Урок второй а среда - это тебе не четверг 2. натка

УРОК ВТОРОЙ (вторник):


глава вторая: "НАТКА" (Наталья Андреевна Маренникова)

Последняя моя любовь – Наталья Андреевна Маренникова – выдающийся советский реставратор. (Именно так – `советский`. Она фанат `прежнего` времени, советской власти, сталинских порядков, времён, самого генералиссимуса и прочего всего такого. Но это никак не мешает нам дружить и общаться. Она – человек мирный. Только не терпит, когда матом ругаются [при ней]. Даже в метро стукнула одного верзилу с размаху сумкой за это, выходя из вагона. – Смельчак.) Наталья Андреевна – легенда! Все (о! сколько было у её ног – кавалеров!) были у её ног! (Не будем перечислять публично всех.) Почему были? – и есть. Неизгладимое жизненное обаяние… воля и счастье жить! Неистребимое желание – видеть людей и работать. Реставрация – она предана ей безмерно. Она – мой учитель. Учитель жить. Учитель реставрации масляной живописи. И в трудные моменты жизни я пристаю к ней – не поделится ли она – своими рабочими рецептами. Странно, наши мнения почти всегда совпадают, не зависимо от темы. Я дорожу этим общением, как хлебом, без которого не жить… Это взаимно. Наталья Андреевна, как и Лазарь и Евгения Владимировна, откликнулась…
Сразу после Войны, ещё в конце 45-го стал формироваться Всесоюзный научно-реставрационный центр. Отец-основатель – Игорь Эммануилович Грабарь. Замечательный худож-ник, русский импрессионист, основатель советской школы реставрации, атрибутирования, он дал новую жизнь и нашему Институту (после войны, `Суриковскому`), написав новые учебные програм-мы и возглавив организационную работу. Наталья Андреевна – первого призыва человек. Пришла в 1947-ом году в организованный отдел реставрации масляной живописи. И – так и трудится там по сей день, по сию пору – душа и цемент отдела: душевный, моральный, профессиональный, духов-ный. Человек нецерковный – она для меня ещё и (как мои мама и папа – неверующие) – образец че-ловека, каким я его себя представляю. Блестящий и оригинальный мастер – она в своё время выучи-лась (и не только мастерству, но и `отношению` к жизни и профессии) у Степана Сергеевича Чура-кова, чей портрет до сих пор украшает её рабочее пространство. Степан Сергеевич не смог устоять тогда… перед… Она, мне кажется, до сих пор жалеет, что отказала ему тогда… Он, не выдержав, чтобы не видеть её больше, перешёл в `Пушкинский` музей, возглавив там отдел… Что же?.. – ведь он был женат; и у него было трое детей. И – как это ломает жизнь – когда отказываешь… Знают только очень умные женщины. (Да, и то, – лишь к глубокой…)
Дети Степана Сергеевича – до сих пор – успешные и заметные в реставрационном мире специалисты. Ну а я? Смотрю – с удовольствием, когда бываю в `Центре Грабаря` (у своего ру-ководителя и друга) – на это смеющееся жизнерадостное лицо – Степана Сергеевича над столом его преданной, непокорённой им ученицы. Бывают в жизни и такие трагедии.
В юбилей спасения картин `Дрезденской галереи` немецкие телевизионные компании снимали фильмы о тех временах и событиях. Выяснилось – Наталья Андреевна – последняя… Кто помнит, участвовала, спасала, реставрировала; спасла! (Не могу без слёз говорить об их подвиге, подвиге, подарившем миру – это счастье – Дрезденскую галерею.) Она последняя… Её снимали, благодарили. Она последняя, кто рассказывала о сподвижниках, о Степане Сергеевиче, руководив-шем работами. А, ведь их было немного, тогда – советских реставраторов. И они справились. И как! Почему-то, затерялись записи. Почему-то, смущают – немцы. Почему-то, молчали (или отказались) дочки Степана Сергеевича. «Мы тогда не думали о том, кому должно это принадлежать. Спасали и подарили. Людям! Вернули! И работали – с таким подъёмом и воодушевлением! Мы всё так делали! И какие люди были! Как родину любили! И искусство! И профессию! Картины должны видеть лю-ди! Какая разница – здесь или в Германии: мы помогали. (И помогли!) Поднимать страну – свою и чужую. Помогали по-братски… Хотя, война, только закончилась… А потом – Флоренция… Навод-нение… Мы помогали, справились. (И помогли!) Знали во всём мире – мы можем, поможем. И – по-могли… Спасти галерею `Уффици`. По всей стране нас принимали, как… Понимали – реставраторы – редкая специальность».
