Любимая учительница

Катерина Ивановна ушла с работы. Всю свою жизнь она проработала в школе.

Катерина Ивановна относится к той породе людей, которых называют бескомпромиссными. Она всегда признавала только открытость и искренность в отношении с людьми, не прощая предательства и лжи. Дети её понимали и любили, а взрослые, часто прибегающие к дипломатическим условностям и неискренности в выражении чувств друг к другу, побаивались её.


С детьми у Катерины Ивановны был полный контакт, общение же с родителями она свела до минимума - только обязательные родительские собрания, скупые, с передачей необходимой информации. В отличие от большинства других педагогов, строящих свои воспитательные приёмы на частых обращениях к родителям и вызовах их в школу, Катерина Ивановна, будучи классным руководителем, ввела в классе самоуправление. Все проблемы её ученики решали сами.


Во время классного часа она только обозначала темы, потом давала высказаться каждому желающему. Начинались жаркие споры. Обсуждалось всё произошедшее за неделю - оценки, поведение, отношения с учителями, с родителями, друг с другом, всякие происшествия. Решение принимали все вместе. К концу 9-го класса ребята привыкли к такому самоуправлению и уже подходили к нему серьёзно и основательно. В седьмом и восьмом это была ещё игра.


Если происходили конфликты между её учеником и каким-либо учителем, она брала сторону ученика - ведь взрослый был педагогом и должен был, по её мнению, найти подход к ребёнку. Но в классе потом все вместе по справедливости и строгости обсуждали поступок товарища, и случалось, что провинившийся шёл извиняться к немалому удивлению и удовольствию педагога.


А чаепития, когда все приносили в класс свои выпечки и другой скромный десерт?! Там шла уже совсем другая беседа, делились своими планами на будущее, мечтами, рассказывали о любимых фильмах, книгах, об интересных событиях. Ей доверяли свои потаённые мысли, откровенно рассказывали о своих проблемах и чувствах. Она была в курсе их взаимоотношений и часто давала советы попавшим в трудные ситуации.


Родители повели себя тоже странно. Нисколько не вмешиваясь в то, что происходит в классе, почти не общаясь с учителем, они вдруг сдружились, стали собираться сами своей компанией, ходили друг к другу в гости, и эта дружба продолжалась ещё долго после окончания школы их детьми.


Во время школьных праздников или походов Катерина Ивановна всегда была в гуще детей. Например, весёлый праздник прихода весны или Масленицы, когда вся школа высыпала на школьный двор, и там устраивались различные игры, соревнования. Чопорные, одетые в манто классные дамы медленно перемещались между веселящимися детьми, изредка позволяя себе покрутить верёвку или бросить мяч. Она же, заводная, задорная, в своём скромном пальтишке на равных участвовала и в перетягивании каната, и в штурме снежной крепости, бросалась снежками, каталась с ледяной горки. Была увлечена всем этим не меньше детей и нисколько не беспокоилась о своём учительском авторитете.


Никто в классе никогда не отказывался от уборки, такой нелюбимой школьниками обязанности, не приносил никаких освободительных справок. Ребята приносили в класс магнитофон, Катюша, как её ласково звали про себя учащиеся, сама брала тряпку в руки и заражала детей своим энтузиазмом. Устраивали соревнования по быстроте и чистоте уборки.


Но самое яркое - это были спектакли. Каждый год к празднику дня рождения школы они готовили спектакль. В основу брали какое-нибудь литературное произведение, в большинстве из школьной программы. Ребята сами выбирали его, сами писали сценарий, часто с весьма неожиданным, далёким от оригинала концом. За такое вольное обращение с классиками ей пытались давать указания, но она была тверда - никакой цензуры, творчество должно быть свободным. А что до оригинала, так ведь для того, чтобы написать сценарий, нужно хорошо изучить само произведение. Это был коллективный продукт, каждый вносил что-то своё, много спорили при распределении ролей, сами шили и готовили костюмы и реквизит. Наконец, - на сцену! Успех был полный! Зал рыдал от смеха. Спектакли потом повторяли на всех праздниках - и для учащихся, и для учителей, и для родителей.


Этот класс, последний, был особенно дружный. Учились хорошо. Была взаимопомощь, как когда-то в пионерские времена, где хорошие ученики занимались с отстающими. Класс дорожил своей репутацией.
Учителя потом говорили, что такого хорошего, дружного класса, таких чистых, искренних детей в школе не было ни до, ни после.


