Листопада. Сказка про времена года. Осень

Давным-давно это было. В те времена, когда на свете вместо зимы, весны, лета и осени по очереди царствовали Снежина, Апреля, Дубрава да Листопада. Жил да был молодой король.
И дошли до него однажды слухи, что в одном из замков, окутанных туманом, там, где небо хмурое и тяжелое, где плачут дожди, живет заколдованная королевна.
Никто ее не видел, ибо она покидает замок очень редко. Да и тогда надевает длинный плащ цвета густого шоколада. Плащ скрывает ее всю. И только непослушная прядь огненно-рыжих волос иногда выбивается из-под капюшона.
Заинтересовался молодой король, что за таинственная королевна живет где-то неподалеку. Велел снарядить его в дорогу. И поутру выехал из дворца на поиски незнакомки.

Долго скакал молодой король по своим владениям, но нигде не увидел замка, в котором могла бы жить таинственная королевна.
И он уже было засомневался, существует ли он вообще, как вдруг заприметил старую женщину. Та пасла неподалеку свою козу.
- Добрый день, матушка, - крикнул ей король, соскакивая с коня. - Не знаешь ли ты тут в округе какой замок?
- Добрый день, сынок, - отвечала ему старушка, - да замок прямо у тебя за спиной.
- Как?! - удивленно обернулся он. Но ничего кроме зеленых лугов да пригорков не увидел.
- Замок спрятан за туманами и дождями, - продолжала старушка, - и только подойдя поближе можно увидеть его очертания.
- А кто в нем живет? - поинтересовался король, снова поворачиваясь к собеседнице. Но той уже и след простыл. И только одинокая коза пощипывала сочную травку, и маленький колокольчик на ее шее негромко позвякивал.
Король непонимающе оглянулся вокруг. А потом взял коня под узды и пошел в направлении, где, должно быть, укрылся таинственный замок.

И правда! Вскоре его глаза различили бледные очертания какого-то замка. С многочисленными башенками и оконцами, возвышавшимися над густыми зарослями кустов и деревьев. И ни души вокруг. Словно люди покинули его еще с незапамятных времен.
Молодой король подошел поближе. Вдоль высокой изгороди вела еле приметная тропинка. И он, отпустив коня пастись, пошел по ней. Оглянись он назад, он бы увидел, как эта самая тропинка исчезает за ним, словно ниточка сматывается чьей-то невидимой рукой в клубок. Но молодой король был слишком увлечен, чтобы оглядываться. И тропинка вскоре вывела его к большим воротам.
Ворота были слегка приоткрыты.
И опять ни души, ни звука. Тишина.
Король немного помедлил, но все же вошел.

На опустевшем дворе гулял ветер, холодный и пронизывающий.
- Интересно, а прислуга здесь есть? - молвил король, запахиваясь поплотнее, - не очень-то тут тепло для августа.
Он огляделся.
Деревья вокруг замка уже начали желтеть. Да и травы тоже.
Под одним из деревьев он вдруг заприметил мольберт. Рядом, на небольшом столике лежали дорогие кисти, еще недавно ими писали.
- Кто-то здесь все-таки живет, - улыбнулся молодой король и направился в замок.

Навстречу ему уже выходила прекрасная незнакомка. В тонком шерстяном платье цвета ореха. С перекинутыми через плечо рыжими косами. С грустными карими глазами.
- Добро пожаловать, путник, - приветствовала она его, - какими судьбами забрел ты ко мне?
Молодой король слегка склонил голову, приветствуя деву. Отвечал:
- Слух идет, что в замке этом живет заколдованная королевна. Вот я и пустился в путь, чтобы помочь ей.
- Заколдованная? - удивилась девушка. - Я не заколдованная, я запрятана сестрами моими коварными, заперта здесь в одиночестве.
- Заперта? - в свою очередь удивился король. - Но ведь ворота замка открыты!
- Ах, если бы все было так просто, - вздохнула хозяйка. - Я заперта не в замке, а в Осенней долине. И дальше окутанных туманами окрестностей уйти не могу. Впрочем, входите, я Вам все расскажу.

