Целостность и развитие

 БЫТИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ
 
1. Единообразное целое.
2. Симметричное целое.
3. Закономерное целое.
4. Гармоническое целое.
 
 I. Внешнее целое как безмерное.
I.1. Быть целым, означает:
 Быть устойчивым при делимости на те или иные, но свои части
(обладать определённой формой связи своих частей)
“Множество”-(полагающее ЧАСТИ только и исключительно в количественную форму) обладает только ОДНОЙ формой связи,
Такая целостность не отделима от чисто количественной формы связи.
То есть, сначала целостность проста,
 ( множество- неразличено; равно как и форма связи единообразна;)связь чисто количественна, то есть стороны ещё неразличены и меры ещё как таковой (как меры) ещё нет.
Здесь, в этом неразличённом, единообразном-множестве проявляется лишь принцип равной меры или, точнее, материального тождества, ( принцип вещественности материи).
I.2. Рассмотрим, что значит для материи быть "вещественной"!?
 Одно и то же ли:
быть "ШАРОМ" или "КУБОМ (телом,единицей)"?
Итак,
для "каждого вещества" соблюдается принцип равной меры
(равная мера есть одинаковая мера), т. е.
 каждая часть есть то же самое, что и целое:
если целое: - вещество, то и его часть вещественна.
Если целое "в себе" определённый комплекс (механических, физических, химических) качеств, то и любая его часть сохраняет в себе весь этот комплекс качеств в снятом виде.
 Здесь можно заметить:
Комплекс, (множество качеств), концентрируется в "одном" месте, и
единичное-качество не составляет бытие целого;
поэтому, более точно, данный "комплекс качеств" может быть назван "комплексом свойств".
Cущностной единицей ( простого-вещества)является то, что определили как: -ЭЛЕМЕНТ.
Например: Н, О, и т. д.
 “простое вещество” каждого есть множество одного-элемента.
Итак,
 ступень "Равной меры", (одинаковости множества, единообразия "одного") может быть названа ступенью - вещественности.
Принципом данной ступени является - равнодушная количественная одинаковость, единообразие.
. Если в том или ином "веществе" наблюдается принцип "единообразия", то:
одна часть обладает своей формой вследствие того, что и другая часть имеет ту же форму.
Здесь ещё не может быть различия форм частей целого и нет своеобразной самостоятельности частей целого. Т. е.
целое, в своём множестве частей, остаётся слитным (неразделённым, сплошным), а части - возможными. Причём вещественность как раз и показывает, каким образом возможное обладает своим собственным существованием. Каждая часть ещё не отличается по виду от другой части и не обладает своеобразной формой.
 Множество не является различием для одного.
На данной ступени "материальная связь" частей является чисто количественной и составляет единую форму, как для всех частей, так и для целого.
 Из сказанного можно заключить, что
"вещественность" простого элемента (например, Н2, Вr, I2, Не…) не развёртывает его как меру.
 Мера, существующая в области Равенства (количества), находится в отрицательной области своего существования.
 Количество, как такое внешнее единство, отрицает особенность, различие частей целого. И, таким образом, как внешнее тождество обладает неразличённой объективностью; поэтому мы вправе его назвать бесформенным, но принцип формообразующей деятельности содержится в самом количестве (и это мы увидим на ступени симметрии, закономерности и т. п.). Бесформенность (неопределённость,безмерность) может быть по-другому названа внешним единством. Но, как единство во внешнем, оно есть "отрицательное единство", ибо единство как единство (т. е., как единство, обладающее собственной формой существования), оно ещё себя не положило. Поэтому для такого "одного" требуется противоположное "многое" и именно для того, чтобы оно было самоопределено (соотнесено с самим собой).
Примером "бесформенности"(безмерности..) является:
("Не" - в его сверхтекучем состоянии);
Он - как"жидкость", обладает свойством быть своим же "идеальным газом", (оставаясь жидкостью)
"Жидкость" - для простого атома "Не" есть состояние его "вещественности";
но в этой вещественности оно ещё не есть "тело" (как кристалл).
 "Шар" есть ТЕЛО "идеального-вещества";
 как геометрический образ, он полностью адекватен принципу единообразия.
Можно заметить, что "Шар", все материальные части которого могут идеально быть сконцентрированными в одной точке (или, что то же самое, составлять поверхность), есть "одномерный шар"; (ибо в нём не положен центр, ни как центральная линия, ни как ядро.)
 Шар есть тело, в котором множество направлений не является различием одного направления, ибо все направления одинаковы; другой геометрической фигурой, обладающей одним направлением является - прямая ; шар является одномерным только в том случае, если он центрирован точечно.
Итак, для “ВОДЫ” - ШАР!
А для кристалла?

