Хипповая встреча

 Об этом американском фильме я наслышан давно. Читал в статьях, видел кинокадры, но посмотреть его в прокате советским людям было не дано. Его смотрели только профессионалы-киношники и сотрудники соответствующих комитетов.

 И только в 21 веке, когда мы стали россиянами, этот фильм показали по TV.
Название фильма: «Easy rider» перевели, как «Беспечный ездок», хотя более точнее «Свободный ездок». В этом фильме – дух свободы. Это настораживает власть имущих. Но сначала я хотел бы сказать о другом.

 Ныне фильм потряс совершенно не тем, чем потрясал в 70-е годы и мог бы потрясти нас юных. В этом фильме очень мало американского по сегодняшним меркам. Совершенно нет суперменства, непобедимости героев и их безудержной наглости.
 Подчеркну эту мысль о наглости американских героев всех без исключения за последние тридцать лет кинематографа. Конечно же это началось с «ковбойских фильмов» и перекочевало в остальные.
 Как правило, любой герой, «америкэнбой», заходит в бар (а куда ж ему ещё заходить?), его там задирают и он начинает крушить всех и вся. Потом он уходит победителем с самой крутой «гёрл» трахаться. Крупные планы, стандартная поза жеребца и наездницы, потом следует ответная драка. Герой ранен (кость не задета), отлежался и принародно-показательно мстит главарю. Далее: либо он скачет в даль, либо становится новым главарём.

 В фильме о ездоке нет этой схемы и быть не может. Ибо там происходят невероятные вещи: трое героев, свободных раскованных парней заходят в бар, их задирают местные и они!! не отвечают!!! Встают и уходят, не доев. Это их философия: не причинять вреда ближнему. Где это видано?! Где это слыхано?!

 Они свободны, и это бесит местную стаю. Они нападают ночью на спящих, подло убивают одного из парней – адвоката (одна из первых ролей Джека Николсона).
 Потом, в конце фильма, расправляются на дороге с двумя другими свободными ездоками. Не понравились длинные волосы. Чужаки они. Расстреливают из дробовика. Такая трагическая развязка беспечной езды по Америке 70-х.

 В киноэнциклопедии о фильме следующее: первый яркий экранный образ бунтарских настроений американской молодежи. Тем более странно, чем он не понравился заправилам Советского кино.? Всё дело в том, что эти настроения имели определённый ярлык – хиппи.
 Цветок в ствол винтовки! И ведь этот нехитрый образ срабатывал.

 В фильме много разговоров, допустим у костра: о равенстве всех людей, о человеческой личности, вообще о человеке, который может иметь кое-что необходимое и тогда ему не надо правительство, многочисленные армии, институты подавления и насилия. Эти разговоры ведёт адвокат – человек образованный. Такие вот простые и понятные беседы у костра, которые исчезли с экранов мира.

 Двое других парней (Питер Фонда и Деннис Хоппер- режиссёр и сценарист фильма) молчаливые, простоватые хиппи. Они балдеют от жизни как таковой, ездят по Америке на карнавалы. У них классные мотоциклы «харлеи» и более им ничего не надо, кроме девчонок, естественно.
 Когда убивают адвоката, они берут его кредитные карточки и довольно странно рассуждают о том, что, наконец, разбогатели. Это наиболее мутный момент фильма.

 Ради чего они едут?
 Адвокат показал им визитку классного борделя в каком-то штате. Там, мол, не свиноматки, а классные девчонки, сказал он. Этого заявления было достаточно, чтобы взять его с собой и махнуть на пару дней в тот штат.

 И вот не доехали. Убили всех.

 Смелый фильм. На все времена.

 И главное, что там показали совсем не бунтарство, а человеколюбие. Пронзительно, с комом в горле.
 Они заезжают погостить в колонию хиппи. Колонисты сеют хлеб, не зная, взойдёт ли он. Конечно, в хиппарях много от истинного христианства. Прозрачный намёк – длинноволосый юноша-колонист. Основа движения хиппи – непротивление злу, гибель, как искупление чужих грехов. Так где же здесь бунтарство? Типичное толстовство. Лев Николаевич – первый хиппи всея Руси. Об этом, кстати, можно писать диссертации.

 Так почему же нам, юношам, обдумывающим житьё, не дали в своё время посмотреть этот фильм? «Золото Маккены» дали, «Великолепную семёрку» позволили, а «Беспечного ездока» - нет.
 Уж не за то ли, что промелькнули две-три купающиеся хипповые попки? Или девицы из борделя, расписанного, кстати, под храм, слишком откровенно снимают платьишки, и следуют несколько полубезумных кладбищенских сцен?
 На такие сцены у работников проката в те времена имелись остро отточенные ножницы. И фильм-кастрат благополучно шел в прокат.

 Нет, причина другая. Идея фильма идет вразрез с нашими тогдашними великодержавными имперскими замашками. Что ж это будет, если советская молодежь тоже станет хипповать, откажется служить в армии, бороться с империализмом? Свободы испугались. Свободы беспечных ездоков. Свободы человека, осознающего себя, как личность, а не как человека с ружьём или пистолетом. Человека рассуждающего, допустим, у костра.

 Вот такого человека всегда боялись и будут бояться власть имущие, потому что им трудно манипулировать.


Рецензии
за "Лев Николаевич – первый хиппи всея Руси..." мой решпект и уважуха, Вадим)))))
более добавить не могу, поелику фильмов не смотрю вовсе - опрощенье никак, а зашла - просто соскучилась, привет))
ЗЫ кстати мой свёкор - из первых хиппи страны))) чудесный человек, учусь.

Ночная Кобыла   18.11.2007 03:32     Заявить о нарушении
Я рад за тебя, что хипповый свёкор достался. Тоже скучаю и ПАСИБ!, что зашла.

Дядя Вадя   18.11.2007 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.