Молодой король ступал по пестрым коврам, устилавшим залы замка, и восхищенно озирался. Стены замка были увешаны живописными картинами в золотых рамах. И на всех была осень. Такая разная осень. Где-то багряная. Где-то золотая. Где-то серо-дождливая, с зябнущими березами и опустевшими гнездами...
Хозяйка замка вошла в тронный зал и, оставив гостя на минутку, вскоре появилась во всей красе. В длинном платье, расшитом позолотой. С рубиновой диадемой в волосах. Она была чудо как хороша. Пригласив молодого короля жестом присесть, она начала свой рассказ.
- Нас четыре сестры: Снежина, Дубрава, Апреля и я, Листопада. Отец завещал нам царствовать по очереди, каждой по три месяца. Но сестры мои коварные оказались проворнее меня. Пока я в лесах писала свои холсты, они захватили всю землю, поделили меж собой страны и континенты.
- Как это? - не понял король.
- Часть стран охватила Снежина. И царствует там безраздельно, заметает изо дня в день снегом все дороги, вызывает метель да пургу.
Другие страны принадлежат моей сестре Дубраве. Там лето круглый год. Палящее солнце и вечнозеленые леса. Степи и поля в пустыни превратила, только бы мне нечего раскрашивать было. Песок ведь не травы!
Даже для Апрели владений хватило, на экзотических островах, где вечная Весна! - и Листопада заплакала от обиды. И стоило слезинкам покатиться по её щекам, как за окном застучал дождь.
- Полно печалиться, - молвил гость, - в здешних краях-то ты вволю царствуешь! А когда ты плачешь да хмуришься, то все вокруг только и делают, что вспоминают твоих сестер.
- Это правда, - вздохнула красавица, - от меня и прислуга-то вся поразбежалась, пока я у окна грустила да холсты свои писала. Да я уж и попривыкла к одиночеству и грусти.
- И чем же ты целыми днями занимаешься?
- С утра наряжаюсь в свои многочисленные убранства. Примеряю разные украшения. Алмазы и серебро - не по мне, это Снежинина страсть. Мне же под стать яркие рубины да золото.
Днем я гуляю в саду. А на закате достаю акварельные краски, сажусь к мольберту и пишу. Я пишу, а деревья и травы вокруг во все оттенки желтого и красного окрашиваются.
- Вот видишь, - улыбнулся молодой король, - стоит тебе поменьше плакать и поярче акварель выбирать, так и тебя любить станут. Любить и ждать.
- Да как же мне не плакать, - воскликнула Листопада, - коли я живу как затворница одна одинешенька! А мне ведь как любой девушке любовь нужна да забота. И не любовь всех, а любовь одного единственного! Я вот оденусь с утра в прекрасные наряды и брожу целый день, жду, что заедет ко мне в замок прекрасный принц и увезет меня в свое королевство. Но нет, никто не едет. И тогда я в бешенстве срываю с себя все наряды и украшения. И деревья тогда облетают, и травы чернеют, и небеса хмурятся...
- Все вам, барышням, принцев подавай! - и гость укоризненно покачал головой. - На всех и не напасешься!
- Да я бы рада за простолюдина пойти, - отвечала Листопада, смахивая слезинки. - Моих богатств на всех хватит. Сундуки от злата ломятся. Но ведь мне так предсказано: мол въедет в ворота замка однажды принц на белом коне.
- А может, это я? - молодой король вдруг вспомнил про своего коня, которого он оставил пастись за воротами замка. Но одет он был по- дорожному, без короны, без прочих королевских регалий, принятых на официальных церемониях. И Листопада звучно расхохоталась.
- Ты очень милый, - молвила она, - и похоже, даже не беден, - ее глаза скользнули по его добротному одеянию, - но ты не принц, к сожалению. Да и коня у тебя нет, как предсказала местная ведунья.
Будь ты принц, разве стала бы я плакаться тебе о своей несчастной доле!
Но король словно и не услышал последних слов.
- Местная ведунья? - переспросил он. В памяти вдруг возникла та старушка, что пасла козу.
- Ну да, ведунья, - кивнула Листопада, - я изредка покидаю замок, дабы пообщаться с ней...

