Счастливый человек Евгений Касперский

 - Г-н Касперский, ваше имя сегодня известно, без преувеличения, миллионам людей в бывшем СССР и далеко за его пределами. Программные продукты вашей лаборатории пользуются заслуженной популярностью. А как все начиналось?
 

- На самом деле не все было гладко, я тоже вырос в Советском Союзе и даже успел 8 лет отслужить в армии. И известности тогда никакой не было, тогда и компьютеров, в общем-то, не было. С компьютером, с первой вычислительной машиной я познакомился в 10 классе. Это была старая-престарая машина. А первый персональный компьютер… Это было даже не дома, а на работе, по-моему, в 1989 году. Я занимался анализом вирусов, их коллекционированием. Это было мое хобби, увлечение и первая антивирусная программа появилась как специальный инструмент для сортировки моей коллекции. Я решил попробовать заработать на этом деньги. И… ничего не получилось.
А известность пришла, наверное, где-то во второй половине 90-х годов, когда оказалось, что программа, которую мы разрабатывали, показала себя надежным продуктом, который хорошо защищает от компьютерных вирусов.
В России мы всегда были немножко в тени, но в 96-97 годах мы эту ситуацию переломили, когда выпустили свои продукты для Windows-95, которых не было у наших конкурентов.
И так получилось, что в России сейчас это продукт № 1, также хорошие у нас успехи в Германии, Австрии и немецкой части Швейцарии. Если говорить про коробочный рынок, не про корпоративных пользователей, то в Австрии мы уже № 1, а Германии также боремся за первое место. То же самое сейчас происходит во Франции, в Японии, в Китае. Осенью прошлого года мы вышли на рынок США, и наши коробки стоят в магазинах на 5-ой Авеню в Нью-Йорке и еще в нескольких крупнейших регионах Соединенных Штатов.


 - В первый день выставки (CeBIT-2007) в Интернете появилась информация, что Международный союз приборостроителей и специалистов ИТК помогал многим компаниям, в том числе и вашей лаборатории, пробиться на международный рынок. Что Вы можете сказать в этой связи?


 - В этом смысле – да. Потому что, когда мы были совсем «маленькие», мы естественно не имели сил и средств, чтобы выступать своим стендом. И первые годы мы выступали на объединенном российском стенде. Я думаю, что это достаточно правильная стратегия для стартапов. Сначала в инкубатор, потом немножко окрепнуть и можно уже самостоятельно.


 - А потом этот «инкубатор» не предъявлял каких-то дополнительных условий, претензий?


 - Мы оплатили все услуги, которые нам предоставили. И я считаю, что государство должно поддерживать подобные инкубаторы, для того, чтобы все больше и больше российских фирм выходили на международный рынок. Чтобы они окрепли, появились первые международные контакты.


 - Я уже не первый год бываю на CeBITе и меня привлекает и ваш стенд, и люди, которые на нем работают. Работают, скажем так, в западноевропейском стиле. Хотя многие русские фирмы, которые попадают сюда в первый или второй раз, ведут себя как-то зажато, боятся лишний раз слово сказать…


 - Есть такая очень хорошая фраза: «Будь проще и люди к тебе потянутся». И у нас никогда особых комплексов не было. Да, когда мы приехали в первый раз: это была чужая страна, другой менталитет – было немножко страшновато, но комплексовать – мы никогда не комплексовали. Налаживали связи, устраивали тусовки. Если будешь зажато сидеть в углу и тихо молчать: о тебе никто никогда и не узнает. Поэтому… Раньше это было, конечно, в меньших масштабах, а сейчас мы здесь устраиваем такие Party, что секьюрити бывают не очень довольны. Когда уже 11 часов вечера, стоит триста человек и никто, никуда расходиться не хочет…


 - В этом году Россия является страной-партнером CeBITа-2007. И девизом российской делегации стала фраза: «Мы – нация инновации». Это просто красивый слоган или все-таки реальное положение дел?


