Анна Каренина и мать Нади Софроновой

Глава 35 А

Девчата, живем!

Марта и денежные переводы на стоматологию.
Лида Яковлева, Эля Кузнецова, Тамара Окладникова.

 С первого курса с нами жила « историня» Марта Спивак из Кызыла. . Марта увлекалась спортом, была открыта и пряма до невозможности. Мальчишеская фигура, матовое лицо с черными глазами. Была очень привлекательна. Она получала письма от своего одноклассника Юры, студента из Томска и читала нам их вслух. Марта любила остренькое в пище. И если есть случалось раздобыть пару картошек и один соленый огурец, для нее это был пир души. Даже на такую скромную еду она всегда приглашала нас:
_ Девчонки, кто хочет?
 Марта была одна у матери, которая регулярно высылала дочери деньги на пропитание и другие нужды. Иногда перевод имел приписку- на зубы. Передние зубы у Марты были белые и крупные. Какие-то успела уже потерять.
 Нередко мы сидели всей комнатой в глухом безденежье. В комнату вбегает Марта.
- Девчонки, живем! Деньги на зубы пришли,- кричит она от двери, тряся переводом.
- Марта, а зубы?
- А! Подождут, жевать есть чем.
Марта любила мои халаты. Можно поношу? Можно, только я его стирать приготовилась , он под кроватью. Дай, потом постираю сама.
 Удобств для стирки у нас не было никаких,только холодная вода в умывальной неуютной комнате со стоком в цементном полу. Поэтому не только Марта стирала , экономя горячую воду. Ее грели на первом этаже на плите. В одном тазике Марта делала большую стирку. Плескала на пол, толкала всех- не мешайте ей!
 - Марта, у тебя дети будут черненькие- черненькие,- ехидничает главная чистюля Надя Софронова.
- С какой стати? –отвечает простодушная Марта. – Я за цыгана замуж не собираюсь.
- А они у тебя от грязи будут черные.- безжалостно договаривает Надежда. Комната грохнула смехом. В следующий раз достанется Надежде. Она тоже не без греха.
Надя Софронова приехала учится из шахтерского города Черемхова. Там осталась ее мать, которая не дождалась после войны домой своего мужа, надькиного отца. Его увела москвичка, фронтовая медсестра Надя регулярно получала от отца письма, переводы и посылки. Мы смотрели довоенные фотографии- счастливая семья, красивый отец. Надежда безжалостно карала отца и в письмах и на словах. Мы ее урезонивали, она нам отвечала: « Он сволочь…» Мать Надежды вышла замуж за вдовца с тремя детьми. Когда она приезжала к дочери в общежитие, то привозила вкусное домашнее печенье, варила нам обед.
 Мы ели суп, а надина мать сидела рядом и читала « Анну Каренину» кажется впервые. Она заливалась слезами от судьбы Анны, а Надька вырывала книгу из рук матери и говорила:
- Во время еды читать вредно и некультурно. Мать трогательно умоляла отдать книгу, еще чуть – чуть и она дочитает ее.
 Надежда была хозяйственной и аккуратной. Всегда была со вкусом и рационально одета. Волосы у нее были светлого тона, на затылке - золотистые косы( приплет). Все это очень облагораживало надино лицо. При довольно невзрачных чертах она казалась настоящей русской красавицей. Мы любовались ею.
 Летом придя из университета, Надя наливала в таз воды, ополаскивала себя по пояс. Низко наклонясь над тазиком, она освежает свои подмышки, моет ноги. Потом приводит в порядок прическу. А мы наблюдаем. Надя у нас одна такая. И ее уроки не проходят для нас даром.
 Мы ленились таскать воду , греть. Кто-то просто не хотел занимать крохотное комнатное пространство , которое осталось от кроватей и мебели и семерых девчат.Наскоро освежившись в общей умывальне. Мы бросались в кровати_ отдохнуть и расслабиться от занятий и ходьбы.
 Лида Яковлева была родом из сибирской деревни. Самолюбивая и упрямая, без чувства юмора, держалась особняком. С ней близка была Эля Кузнецова, маленькая белолицая девушка, умная и деликатная.
 Тома Окладникова большую часть времени сидела на своей кровати, сложив руки на животе, с улыбкой на красивом лице. К учебе она не проявляла никакого интереса. Мы и заставляли, и контролировали, Бесполезно. Такие были мы, общежицкие.
 *****


Рецензии