Это была вершина её профессионального успеха. На выпускном вечере без слёз не остался никто. Вдруг все поняли, что закончилось что-то прекрасное. Расставаться было невыносимо. И для неё тоже.


На следующий год ей дали другой класс и надо было начинать всё сначала. Тут начались проблемы со здоровьем - сердце стало давать сбои. Мир вокруг стал меняться, да и дети тоже - они стали меньше задавать вопросы об окружающем мире, их интересы явно смещались на предметный уровень.


Катерина Ивановна была довольно молодой для пенсии - ведь учителя работают в школе до старости. Но врачи настаивали на прекращении такой, как им казалось, нервной работы, а в школе стали косо смотреть на её частые болезни. Она поняла, что не сможет как всегда, а в полсилы не умела. И она ушла из школы совсем, оказавшись дома в полном одиночестве. Её дети выросли, муж несколько лет тому назад сказал ей «прости» и растворился где-то в чужой, не её, жизни.


Правда, у неё уже были внуки, сначала - внучка. Но занятая любимой работой, внучке отдавала мало времени. Тем более, что дочь несколько лет не работала. Девочка росла активной, бойкой, самостоятельной, с удовольствием пошла в детский сад, где в первый же день заставила себя уважать, дав сдачи неудачливому обидчику. Воспитатели были от неё в восторге - она стала им помощницей - с удовольствием учила неумелых маменькиных деток одеваться, обуваться, кушать.


Только выйдя на пенсию, Катерина Ивановна ощутила себя бабушкой.
Летом, взяв за руку трёхлетнюю внучку, она повезла её к себе на дачу.
Это не совсем была дача, а дачный участок в 6 соток с небольшим хозблоком в качестве дома. Там они и стали жить вдвоём.


Бойкая и общительная внучка нашла себе по соседству подружек и привела к себе в гости. И Катерина Ивановна стала заниматься с ними. Пока соседские бабки возились на своих огородах, Катерина, как её звали соседки, играла с их внучками, водила их в лес за ягодами и грибами, учила их читать и считать, а также и плавать в надувном бассейне. Соседки были довольны таким разделением труда и одаривали Катерину плодами своих трудов с садов и огородов.


Так они и жили, пока внучка не превратилась в подростка. Ей стало скучно проводить лето с бабкой, да и подружки стали бывать на дачах реже, некоторые и совсем исчезли. Оставшиеся при строгих бабушках всё равно вырывались на свободу самыми немыслимыми и не известными их бабкам способами. Одна в отсутствии бабки, уезжавшей иногда домой, стала водить на всю ночь целые компании, другая сделала подкоп под забором и, когда бабка, успокоенная ранним приходом внучки домой, засыпала, убегала гулять. Катерина Ивановна не одобряла, конечно, такие загулы пятнадцатилетних девиц, поэтому и не настаивала на приезде своей на дачу - в Москве было всё же больше возможностей для более духовного времяпрепровождения. Так она считала и оставалась одна.


Правда, появились ещё внуки - два замечательных сорванца у сына. Она бы с удовольствием занялась их воспитанием, но современные родители предпочитали возить детей на заграничные курорты, отправлять их в зарубежные детские лагеря.


Как-то дочка, любительница кошек и собак, привезла ей на дачу пару где-то подобранных котят. Катерина Ивановна увлеклась их воспитанием. Позже, когда многие дачники покинули свои участки, стали приходить к ней и другие кошки. Она покупала им корм, поила их молоком. Кошки оказались благодарными животными - не давали ей скучать, ласкались, мурлыкали, приносили ей свои трофеи - мышей, лягушек, ящериц. Они-то - кошки и стали скрашивать её одиночество.


Когда стало совсем холодно и надо было съезжать с дачи, она, вспомнив слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили», решила отвезти всех в Москву. Кошек набралось уже 8 , и пришлось ей увозить их по очереди в московскую квартиру.


Там в тесной квартирке забот с кошками прибавилось, но эти хлопоты не угнетали её - ей ведь необходимо было о ком-то заботиться. Летом она опять повезла своих питомцев на дачу.


Так и живёт она, чудачкой в глазах соседей, никем не понятая, брошенная родными, и постоянно перевозит своих кошек то из Москвы на дачу, то с дачи в Москву.


Рецензии
хорошо написано мне очень нравится)))))

Роман Никифоров   08.02.2011 14:56     Заявить о нарушении
Спасибо! О хороших людях всегда писать интересно.

Татьяна Синева   08.02.2011 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.