 - Увы, я не знаю в деталях, что происходит на выставке: мне просто некогда. Для меня CeBIT слишком напряженное мероприятие. В этот раз я с трудом выкроил час для того, чтобы пройти по соседним стендам. Если говорить о реальной жизни, то я тоже не слежу за тем, что происходит вокруг. Слишком много сил и времени тратится на основную работу и многочисленные поездки.
Хотя (улыбается), Россия – это страна изобретателей. Первый паровоз, первая электрическая лампочка, радио… Рентген тоже ведь был изобретен еще во времена Ивана Грозного, не зря ж он говорил: «Я вас, …, насквозь вижу». К сожалению, очень многие изобретатели уезжали из России, хотя сейчас этот процесс, вроде бы, прекратился. Экономическая ситуация в стране налаживается, становится лучше. В России сейчас повсеместно восстанавливается производство, которое было разрушено в начале 90-х. Все больше будет внедряться новых технологий. Я думаю, что все наладится, только нужно больше внимания уделять перспективным компаниям, помогать тем людям, которые идут вперед.


 - Да ладно – помогать. Пусть бы хотя бы не мешали…


 - Вы знаете, если говорить про софтовый бизнес, в котором я участвую: государство не мешает никак. А помощь лично нам уже и не требуется. А вот для молодых компаний, у которых есть хорошие идеи и нет сил, чтобы их реализовать, я думаю, помощь государства просто необходима. Пресса сейчас сообщает о том, что создаются техногородки, технопарки в разных городах России, что выделяются какие-то бюджеты, ресурсы под все это дело – это очень хорошая тенденция, и я думаю, что лет через десять-пятнадцать все это окупится сто крат.


 - Директор департамента Минсвязи РФ Олег Бяхов сказал журналистам, что порядка 40 процентов домашних хозяйств в России имеют компьютеры. На ваш взгляд, это соответствует действительности или же больше имеет место в обеих столицах и других крупных городах?


 - Я думаю, что в столицах сегодня компьютер стоит в каждом доме, на каждом столе. А в остальном… Может быть, в среднем. Еще в городских домохозяйствах – возможно. Вообще, есть такая статистика, как количество пользователей Интернета в стране. Она периодически публикуется. Можно взять количество пользователей… В общем, это порядка 10% населения страны. Может быть, сейчас уже даже больше. Но в этой статистике компания, в которой работает 10-20 человек, считается за одного пользователя. А, с другой стороны, таким же пользователем считается человек, который заходит в Интернет один раз в три месяца на пять минут.


 - Давайте оставим статистику в покое. И вспомним о том, что Компании «Лаборатория Касперского» уже почти 10 лет, а группе разработчиков антивирусного программного обеспечения под руководством Евгения Касперского – вдвое больше. Не было ли у вас за эти годы желания уехать из России?


 - У меня возникло желание уехать из страны в 1992 году. Тогда я впервые выехал в Европу, был в Германии. И получил культурный шок. Я был потрясен два раза: первый раз, когда приехал в Германию, а второй раз – когда вернулся обратно. Но как-то так получилось (я человек ленивый, консервативный), что я так никуда и не уехал. А сейчас уже и не жалею: я начал немножко пристальнее присматриваться к странам, в которых бывал, и к людям. Как они живут, какие у них проблемы. Одно дело, когда речь идет о богатых людях, и совсем другое – студенты, пенсионеры. В общем, там хорошо, где нас нет.


 - «Лаборатория Касперского» сегодня входит в десятку ведущих мировых производителей программного обеспечения для защиты информационной безопасности. Скажите, ваше место в этой десятке ближе к ее вершине?


 - Нет. Сегодня мы находимся в этом списке на 7-8 месте. А возглавляют его американские компании. Мы же относимся к так называемым компаниям второго эшелона. Но наше сегодняшнее место весьма стабильно. Можно даже сказать: стабильно с перспективой. Последние несколько лет наша лаборатория показывает стабильный рост продаж, который в разы превышает аналогичные показатели большинства других компаний.


 - Скажите, вы счастливый человек?


 - Я безоговорочно счастливый человек. Это мое любимое дело, любимая компания. И, вообще, мне интересно жить, потому что я занимаюсь делом, которое мне нравится. И на работу я хожу почти каждый день. Еще мне приходится много путешествовать: презентации, встречи. Это, конечно, тяжело. Допустим, на эту весну и лето у меня запланированы поездки в 10 стран мира. Европа и США уже были не раз. А еще это Китай, Япония, другие страны. Это очень тяжело, но и очень интересно.


 - Спасибо вам за беседу и удачи во всех делах.


Рецензии
"В общем, там хорошо, где нас нет."
"...мне интересно жить, потому что я занимаюсь делом, которое мне нравится." - Как перескаются мысли талантливых людей. Татьяна Окоменюк сказала то же самое!
Спасибо за интересную информацию.

Николай Шунькин   07.06.2010 06:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.