чуньжу.
Все резво тронулись в путь.
60 км в ночи проносимся быстро. Но почему-то колонна невозможно растягивается, хотя пыли по дороге нет вообще. Змей пару раз ошибается с поворотом уже на съезде к реке, и вот она – наша полянка, где мы ночевали зимой по пути в Киргизию через Кегень. Полянка заросла травой и крапивой по пояс. Мирас сладко спит на берегу. Форсируем речку, расставляем машины, жарим шашлык, быстро его съедаем. Одна машина уезжает встречать Опенсона. Он приезжает в лагерь в районе 4 утра. Пол пятого идем спать. Намечен подъем в семь. Ночевать было жарко, вылезаю из спальника и слышу чей-то голос – Лагерь, подъем!
Обычно во всех поездках первым нас будит Змей. Прислушиваюсь - голос не Змея, значит ошибка, значит можно еще спать…
Но не тут то было.
Вит не умолкает не на минуту.
Накрапывает мелкий дождик. Ехать никуда вообще не хочется. И ровно через пол часа, без завтрака, утреннего кофе и прочих приятных атрибутов колонна резво тронулась в путь. Глаза открываться не хотели вообще, как Дарья рулила – не знаю… Медаль ей нужно за это на пузо!
И вот – колонна машин с одной стороны в 250 км от города синхронно встречается с колонной, приехавшей с другой стороны.
Жаркие объятия, поцелуи, поиски заправок с приличной соляркой. Кто-то делится с голодающими горячим чаем с булочками. Спасибо, накормили, обогрели…
Заправлялись мы долго.
И вот – в путь. Дорога прикольная – то почти идеально ровный асфальт, просто песня. То объезды. В какой-то момент я сидя отрубилась, проснулась уже на жутких кочках. В абсолютно ровной степи возник какой-то марсианский пейзаж – водонапорные башни, но какие-то необычные. Затем мы проехали строящуюся самую большую в КЗ птицефабрику.
Бездорожье - ужасная пыль. Колонна растянулась просто невозможно. У VIT-а на Патруле не включается 4 передача.
Китайская граница все ближе и ближе. Замечаю, что все мои последние поездки проходят вдоль китайской границы. Проводник говорит, что поднимемся на холм и будет видно таможню.
Доехали до поворота на поселок Кетмень (?!) и поехали вверх. Дорога – разбомблена в 42 году и так осталась. Ребенок колбасится в машине у Рапиды, пристегнутый на переднем сиденье и держится всем. Даже зубами за воздух. Но он в полном восторге. Рапида роль усатого няня выполнил на пять с плюсом. Правда, как-то он не в особом восторге был. Медленно, но верно дорога идет вверх, мы въехали в поселок, в котором остатки асфальта кончились вообще. И началось красно-коричневое бездорожье, присыпанное сверху золотом умирающей листвы. Причем, такого цвета была не только дорога, но и заборы и некоторые дома. Видимо, все дело в грунте и красной глине вокруг.
Местные жители вытягивали шею и глазели на нашу кавалькаду, мы даже нарвались на свадьбу…
Все, выехали из поселка, заблокировали хабы, у кого ручная блокировка и поехали вверх. Ущелье поразило сразу – оно было какое-то миниатюрная. Дарья сказала, что похоже на Шверцайские ущельица, только в Швейцарии был бы автобан, вместо бездора.
Я рулила Патрулякой постепенно понимая, что он может и где, Дарья фотографировала всякие красивости, время от времени на нас шикали из сзадиидущих машин, что мы тормозим колонну. Вообще, бездора, как такового было мало. Можно сказать – тот же автобан, разровненный грейдером. Пару промоин и все… Ни осыпей тебе, ни снежных завалов, ни работы лопатами и ломами.
Легкая прогулочная дорожка по горному серпантину, идущему вверх. С одной стороны стена, с другой – отвесный обрыв. Глуууууууубокий, но совсем не страшный…
На высоте 2800 встретилась промоина на повороте серпантина, Патруль чуть-чуть забуксовал, мы включили паниженную и вперед, к звездам..) Звезды начались на высоте 3000 метров – перевал..) С него видно было не только серпантин, по которому мы поднимались, но и всю долину, и наверное, даже Китай… Быстро ходить не получается, перехватывает дыхание…
Фотосессиия и вниз…
Спуск – пейзажи тоже весьма впечатляющие даже для видавших виды туристов. На ум приходит мысль о том, какие же разные у нас горы, и какое счастье, что мы можем прикоснуться к этой нетронутой красоте. Люди здесь бывают, но привычного мусора, разбитых бутылок и консервных банок здесь нет.
Спуск проходит вдоль течения реки, на берегах которой раньше мыли золото, а сейчас видны многочисленные отвалы пустой породы.
Впечатление, что ты находишься внутри какого-то фильма про Дикий Запад.
Километр за километром спуск нас ведет в Челкудинскую долину.
Вот мы и на равнине, только необходимо добавить, что равнина находится на высоте 2500 метров над уровнем моря.
Бескрайняя высокогорная долина кажется нарисованной умелым художником – далекие горы, шапки облаков, лента реки и неторопливо блуждающие стада. Кусочек рая, скрытый от всего мира. Нет буйства красок, и небо не такое пронзительно синие, но мягкие тона так успокаивают…
Колонна машин заезжает в одно из боковых ущелий. Оно практически тупиковое небольшая полянка, ведущая к сужающимся скалам, никто нас не побеспокоит. Вечереет на глазах, небо затягивают тучки и начинает накрапывать мелкий дождь. Первый осенний привет.
