В гости к Стефану Домусчи отправилась... Мария Кир
Прошлой весной по договоренности с местными журналистами мне устроили встречу с человеком, которого заочно я определила в духовники. Мне посчастливилось посетить уникальное по чистоте ауры и богатейшее по палитре мироощущений место, а именно - мастерскую и дом-музей Стефана Домусчи. Путь мой лежал по уже просохшим дорогам из известного своей непробиваемостью для татаро-монгольских и фашистких захватчиков города Тамбова в славный христианской историей Борисоглебск.
Надо думать, ни сами картины, ни имя этого художника до сей минуты остались бы для меня позорнейшим пятном во всей моей биографии, если бы не случай. Впервые с работами Стефана ДомУсчи (в Борисоглебске выделяют последний слог и произносят ДомусчИ) я познакомилась примерно лет десять назад с легкой руки своей очень хорошей знакомой: она расписывала для меня красочные кухонные доски в технике хохломы и в тот самый час, когда мы уговорились с ней о встрече и передаче досок, пригласила меня в сотоварищи для посещения выставки. Я пребывала в полном неведении до тех самых пор, пока на меня не распахнули свои глазницы картины, и я погрузилась в особый мир красок, времени и пространства...
Стоял тот самый весенний день, когда чистоту неба дополняло сияние подсвеченных солнцем облаков. И оттого они напоминали золотой святой нимб на христианских иконах.
Собственно, иконопись и привела меня в славный город Борисоглебск, названный так в честь святых Бориса и Глеба, особо почитаемых на Руси как символ миролюбия и согласия.
Скромный и ухоженный вид усадьбы Стефана Михайловича Домусчи встречает посетителей цветущими дорожками, проложенными к дому. Вот крылечко со ступенями, вот и сам хозяин предлагает войти. В светлице – его жена, Галина, милой улыбкой как бы открывает врата в свой радушный дом. Через холл с выходом в несколько комнат поднимаемся на второй этаж, где собственно, и расположена галерея. Стеклянные стены с двух сторон галереи дарят картинам нужное освещение, ровный мягкий тон оттенков и буйство русской природы на полотнах художника.
Работа с натуры - основная черта всех работ Стефана Домусчи. Каждый день по обыкновению он ходит на этюды. В беседе Стефан несколько раз упоминал о важности работы с натурой, что уловить важный штрих и нужное настроение можно в непосредственной близости с природой. У меня сохранилось несколько диктофонных записей этой беседы, и я иногда слушаю голос мастера. Наслаждаюсь самой его манерой говорить, выдавать прописные истины одну за одной. Эти простые слова как бы облагораживают нашу непростую действительность.
Близилось время службы, и настоятель Борисоглебского уезда Стефан Домусчи, а ныне -священник на пенсии, засобирался. Поспешили в церковь и мы. Увидеть своими глазами то, как сам Стефан ведет службу -этокак заново родится, как безумство и гениальность блаженных приподняться над землей чуть выше стояния на цыпочках и парить, парить над нею под изумленные взгляды прохожих.
Не верите?! И правильно. Кто не испытал на себе - тому не понять. Это потом, гораздо позже, реальность отрезвляет. Грубостью продавца газировки в ближайшем кафе, смачным нецензурным переливом пьяниц на церковной паперти и вторящим в унисон ему семейным матерным диалогом с подворья напротив...
Сюда, под своды Знаменской церкви я стремилась попасть долгих пятнадцать лет.
Тот солнечный и немного кропленый дождиком день навсегда остался в моей памяти самым благостным и приветливым.
В весеннее нежное небо Борисоглебска уносился чистый звон колокола. Он вещал о начале вечерней службы.
Свидетельство о публикации №207090500015