Шляпы Пушкина

Ни свет, ни заря – 18 декабря 1834 года - Александра Сергеевича разбудил дверной колокольчик парадного подъезда: придворный лакей принёс поэту царское приглашение явиться на бал в Аничковый дворец обязательным порядком, в сопровождении супруги камер-юнкера - Наталии Николаевны. Форма одежды определялась дворцовым этикетом.
Пушкин нежным поцелуем пробудил жену от сладкого сна. Натали любила понежиться по утрам на пуховой семейной перине, и, протирая прекрасные близорукие серые глаза, не сразу поняла причину столь раннего поэтического поцелуя:
 - Что случилось, Саша?
 - Двору хочется, чтобы ты, моя прелесть, танцевала в Аничкове сегодня вечером.
Натали тотчас радостно вспорхнула с пуховика и, как есть – в ночной рубашенции – улетела босиком в костюмерную отдавать приказание Марфе о глажке белого парадного платья для супруга.

Накануне Царь дал Пушкину взаймы 20.000 рублей золотом на напечатание «Пугачёва», и мысли его постоянно переносились в прошлый век.
В дверь кабинета постучали:
- Входи, Наташа! Что ещё?
- Какую шляпу тебе надобно, круглую или треугольную?
- Я не знаю. Полагаю… треугольную…
- И я так думаю. В треуголке ты похож на царя Павла!
- Нет, не похож. У нас разные носы.

В приёмной зале Аничкова дворца гостей встречал граф Бобринской. Графиня Бобринская,при виде четы Пушкиных,сделала сразу же перепуганные глаза:
- Александр Сергеевич! Вы одеты не по форме! В Аничков дворец гости ездят на бал только в круглых шляпах!
- Что же мне делать? Я попал в шляпный ляп!
- Не волнуйтесь! - вставил слово граф. - Мы всё исправим: у нас есть запасные круглые шляпы для рассеянных поэтов.

Слуги тотчас же принесли «кругляшку». Шляпа была так засалена помадой, что белые перчатки придворного поэта промокли и пожелтели. Пушкин не танцевал. Стоял в сторонке, заложив руки в грязных желтых перчатках за спину. Начался контрданс:
- Государь был великолепен в блестящем императорском мундире. Государыня очень похорошела. Она была вся в белом, с бирюзовым головным убором.

Вальсируя с Наталией Николаевной Пушкиной, Государь заметил, скромно стоящего за колонной, её супруга и после танца подошёл к поэту:
- О чём философствуете, Александр Сергеевич? – спросил ласково, подходя к поэту:
– Что вас сегодня волнует?
- Меня волнует, что в семействе Вашего рода мужчины оплешивливаются ещё молодыми. В чём причина?
- Ответ простой: ещё при отце моём, мы, офицеры, носили пудру и зачёсывали волосы; на морозе сало леденело, и волоса лезли.
- При Вашем правлении всё изменилось, слава Богу!
- А что-нибудь осталось?
- Да. Пустяк - этикет при балах – закон о круглых и треугольных шляпах.

Пушкин снял со своей головы густо напомаженную шляпу-кругляшку и поклонился:
- Прошу помиловать меня за мой служебный проступок: я прибыл сегодня на бал в этот дворец не в круглой, а в треугольной шляпе... Прошу разжаловать меня и уволить из камер -юнкеров.

- Хотя это, противу этикета, мой друг, но я вас милую. Вы – гениальный русский сочинитель, а ваша супруга - первая красавица нашей империи. А глупость - при державных дворах - всегда будет налипать на подошвы правителей, идущих по дорогам истории.

Государь взял из рук поэта грязную чужую шляпу, желтые перчатки и выбросил их в окно:
- Когда я прочитаю вашу книгу про Пугачёва? Пугачёв мне более интересен, чем ваша, или - не ваша эта шляпа.


Рецензии
Уважаемый Евгений Петрович!

Пушкиноведы написали о Пушкине во много раз больше, чем написал он сам. Но тема бесконечная и многогранная. Всегда будут и писатели и читатели, интересующиеся его жизнью и творчеством. «Шляпы Пушкина» - короткое, но емкое произведение. Почти каждая фраза вызывает цепь ассоциаций. Понимаю, что некоторые разговоры не могли состоятся в действительности. Ну, мог ли кто-то осмелиться говорить с царем о плешивости представителей царской династии? Только придворный врач, но не поэт и камер-юнкер. Но мои детские годы были в моде анекдоты, в которых Пушкин и Лермонтов общались. Хотя я и знал, что в действительности они ниразу не разговаривали друг с другом, но анекдоты об этом с удовольствием слушал и рассказывал. Вымысел тоже что-то подчеркивает. Пушкин ведь действительно, в своих крамольных стихах называл Александра I «плешивый щеголь»:
«Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда».
Еще ряд моих соображений, возникших в связи с прочтенным.
Правильно подчекнуто, что Пушкин ненавидел свое придворное звание камер-юнкер. Согласно "Табели о рангах" это был чин V класса и в армии соответствовал полковнику пехоты. Так как при пожаловании Пушкину 31 декабря 1833 придворного званияч "камер-юнкер" Пушкин имел чин IX класса "титулярныЙ советник" (с 14 декабря 1831), то повышение сразу на 4 класса считалость большой милостью. Но обычно придворное звание камер-юнкер давалось в молодом возрасте. Правда, Пушкину было присвоено дополнительно звание Придворного историографа.
Николай Павлович с колыбели был записан на военную службу. 7 (18) ноября 1796 г. он был произведен в полковники и назначен шефом лейб-гвардии Конного полка. В апреле 1799 года великий князь впервые надел военный мундир лейб-гвардии Конного полка. Словом, военный обиход окружал будущего русского императора Николая I с самого начала его жизни. 28 мая 1800 г. Николай был назначен шефом лейб-гвардии Измайловского полка и с тех пор носил исключительно измайловские мундиры. Я читал, что он и по Петербургу любил ходить в военном мундире. Предполагаю, что это был мундир полковника лейб-гвардии Измайловского полка. Не знаю, одевал ли Николая I другие мундиры. Конечно, не мог же он всегда ходить в одинаковых мундирах.
Вот Александр I любил примерять и носить разные мундиры, над чем издевался тот же Пушкин:
«Узнай, народ российский,
Что знает целый мир:
И прусский, и австрийский
Я сшил себе мундир».

Желаю всего лучшего и успехов в творчестве.

Олег Киселев   07.07.2010 18:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег! Исправил досадные ляпы.
С уважением,

Евгений Петрович Ганин   07.07.2010 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.