Как известно, "вещество" становится "телом" (вещественным телом), кристаллизуясь. И именно "кристаллизация" является внутренним формообразующим принципом, Отсюда вытекает вопрос:
Какое "тело" сохраняет принцип единообразия, для кристаллической формы?
 Такое тело есть! Это - "Куб"
КУБ - наиболее единообразное тело из всех тел. У него со всех сторон - одинаковые по величине поверхности, одинаковые линии и углы.
 То,почему "простые вещества" кристаллизуются именно в кубической форме,теперь становится более ясным.
 Подобно тому, как идеальная-жидкость вещества способна переходить к своей кристаллизации, равным образом, единообразие ШАРА(внешнее тождество) способно переходить к – СимметрииКУБА!

"Неопределёность" (Бесформенность, единообразие, безмерное) подразумевает под собой одинаковую связь, одинаковое соединение и, причём, равных друг - другу,
 На современном языке логическая категория Неопределённости (или для древних - "Хаос") есть - "сверхтекучесть" вещественности материи.(квадратура круга!)
 Материя в таком состоянии:
а) сохраняет свою целостность, единство, непрерывность, но совершенно внешним, чисто количественным способом; форма здесь всецело погружена в материю и ещё не есть
"для-себя"';
в) объективность такой бесформенности (неопределённости) есть равная в самой себе (неразличённая) множественность, не разрывающая целостность и единство материи;
 такое непрерывное множество есть дискретность.
Если множество непрерывно, то оно - дискретно.
Если единство внешнее, то оно - непрерывно.

 Как только появляется: количественное различие
(многосторонность единообразного) в частях, то cнимается сверхтекучесть и
 возникает - "вязкость",
вещество (как"идеальная-жидкость") начинает полагать себя именно как вещество.
Поэтому Симметрия есть лишь начало в процессе:
 Становления материальности материи.

 
2.1.Симметрию мы будем рассматривать как дальнейшую ступень в развитии внешней целостности(формы, связи).
 Простые (как атомарные,так и)молекулярные единицы складываются (в свою вещественность)не только по кругу, но и по граням простых геометрических тел.
Если "вещество" считается сложным, то оно складывается в простое по принципу ( не круговой)симметрии..
Симметрия оказывается новой формой связи количественного, которое теперь перестаёт быть неразличённым , но, скорее, различается, причём чисто количественно. Это - неодинаковость или, другими словами, многосторонность, но одного и того же, т. е. есть "многостороннее однообразие".
"Симметрия" является той областью, в которой единообразие (равенство)положено как многостороннее...



***

Конкретное как Начало
и категория развития.



1. Казалось бы очень просто определить, что есть“Конкретное”; тем не менее чувственное сознание и мышление прямо противоположно определяют этот предмет;
2. Первое определяет “конкретное” как непосредственное cодержание,
( вижу: ОТВЕТ)
тогда как мышление, напротив, считает его – абстрактным,только формой
(слышу: ВОПРОС)

2.1. Мышление признаётся абстрактным по материальному содержанию, но по сути дела оно существенно и сущностно-конкретно; правда, по форме
(по логической форме)
2.2. Исторически мышление начало осознавать себя сначала в чувственной форме; это проявилось в полагании чувственно-конкретного как Всеобщего (Истока, начала:
вода, воздух,огонь ..- стихии.)
Но мысль получила полное осознание своей истинной формы, равно как и своего истинного отношения к Предмету-чувственного-сознания, ( как своей противоположности, и одновременно: как к своему конкретному началу,) только СТАВ объективным мышлением;
Мышление рассматривает «вещь» как конкретное лишь тогда, когда :
 объект
как простое (то есть,непосредственное) целое;
 разворачивает свои внутренние различия во внешнее существование,( полагая, таким образом, их в форме различия) и далее: возвращает их обратно в свою целостность;
то есть когда объект,как бы, есть
логическая-одновременность”ДА-и-НЕТ”( семечко!)
В этом смысле объект рассматривается как
 «мыслящий объект», т.е. как субъект, развивающий(и развёртывающий) только себя самого;
2.3. Но тогда закономерен вопрос:
каким образом “Конкретное” может быть простым и Началом,
 если оно становится конкретным через свое собственное развитие?
Покажем, что “Начало” (не только”может быть”), но обязано быть конкретным, (если оно живое)
Начало и его конец необходимо должны одновременно присутствовать в некотором простом-целом, (совпадать в нём);

3.1. Рассмотрим логическую природу Конкретного как Начала:
А) Известно, что если «нечто как начало» способно к развитию, то оно может быть признано конкретным;
причем именно само развитие и составляет содержание начала.
Конкретное не имеет другого определения, чем развитие; и именно им определяется общая природа конкретного;
В) Конкретное может быть определено и как единство противоположных; но это единство может существовать двояко:
- в форме единства
- в форме различия