"Так вот, кто указал мне дорогу сюда", - подумал король, а вслух спросил:
- И о чем же вы с ведуньей говорите?
- Она рассказывает мне о жителях окрестностей. Кто чем занимается, кто как возделывает землю, кто о чем мечтает...
- Зачем? - молодой король искренне удивился. Он-то думал, что ведунья гадает Листопаде. Или напускает по ее просьбе недуги на других сестер. Но чтоб беседовать о простых крестьянах!...
- Как зачем? - в свою очередь удивилась Листопада. - Я же должна знать, кто что заслужил к моему приходу! Да и надо ж мне с кем-то делиться своими несметными богатствами.
Тем, кто разумен и усерден, богатые урожаи приношу.
Искренне влюбленным - свадьбы пышные праздную, цветами их одариваю.
- И про сестер своих совсем не вспоминаешь, когда с ведуньей общаетесь?
- Иногда вспоминаем, - согласилась красавица. - Когда ведунья утешает меня, она всегда говорит: "Не кручинься, душенька, придет и твое время! Вот полетят стрижи с ласточками в дальние края, созреет на пасеках мед, а в садах - яблоки, поспеет орех, тогда и твой черед настанет. И ничего с этим Дубраве уже не сделать, как бы она ни старалась".
- Так почему же ты плачешься, что сестры тебя здесь запрятали!
- Так ведь и вправду запрятали. Ведь я только здесь и царствую, в Осенней долине. И совсем недолго. Ибо вскоре Снежина ночные заморозки насылает, да снег вперемешку с дождями. Я и месяца-то не царствую из положенных трех.
Ведунья говорит, что только принц пыл сестер охладить сможет. Что будь я влюблена и счастлива, не посмеют сестры раньше времени на землю ступать.

- А вдруг не полюбишь ты принца, что въедет однажды в твои ворота на белом коне? - неожиданно спросил король.
Листопада даже немного опешила. Задумалась над словами гостя. А что если и вправду не по душе ей принц придется? И ладно, если только просто не хорош собой и не статен. А вдруг с темною душою?
И чем больше думала красавица, тем больше в душу сомнения закрадывались. Да и как быть, если ей этот молодой да статный гость приглянулся?
"И речи мудрые ведет, и собой хорош. Жаль только, не королевских кровей", - вздыхает про себя Листопада. - "С ним поехать - навсегда трона лишиться. Принца на белом коне ждать - так уже этот по сердцу пришелся..."
- И что же мне теперь делать? - в растерянности вымолвила она.
- Не кручинься, - подбодрил её молодой гость, видя, как слезинки блеснули в её глазах. - Давай уговоримся: я уйду, а ты жди меня ровно семь дней и ночей. И если за это время в твои ворота не въедет прекрасный принц на белом коне, то быть тебе моей женой. Согласна?
- Согласна, - улыбнулась Листопада. И тучи рассеялись, пропуская солнечные лучи.

И отправился гость за ворота.
А Листопада села у самого высокого окна ждать его. И так ей вдруг захотелось, чтобы ведунья ошиблась. Чтобы ни один принц не отыскал дороги к её замку.

И потянулись дни.
Красавица Листопада, в лучшие наряды облачившись, целыми днями от окна не отходит. С пяльцами в руках сидит, осенние букеты в ожидании вышивает.
И вот уже неделя прошла. И радостно ей так на душе, знать, ошиблась ведунья!
Побежала она в свою опочивальню, дабы в дорогу собраться. Ведь не ровен час, вернется гость её долгожданный!
Собралась. Ждет его. Но никто в ворота не входит. Лишь шелест кленов под окном да ветер, хлопающий то там, то тут ставнями...
Спустилась в сад Листопада. С грустью прошлась по квелым травам, провела рукой по стволам облетающих березок. Увидела забытый мольберт. Рука невольно к кисти потянулась.
Капают слезы на бумагу, на акварель, размывают краски бледные. И на земле лужицы маленькие уже проглядывают. Снежине на радость. Нашлет ночью заморозки, и покроются слезы Листопады тонкой коркой льда. И заснет красавица Листопада долгим сном, не ведая, что молодой король на своем коне никак тропинку к её замку отыскать не может. Ведь Дубрава смотала все пути, ведущие к Листопаде, в клубок и заперла в ларец.

А на лугу старушка пасет свою козу.
"Ничего-ничего, Листопадушка! - шепчет она. - Укажу я твоему королю верную тропинку! И будешь ты царствовать на радость всем, завораживая своими красками и щедростью!"


Рецензии