Пятьдесят лет на своём рабочем месте. Недавно мы отмечали какой-то очередной юбилей Натальи Андреевны. Она работает быстрее и лучше молодых. По пять-семь картин за месяц. Легко и воздушно! Будто поёт! А она и поёт. И танцуя, как бы… Она искрится жизнью. Улыбка – освещает всю мастерскую, поддерживая остальных. Тех, кто моложе. Тех, кому, наверное, труднее… У кого больше `заморочек`. Кого `колбасит` здорово! по жизни этой! Кому нелегко, наверное, очень. И это при тех непростых обстоятельствах, в которых она живёт, при тех горестях и болезнях, которые свалились на неё. Могу признаться, что и тех многочасовых, почти ежедневных, разговоров с ней – мало! Хочется общаться больше! Великая радость встречи! Узнавания своих! «Вести пере-кличку между своими», – Костя (Костя Гадаев, сын Лазаря, мой брат, замечательный оператор, ре-жиссёр, поэт, человек, у которого я учусь всегда) – когда нас стали ”зажимать” уже в Перестройку.
Вот это определение ”между своими” и является главным. Наталья Андреевна не только мой большой друг, непревзойдённый мастер, обаятельный и приятный собеседник, но, и – продолжатель технических и технологических методик Чуракова. Мой незаменимый консультант, неназойливый и тонкий педагог, настоящий наставник молодых, воспитавший десятки музейных реставраторов не одного поколения. Кладезь! Хорошо, что есть она, а то, читая `многоумные`, `мно-гомудрые`, припудренные псевдонаукой доклады, последовательно издаваемые `Третьяковской гале-реей`, современных (`практикующих`, так сказать) реставраторов, можно только сбивать ими с ис-тинного пути вступающих на него молодых учащихся реставраторов и самому впадать в `глубокую кому` и депрессию: “от чего всё так”. «Не мучь себя и картину, получай удовольствие; трудись все-гда. Дома и на работе – пиши, копируй, чтобы ты был в тонусе. Интересуйся искусством, живи им. Бери `халтуру`, зарабатывай, живи полноценно, не теряй мастерства. Работай так, чтобы получать радость! Надо понимать и любить художника, которого реставрируешь. Любить жизнь и жить!» – пересказывает мне часто Наталья Андреевна слова своего прекрасного и любимого учителя…
Я-то – метр шестьдесят пять (или шесть? не помню… или, наоборот? перед армией и измерялся последний раз), а она – ещё меньше меня в два раза. Об остальном я писать не буду… А улыбка! да... Сколько мужчин (и сколько среди них выдающихся, известных, непростых [в хорошем смысле]) было у её колен. Почему было – и сейчас – отбоя им нету… `Несть числа`. Скромная… Живая, заводная, открытая, душевная, щедрая на деньги, слова, угощения, благородная. Она – фран-цуженка. Её девичья фамилия – Савари. Однажды, в фильме ‘ВАТЕРЛОО’ при Наполеоне я увидел на экране – Савари, адъютанта Наполеона… Это был, верно, один из её славных предшественников. Такой, ничего себе… сам. Хотя, конечно же, это был лишь хороший актёр эпизода, но я поверил – в жизнь.
У нас миллион общих знакомых и нитей, нас связующих – нам есть что и кого обсу-ждать и обсудить по телефону до белого раскаления трубки и нервных срывов домашних. Самая удачная моя шутка-розыгрыш? – хотите расскажу?
Пожалте-с! Прошу!