Например, в области качества:
 - «Нечто» есть простое-тело единства двух противоположных моментов Становления :
– возникновения и исчезновения;
 «Нечто»,как простое-целое, содержит их как непосредственно единые,
другими словами :содержит их как свою Границу
(качественную границу);
В качественной границе:
 определение и отрицание (Да-и-Нет)слиты воедино;

Присмотримся по ближе:
1.«Возникновение» есть «связь» бытия и нечто, положенная в форму бытия,
более того «связь» (Б-Н) может быть определена как их «отрицательное единство», поскольку одно лишь переходит в другое; (а именно: - ничто в бытие)
2.«Исчезновение» есть та же самая «связь» (Б-Н), но положенная в форму ничто;
 Таким образом, из противоположности Б-Н(Единого) рождается Двоица,то есть:
форма полярности, которая внутри себя выравнена, ибо
 как одна, так и другая сторона есть одно и тоже , но различенное!

Чистая,(рассудочная) противоположность Б-Н логически переходит к полярной форме, имеющей свою устойчивость
в некоем “простом теле”( а без него она: - противоречие, которое способно свёртыватьсяся в своё простое единство некоего «третьего» (каким и является логическое«нечто»).


Вышесказанное равным образом относится, например, и к соотношению «одного - многого»:
1)Их чистая противоположность:
 сначала снимается лишь внутренне «в себе», т.е. сохраняется двойная(полярная) форма их единства:
 - отталкивание
- притяжение;
 2) Непосредственное единство отталкивания и притяжения составляет природу материи (природу количественной границы);

Материя как количество может быть рассматрено как конкретное, поскольку она есть
простое-целое непрерывности и дискретности;
Она единство отталкивания и притяжения (поскольку непрерывность и дискретность есть двойное-единство притяжения и отталкивания( “одно и тоже, но различенное”: ДВОИЦАотталкивания и притяжения);
 
3.2 Итак, определилось, что конкретное не может быть только простым или только «сложным», но необходимо должно быть двойственным и тем не менее не распадаться, но сохранять форму целого;

Обобщая можно сказать:

 «Если есть «одно» и некоторое другое» и оба суть одно, но как третье, причем «одно есть в другом, находясь у себя самого, а не вне себя»; такое третье есть конкретное внутри себя;

Данный принцип относится не просто к конкретному но к органическому целому, поскольку:
«семя» есть в плоде тАк, что оно «находится у себя самого»,
3.3. «Плод» есть результат развития «семени»,
 таким образом плод для семени не есть нечто иное, но он есть для него – «свое другое», в котором семя обладает собственным соотношением с собой:
 а) непосредственно (поскольку семя в плоде самостоятельное целое);
в) опосредствовано т.е. через отношение к плоду как к «своему другому»;
 Ни семя, ни плод не могут считаться конкретным целым. Конкретно только их единство, которое в себе самом различено, причем различено тАк, что «конкретное в-себе-бытие» (семя) и конкретное для-себя-бытие» (плод) совпадают;
 Каким образом начало и конец совпадают в одном целом – это теперь становится ясным;


 3.4. Атом водорода
есть «конкретное начало» ПСХЭ, т.е. он есть подобие выше рассмотренного органического целого;
 Развитие органического мы привыкли наблюдать в единичной форме (зародыш, органическое тело и т.п.);
но «конкретное начало» может принять не только единичную, но и всеобщую форму;
Органическое в своей всеобщей форме есть – Систематическое (то есть ПЕРИОДИЧЕСКОЕ)целое.
Органическая система развивает себя иначе нежели единичная форма; она не обладает «переходом в другое», но сохраняет суть развертывания только себя самой;


Категория развития
Содержание:

1. Почему качественное и количественное изменение не относятся к категории развития;
2. Почему движение меры не относятся к развитию;
3. Почему движение сущности нельзя относить в полной мере к категории развития;
4. Развитие как органическое развитие:
4.1. Органическое как единичное;
4.2. Органическое как всеобщее;
4.3. Примеры органического развития в форме всеобщности (периодические системы)


 1.

Итак, что такое развитие?

Качественное изменение, или только количественное изменение трудно отнести к категории развития, поскольку в первом случае отсутствует момент тождества, единства, сохранения того, что «переходит в другое», в другом случае – отсутствует момент различия, т.е. нет «перехода в другое», ибо в движении Числа сохраняет себя «количественное одно», а изменяется только определенное количество, численность;


 2.

Является ли развитием “движение меры”?

