Стрижка

В маленькой деревушке, что стоит у самого леса, был сегодня особенный день. День стрижки овец. Овечья шерсть - это теплый шарф на зиму, и носки, и шапка. Перечислить все невозможно. Так уж повелось, что стригли овец именно в этот день. Вы конечно не найдете в этом ничего для себя интересного, но для местных жителей это был и праздник, и ответственный процесс, и даже ритуал, уходящий корнями в глубокое прошлое.
Странное существо человек. Порой может свои поступки не просто объяснить, а научно мотивировать. И при этом во что-то просто верить. Да что там, всего в этом мире не объяснить, не доказать и не потрогать. Не всегда вы найдете ответы на ваши вопросы, не всегда приоткроете занавесу тайны. Да и может права, была моя бабушка. Она часто повторяла: "Меньше знаешь - крепче спишь".
Я приехал в родную деревню с тяжелым сердцем. Пора было подумать о пережитом, дать старым ранам затянутся, и прогнать призраков прошлого, что донимали меня в столице. Много лет теребили меня старые раны. И вот я приехал на родину.
Родина конечно скорее историческая, чем истинная, поскольку родился я уже в городе. Мама уехала из деревни еще в юности, учиться, да так и осталась жить в городе. Там же в городе познакомилась с отцом, вышла замуж. К моей бабушке мы часто заезжали летом. Как и многие дети, я проводил свое лето в деревне. Потом бабушка умерла, и дом опустел.
Когда я приехал, никто меня не вспомнил. Кроме дяди Егора. Впрочем, дядей его называть стало сложно. Я помню, как этот здоровенный мужик колол дрова за забором, а иногда, правда, редко, приносил мне пару конфет. Конечно, конфеты были не самыми лучшими, какая то карамель из местного сельпо. Но я уже тогда понимал, это подарок от души, а такие подарки нельзя не принять. Да и они порой лучше, чем набор шоколадных конфет. Дядя Егор с тех пор заметно постарел, мне даже показалось, что он стал ниже ростом. Вообщем его смело можно было назвать стариком.
Сегодня будут стричь овец. Я помнил, как это делала бабушка. Овцу клали на огромный стол, связывали ей ноги, и острыми, как бритва ножницами стригли наголо. Если овца брыкалась, ее могли поранить. Тогда ее ранку чем-то смачивали, и стриженную отпускали в загон. Затем кто-то вновь заходил в загон и ловил новую овцу. Так продолжалось до тех пор, пока все овцы не оказывались в загоне бритыми. Я помню, как они дрожали без шерсти. Может они, просто боялись стрижки, а может, мерзли без своей привычной одежды. Как бы то ни было, вся деревня в один день стригла овец.
Дядя Егор как раз попросил помочь ему с этим. Ему стало сложно управлятся с хозяйством, и я не задумываясь, согласился. Вообще-то я помогал ему всю неделю. Колол дрова, поил телят, убирал коровник. Даже крышу с ним починили. Он говорил, что вместе работать сподручнее. И улыбался совсем как раньше, чистой такой улыбкой. Ну а когда пришло время стрижки, он вдруг стал серьезным и рассказал мне вот какую историю:
" С давних пор люди стригли овец. Их шерсть - всем нужна и важна. А как же. Ноги в тепле должны быть, шерсть тепла много дает. Зимой загрустит барышня, идет в чуланчик, шерсти достанет и нитки прядет. Или платок вяжет. И ей есть чем занять себя, и тебе теплее станет. Шерсть закончится, овцы дадут новую. А нить останется. Останется нить - останется платок. Аль носки. Или еще чего. Потом новый год будет и новый будет день стрижки. Когда стрижешь овцу, весь год перед тобой проноситься. Все грехи вспомнишь и радости. Потом новую ловишь. Овца тебе шерсть отдает, а ты ей воспоминания свои. А воспоминания, они тоже ведь разные бывают. Иногда сваляешь валенки, а носить не можешь. Вроде и размер твой, и по росту тебе подходят. А ноги трут и все тут. И отобьешь их итак, исяк. А нет, не можешь носить. Такие валенки выкидывать нельзя, можно отдать. Отдашь, глядишь и тебе легче, и другой человек их без труда носит, в радость, стало быть. Так и с воспоминаниями твоими, и переживаниями. Можешь всегда с собой носить, мучится. А можешь дать кому. И друга заимеешь, и самому легче станет. Вот так накопиться за год, идешь овец стричь. А пострижешь - словно из бани вышел. Только легко не телу стало, а душе. Вот и тебе Ванька, надо со мной сходить. Не просто так ты сюда приехал"
На следующий день я вернулся в Москву. Может быть, действительно мне стало легче. А может, просто показалось. Возможно, люди и, правда, носят свои воспоминания как валенки. А может, хранят их в чулане или на чердаке. Каждый решает сам. Уезжая, я знал одно, я стриг овец не в последний раз...


Рецензии