Наталья Андреевна повествовала как-то мне о своей первой любви. (Мы что-то натя-гивали вместе. – Я был на очередной стажировке от музея, музея-заповедника “АБРАМЦЕВО”, в Центре Грабаря. Она – мой неизменный руководитель вот уже – сколько?... дай Бог памяти!...) Пер-вый был у неё – голубоглазый Вадим. Моряк, красавец, силач, гимнаст. Она соврала, что ей было – восемнадцать (или шестнадцать?). (А было – порядка четырнадцати, кажется.) Они занимались в студии вместе… Вадим – после фронта. Герой. С густым чубом. Светловолосый. Она – брюнетка. Он – в три раза крупнее. Ёё.
Назначили свидание.
Она долго ждала. Вадим не пришёл. Исчез.
И больше не появился вообще. Никогда. И больше она о нём не слышала. Ничего. Никогда. Исчез. Совсем. Ничего, как она ни искала. И из студии. Исчез. И она не нашла его больше.
Ей было где то в районе – тринадцати-четырнадцати тогда. Она соврала Вадиму. Го-лубоглазый такой. Герой. В медалях. Гимнаст. Блондин. Хорошо рисовал, писал маслом… «Загляде-нье», – охарактеризовала она его мне коротко (и мгновенно).
Это было после войны. Сразу… Сразу…
После…
Мы что-то натягивали с Натальей Андреевной. На подрамник. (Левитана, кажется? Серова? Кончаловского? Удальцову? да, какая разница!..)
Я слушал молча.
Вадим Сергеевич (Житников) у которого я учился печатной графике в Московском государственном академическом художественном училище имени-памяти 1905-го года (73 – 77), а за-тем, офорту в Московском государственном академическом художественном институте имени Васи-лия Ивановича Сурикова (83 – 89) подарил мне на защиту моего диплома в Институте свой офорт – вид Римских развалин – в знак примирения: мы немного ссорились: он ругался и хватал наших дев-чонок за руки, я вступался – ещё и ревновал, наверное: они всегда были для меня `королевнами`, да-же некрасивые, даже толстые, даже отстающие, даже те, кто не ходит и не ходил на занятия, троеч-ницы, двоечницы. На офорте, подаренном Вадимом Сергеевичем была трогательная надпись – по-священие – мне. В знак доброго и особенного ко мне расположения, уважения, любви; с самыми ис-кренними мне пожеланиями в жизни, творчестве, любви. Карандашом. Обычно, на офортной, – да и, вообще, на “печатной”, предназначенной для печатной графики, – бумаге все надписи делают(ся) карандашом, предпочтительнее – простым. Дома я стёр надпись. И написал новую. Карандашом: «Натке … Твой голубоглазый Вадим». Посмеялся. Конечно.
Преподнёс Наталье Андреевне на следующее утро. Сказал, что это её Вадим препод-нёс ей. Нашёлся – через пятьдесят лет: хочет её видеть. Её Вадим, тот же Вадим. «Я нашёл его», – сказал, – для вас, специально». Она хохотала. («Хохотушка! – отзывался кратко о ней Вадим, Вадим Сергеич, мне позже. – Такой была всегда. Такой и осталась».) Они созвонились… (Телефон дал я. Конечно. Телефон Вадима – Вадима Сергеевича Житникова. – Я же крупный организатор всяких дел! Вы ещё не знаете?) Умора конечно, но, это оказался тот же Вадим, мой Вадим Сергеевич. Жит-ников. Нашёлся. Наконец-то. Ага! Это оказался тот же Вадим. Её, Наталкин, Наткин, Вадим. Тот же Вадим. Её Вадим. Я не ошибся. Шутка прошла. И, оказалась не шуткой. Н-да!-а…
– Куда же ты делся, Вадим? – спросила она его, через пятьдесят лет мучимая тем же вопросом.
– Что же ты не пришла? Натка! Наташка!.. – не растерялся мой храбрый голубогла-зый педагог по офорту и иже с ними прочими графическими печатными техниками.