Это сложный вопрос; здесь будут даны лишь общие представления:
2.1. Итак, если нечто изменяет меру, то оно переходит в новое качество; причем этот переход (от одного качества , в другое) – количественен;
Качество в мере «соотносится с собой» не качественным, но количественным образом;
Количество в мере различено не количественно, но качественно;
Качество в мере выступает как:
количественное качество,
тогда как количество, как:
 качественное количество,
т.е. мера есть единство количества и качества, но как их двойное единство.
Мера есть ДВОИЦАколичества и качества.
Если качество в мере изменяется – количественно, а количество изменяется качественно,
то в мере ни одна из ее сторон не сохраняется, опираясь само на себя;
Собственно мера сначала «соотносится с собой», как нечто внешнее, ибо в своем движении она есть лишь – линия, (узловая линия), которая не замыкается на себя;
 Далее,
 движение меры есть прямой или обратный процесс (например изменение агрегатного состояния вещества), но они не одновременны; тогда как в развитии прямое и обратное движение одновременны;
2.2. «Простое воспроизводство» как повторение «одного и того же» по определению не может быть отнесено к развитию;
Материализация в производстве одной и той же технологической схемы и распространение ее в том или ином месте - это экстенсивное расширение и оно не может быть признано не только развитием, но даже «умножением себя самого»; оно скорее формальное прибавление;
Примером простого воспроизводства может служить Эвклидова геометрия и Аристотелевская логика, которые в течение долгого времени имели лишь внешнюю историю, которая не затрагивала их содержания; Является ли геометрия Лобачевского и Римана развитием геометрии Эвклида, а не только ее отрицанием – это еще надо доказать;
Гегелевская логика является не только отрицанием Аристотелевской метафизики, но развитием Логики в замкнутую на себя систему (которая в своей необходимости есть нечто в себе абсолютно свободное).
Квантовая механика, оперируя с вероятностями, т.е. положив в свою основу принцип абстрактной неопределенности – прямо противоположна традиционной механике; но как противоположное она не есть развитие ее начал и принципов;
То что развивается - развертывает во вне лишь то, что содержит «в себе»;
 таким образом:- возникает( по содержанию) не что-то иное, но «то же самое»!;
 Развивающееся порождает лишь самого себя и развертывает в существование (в предмет для себя) то, что есть в нём и лишь для того, чтобы вернуться к себе;
Поступательное движение развития есть одновременно возвратный процесс (возврат в то единство из которого она вышла) причем этот возврат не есть бессодержательный круговорот;
 Итак , «простое воспроизводство» есть только внешнее прибавление себя самого, проявляющееся как расширение материальной базы;
Например: Упругость как механическое свойство в различных материалах лишь формально воспроизводит свое содержание, оставаясь механическим свойством тела;
2.3. Если ли же принцип упругости, обнаруживает себя в качественно новых областях, например:- в Астраномии!!? , квантовой физике и т.п., то данный принцип в таком расширении обладает развитием, (но форме прироста, добавления, умножения себя самого – таково расширенное воспроизводство, другими словами – интенсивное развитие;)
Если Логика, как конкретное в себе самом начало, распространяется в различные области научного знания, то она в этом движении развивается интенсивно; причем можно заметить, что в существование вступает только то, что способно себя сохранить (отсюда следует, что не всякая логика, теория жизненна и практична).


3.
Познание природы объекта часто называют развитием предмета и это не случайно;
Например: «вещь», как конкретное, но простое целое, есть в логическом смысле – «конкретное в - себе – бытие»;
Опыт, практика, выявляют многосторонность, различия данного объекта;
Теория, напротив, сводит все это многообразие к одному знаменателю, (что многообразные свойства объекта есть содержание самого объекта;)
 таким образом объект, пройдя путь от «начала до конца», лишь возвращается в себя самого – полный круговорот;

В этом круговом-движении (анализа и синтеза) как бы “нет” движения вперед,
но в опыте и теории возникает и получает развитие форма" для-себя-бытия"
(субъективности объекта)
Равно и субъект по мере развития своего мышления обретает способность к "объективному
мышлению"
 . В познании получают развитие обе стороны(и субъект и объект)
 субъект в этом феноменологическом развитии: - объективируется,
а объект – получает субъективную форму «для себя бытия».
 Противоположные стороны выравниваются,(каждое становится единством "себя и своей противоположности")
Это -ПОЛЯРНАЯ форма единства(субъекта и обьекта) :
- объективный субъект
- субъективный объект;
Мышление и есть ДВОИЦАсубъекта и обьекта!

 (и потому еще не есть их конкретное единство как положенное;
 еще не существует как органическое целое;)

 Развитие,таким образом, здесь имеет своеобразную форму:
Развивается здесь не одно, (противоречивое в самом себе конкретное начало,) но развитие здесь разломлено...

- таково движение сущности; и оно не должно быть отнесено к развитию, ибо развитие как таковое есть всё же – органическое развитие;
 И оно существует в двух противоположных формах
- в элементе единичности;
- в элементе всеобщности;
 .....
 
 июль1985г


Рецензии