Полюбить Россию из Америки...

                Логически правильный вывод

Первый день в моем классе Изар был спокоен. Все заметили, что новый ученик из Афганистана старше других по возрасту. Не только потому, что он имел мужественные черты лица и уверенную осанку, а видимо еще по каким-то только учащимся последнего класса известным признакам.

На следующий день, это была пятница, Изар подошел ко мне перед началом занятий и попросил разрешения уйти по личному вопросу, обещая вернуться в конце урока и все объяснить. Обратив внимание на его взгляд, я выписал ему пропуск.
После урока Изар, дождавшись, когда все уйдут, приблизился ко мне близко лицо к лицу и сказал тихим, едва сдерживаемым голосом: «Моего отца и двух старших братьев привязали к земле и раздавили гусеницами танка русские солдаты... Потом они изнасиловали мою мать... Она сошла с ума и на следующий день бросилась в пропасть... Я все это помню, хотя был тогда маленький... От них пахло спиртным... Потом я прочитал, что все русские постоянно пьют, а в пьяном виде дерутся и совершают разные жестокие поступки... Если я почувствую этот запах от тебя, я могу тебя убить...»
Он плохо говорил по английски, но, если бы речь шла на любом языке, я бы тоже понял... Так выразительны были его большие восточные глаза... Казалось энергией, исходящей из этих зрачков, можно расплавить метал.

Разумеется я поступил так, как того требует в данном случае инструкция: до-ло¬жил о разговоре заместителю директора. И попросил дать мне возможность поработать с этим учеником, обещая соблюдать предосторожности.

Нормальной успеваемости по моему предмету Изар не имел – это и понятно, ведь, не до учебы ему было. Требовать хорошей успеваемости по алгебре было бы еще одной каплей негатива о русских. Поэтому мы начали с бытовой логики. То есть, я давал ему задание построить логические цепи из рассказов о его жизни.
Так Изар начал рассказывать о своей судьбе и, за одно, учиться логическому мышлению. Любое описываемое событие мы моделировали с помощью математических формул, наделяя реальным смыслом длинные многочлены и функции.
Вскоре «дорассуждались» до базовых истин. Изар стал понимать, что не могут все люди, а, следовательно, все русские быть пьяницами и жестокими. Элементарная логика помогла нам придти к выводу, что нельзя людей «измерять» цифрами и описывать один¬ковыми «формулами».
Конечно, бывало непросто. Случались вспышки гнева с его стороны, и моя крайняя разочарованность.

Однажды он мне сказал:
-Ты так внимателен ко мне и так много занимаешься со мною потому, что пытаешься загладить вину своих соотечественников?
На что я сразу же ответил:
-Я не знаю «формулы жизни», в которой составными частями являются ненависть и мще¬ние.

Достаточно долго мы общались с Изаром только на языке математической логики. Несовершенство его английского не позволяла вести пространные разговоры о нравственности, о добре и взаимопонимании. А логика помогала понимать цепочку связей личного с Вселенским.

Через несколько месяцев Изар начал успешно изучать алгебру. Незнакомая до этого наука давалась ему легко. Он стал приходить ко мне на дополнительные занятия. Одним словом, к концу учебного года мой подопечный окончил курс и подготовился к учебе в Университете.

...Недавно он позвонил мне и сказал, что решил выбрать специальность политического журналиста.
-А как же математика? – Спросил я.
-Именно математика помогла мне понять логичность моего призвания. – Ответил он с гордостью.

Мы еще долго об этом говорили по телефону сквозь несколько тысяч миль. На прощание Изар сказал, что прочитал «Войну и Мир» Льва Толстого на своем родном языке и, что полюбил Россию из Америки...


Рецензии