Роман закрутился вновь. По телефону. Вновь. (Вот справляли как-то юбилей этого славного! действа. То ли пять, то ли десять лет уже этой моей придумке. Проделке. Я считаю – это удачная затея… Получилась… У меня… Одна из самых лихих. Прошла – главное!) На свидание – она и не соглашается: “Зачем?” – говорит. Она и фотографировать-то себя не разрешает. Единст-венное её изображение, которое у меня есть – это ксерокс её карандашного портрета (“А4”), сделан-ного Вадимом Сергеевичем с натуры ещё пятьдесят лет назад и присланного мне недавно. Там На-талка, Наташка такая же, как и всегда, то есть, сейчас. Не изменилась ничуть. «Уберите сейчас же вы свои ваши камеры, Артём, разобью!» – говорит она мне. И я верю! – разобьёт. Истинно! И – уби-раю… Ни с чем пока… (Хоть, камеры целы!) Она может – я верю, и убираю. Так что… В моей мас-терской – надо мной – Наташка – четырнадцати лет, работы Вадима, Вадима Сергеевича Житникова. А у него – всплеск: пишет по стихотворению в день, повести, рассказы, пишет пейзажи, натюрмор-ты, делает офорты. Всплеск. Всё посвящено Наталке, Наташке. Говорят по нескольку раз в день. «Наталья Андреевна – это самое чистое, святое», – говорит мне Вадим, Вадим Сергеевич. Житников. Круг замкнулся. Согласен. С ним. Святое!.. Чистое!.. Наталья Андреевна!.. У него всплеск! Подъём! Творческий! Он закатывает сцены. Ей, как и нам в Институте. Спорят, мирятся; он делает выговоры ей, как командир, старший (по какому-нибудь званию, наверное), требует почтения, подчинения, со-гласия. Она не соглашается… В общем, – вполне нормальная семейная жизнь. Связь. (Телефонная.) Обмениваются посылками. По почте. Письмами, телеграммами, бандеролями ценными. В общем, – семья как семья. Роман. У него семья. Конечно. Крепкая, надёжная. Дома. Конечно. Конечно. Дома. Конечно. Конечно. Жена, дочь, сын, внук, внучка, домашние животные. Квартира (и не одна), маши-на (и не одна), дача (и не одна). В семье – все его обожают, боготворят. Конечно. Конечно. Могло ли быть иначе?
– Вот так устроили вы Наталье Андреевне!.. Роман!.. Артём. Вот это да!-да!-да! – ка-чают головой! говорят завистливо тётеньки-бабушки (в белых халатах – реставраторы обычно – в белом) на работе, в отделе, пронося мимо общего телефона свои нехитрые столовые принадлежно-сти, пока Вадим строгим голосом требует громко (через вахтёра) Наталью Андреевну подойти к трубке, названивая и проверяя, перепроверяя её одновременно: где она? верна ли она – Вадиму! Ему! Вадиму Сергеевичу Житникову – моему педагогу по офорту и печатной графике в Училище и Ин-ституте, институте Сурикова, суриковском…
– Надо иметь таких! учеников ещё!.. – кивают мне приветливо бабушки. – Идите чай пить, Артём, посидите. Ну и устроили вы!!. Наталья Андреевне!.. Наталья Андреевна прямо – ..! Идите! Идите к нам!?. Посидите с нами. Немного. Чуть-чуть. Хоть.
– Обязательно. С большим удовольствием. Иду… Иду, сейчас. Вот. Сейчас уже.
Это удачная моя шутка. Одна из самых. На “грани” фола, что говорится.
Ну?..
Здорово! Да! Получилось!
А?..
– Только у нас с вами всё замечательно, Артём, у остальных, как не спросишь, всё у них плохо, всё у них болит, никому они не нужны, никто им не нужен, денег у них нет, работы у них нет, времени у них нет… Как живут? Как живут?
– Я заметил, что деньги, время, здоровье, друзья, работа, радость, поклонники и ку-миры есть только у нас с вами, Наталья Андреевна.
– Да. А я ещё и БАНКОМ работаю: одалживаю любую сумму (и валюта у меня есть), и сахар, и заварку, и клей, и кастрюли (книги дарю, многое дарю – мне-то зачем? – надо всё пом-нить), кипятильник, утюги, лупу, инструменты, клещи, что мне ещё Фёдор Иваныч сделал, гвозди, бумагу… Не знаю… Не знаю…
Наталья Андреевна – из тех людей, что украшают собой планету Земля.