Такая спокойная прогулка радует не всех, и через какое-то время Партуль VIT-а с поломанной коробкой уезжает искать приключения. Вскоре, ему на помощь отправляется Тойота.
Патруль находит свои горы, Тойота – свое болото. Когда мы посмотрели фотографии, мы поняли, что Патруль – горная птица, даже с поломанной коробкой он карабкался вверх. А вот по трассе ехать совсем не хотел.
Кстати о птичках. Над нами все время летали какие-то, весьма не маленькие особи, видимо, гнездившиеся на вершинах скал.
Утро воскресенья было серым и мрачным, не хотелось вылезать из палатки под надоедливый дождь.
Колонна разделились – часть поехали за грибами, часть решила вернуться по той же дороге, по которой и приехали, потому что нужно было вернуть проводника в его село, самая многочисленная группа решила не возвращаться назад по асфальту, а рвануть домой по маршруту Кегень - Бартогой- Ассы- Тургень.
Страт был назначен на 12 дня, постепенно погода улучшалась, теплело, но сильные порывы холодного ветра заставляли кутаться в теплые куртки.
По GPS примерно определили направление и поехали к выезду из долины. Несколько раз блуждали, но все равно в итоге все дороги свелись в одну. Пейзажи менялись, голые холмы превращались в горы, покрытые как будто игрушечными елочками. Там – грибы, но нам нужно вперед. Въехали в поселок Тузколь, в котором кончилась грунтовка.
Выехали на асфальт уже часа в три дня. Проехали через поселки Карасаз, и Сарыжаз. Почти час потратили на то, чтобы Патруль Макса таки поехал – вытрясали топливный фильтр. Машина не разгонялась и просто ехала на одном воздухе. Вот она - сельская соляра. Вывод – нужно всегда иметь в бардачке еще один фильтр, когда отправляешься в такие поездки, потому что возить с собой весь запал солярки – нереально. По бумажной карте уточнили, где мы именно находимся. Мирас рассказал нам, что недалеко расположено удивительное соленое озеро, на воде которого можно лежать и не утонешь. Только вот берега его сильно заболочены и заезд проблематичный.
Пока продолжался ремонт – над горами собрались черные тучи.
Вот это катаклизьм! – бодро выкрикнул VIT.
Минут через двадцать, доехав до Кегеня, мы поймем, что эта вынужденная остановка была очень даже правильной. В поселке прошел град, величиной с хорошую фасолину. Сразу вспомнилась поездка на Кара-Аршу, где нас настиг просто дикий град, оставивший немало синяков на руках и сколов на машинах.
Дорога из Кегеня до следующего поселка за Чарыном кажется легкой и привычной, несколько раздражают легковые машины, ползущие еле-еле и не решающие обгонять фуры, даже при условии пустой дороги.
В поселке обедаем, так время близится в пяти вечера и выезжаем на долгожданное бездорожье по пути к Бартогою. Вернее выезжает опять же на асфальт, но бездорожье манит все сильней. Патруль Макса неожиданно начинает не просто ехать, а лететь «все» 100 км в час. Обгоняем всю колонну и весело уносимся к виднеющейся воде.
Сворачиваем на грунтовку и в клубах пыли встречаем Субару – Клуб, который спускается нам навстречу.
Би-би, фа-фа – и вот мы, объезжая озеро, разбиваемся на 2 группы и начинает свой пусть среди скал, камней, осыпей и прочих внедорожных «прелестей». Так получилось, что во второй группе ехали слегка поломанные машины, тут еще начинает греться леворульный Патруль Жана.
Макс так мечтал о том, чтобы пройти Ассы в раллийном стиле, но не судьба. Зато он дико удивился тому, по какому склону может карабкаться его чуть живая машина на первой пониженной.
Высоты колеблются о 1800 до 2200.
Мне почему-то вспомнилась одна из экскурсий в Египте, когда экскурсовод радостно сообщил всему автобусу – «А сейчас мы поднимемся на высоту аж целых 300 метров над уровнем моря!». Равнинных Россиян это очень восхитило, я же, непринужденно добавила – «Да мы вообще-то регулярно устраиваем пикники на высоте 3000 метров над уровнем моря…» После этой моей фразы меня возненавидел весь автобус.
Доезжаем до красивейших красных скал – будто участок Долины Замков перенесли на 50 км в другое место. Но все равно – это другие замки, необычные и завораживающие. Между машинами идут постоянные переговоры по рации, и самый часто задаваемый вопрос – Когда же мы выедим на Ассы? Ассы встретили нас полумраком и отблесками умирающего светила. Проезжаем мимо Кара-Арши… Сколько воспоминаний и не совсем приятных моментов таит это темное место. У нас в Клубе даже появилось загадочное для многих выражение - Пройти Кара-Аршу против шерсти. …
Пробег Патрулей подходит к концу. В полной темноте спускаемся до Батана, и я просыпаюсь уже на подъезде к своему дому…
Всем спасибо за прекрасные два дня!
Вопрос.
Свидетельство о публикации №207090500118