Этой связью можно гордиться. Это – знак Божьего Присутствия на Земле – такие лю-ди. И знак мне. Наталья Андреевна понимает в человеческих связях, отношениях, многое, если не всё. (Что не понимает, досказываю я ей: время-то какое – сами видите: что тут понятного в мире, нас окружившем [кроме её улыбки].) Верю – наш союз – неслучайность, избранность. Но – высшая. Мы, пожалуй, и есть – счастливые…
Наталья Андреевна – боец. Всегда вступалась и вступается за тех, кого гонят и вы-смеивают, кого несправедливо очерняют, изгоняют. Справедливость и честь – её правила. Она про-тягивает руку в беде. Покрывает страдающего, нуждающегося, сомневающегося, мятущегося, в горе. Она не боится идти против всех – одна. Она дерётся. И отстаивает свои права. И, даже на улицах, даже своей крохотной дамской сумочкой. Даже, при своих покалеченных, переломанныых двух но-гах. Малюсеньком росточке. «Мы – сталинцы – нас не сломаешь и не возьмёшь ничем», – отвечает мне она (ну прямо, как и мой папа/отец/папаша – такой же точно: боец, боксёр, несломимый, стали-нец). В свои немалые годы не стесняется декларировать свои истины. Одевается очень скромно. Це-нит семейные связи и реликвии. Не слушает сплетни. Приходит на помощь – сама. Без всяких просьб, видя беду и чувствуя опасность, оказывается рядом. Таких людей видеть перед собой – зна-чит – верить в Бога, живущего среди нас. Радость бытия поёт в ней, независимо от того ужаса, что вокруг. «Не бойтесь и радуйтесь! – повторяет она часто мне слова Христа. – Христос, что нам сказал, Артём, помните: “Не бойтесь и радуйтесь”, Артём?»
Не бойтесь и радуйтесь! Не бойтесь и радуйтесь! Не бойтесь и радуйтесь!
– “Учитель..?” Странно как-то это слышать, – хихикает она, как подросток, с теми же ужимками, что, пожалуй, и не изменились за прошедшие полвека в ней, с ней.
И та же шуба на ней… (Пятьдесят лет – как миг!) И она не стесняется этого. И те же орудия труда… (Молоток, клещи реставратора, что сделал ещё ей Фёдор Иваныч [наш] пятьдесят лет назад, шило острое…) И та же мастерская. Тот же адрес… И – Степан Сергеевич. Только, теперь – в чёрно-белом памятном фотопортрете… улыбающийся, живой, как всегда! – навсегда с ней. С ней! И это тоже урок. Любви. И я прошёл его. Милосердие к поэтам, к их диким душам я прошу у женщин, у красивых женщин, мимо которых, нет, не пройдёт ни один поэт, нет, не пройдёт, нет, не...
Такими, пожалуй, я и представляю себе идеальные отношения между наставником и учащимся, между людьми – шире, пожалуй, единственное, что радует так, с такой силой заставляет биться учащённо сердце, – это обилие узнаваемого и родственного в собеседнике. Наши отноше-ния… – вот, пожалуй, урок!!! – Навсегда. – И молодым.
И это глава вторая – теперь дальше!..


Рецензии
Если позволите.... у нас, у татуировщиков шутка есть такая: взять халтурку на дом
Мои мысли подтвердились: выдающегося человека окружают выдающиеся люди!
Мне нравится читать ваши произведения.
Если позволите.... напишу свои мысли о каждом из них.

Рада Раросс   25.09.2008 21:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Рада, что читаете, отзываетесь. Буду Вам признателен, если напишете Ваши впечатления об этих людях. Моя позиция - не отстранённая всё же: я многих слишком люблю. И я писал для того, чтобы, хоть и через жалкие мои попытки, но, - всё же! - узнали об этих Героях Нашего Времени!


Артём Киракосов   25.09.2008 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.