Черный Квадрат Малевича

Когда-то, я был тогда в США, посетил чикагский музей современного искусства. Там я обнаружил картину, что заставила меня совершенно переосмыслить вообще живопись как таковую, и мое отношение к творчеству человечества в целом. Я шел по галерее и вдруг увидел это. На стене весели две картины. Красный и Черный квадраты. Они весели отдельно, они поражали своей простотой и неказистостью. Я поначалу проигнорировал их. Мне показалось, что совершенно ничего особенного в них нет. Прошел мимо и направился к другим творениям человеческой мысли. Но через некоторое время я вернулся. Я поднимался по лестнице, задумываясь о том, как скоро придется бежать на поезд, что отправлялся к пригороду, где располагался особняк моих друзей. И тут опять набрел на эти два квадрата. В моем безучастном взгляде вдруг что-то перевернулось. Мне не было дел до того, что думают другие, как оценивают квадрат Малевича, как с презрительно ухмылкой стоят в этом чикагском музее и просто смотрят. Я подошел поближе и остановился. Во мне будто что-то замерло, притаилось и стало наблюдать изнутри. Словно из сознания на меня кто-то посмотрел. Взгляд этого Нечто был настолько тяжел, что я не мог выдержать его. Я просто стоял и смотрел на Черный квадрат с какими-то непознанными необъятными чувствами. Черный квадрат смотрел на меня, он заглядывал в мою душу и поглощал все мои мысли. Он был неким олицетворением моего сознания. Черный квадрат будто заглядывал в меня, приоткрывая для моего обозрения некие тонкие грани, отделявшие мое сознание от Бессознательного. В нем заключался какой-то странный сарказм, насмешка, ирония. Будто эти два квадрата, красный и черный символизируют завершение искусства, закат европейской живописи, финал творчества людей, которые больше не способны сотворить великое. Квадрат смотрел в мою пустоту, которую сам же и образовывал, он говорил со мной, он прикасался к моей коже и старался объяснить сам себя. Жирная черная точка, поставленная на искусстве, Черный квадрат был узнаваем только тем людям, которые знают, что такое Закат Европы, к чему сводится история человечества. Нет, эта картина не была шедевром, это произведение было зеркалом, отражающим наши тени зеркальным пространством, которое просто показала тех людей, которые на нее смотрят. Квадрат был прост и понятен. Но что-то было в нем такого, что я не мог разглядеть, что заставляло меня копать глубже. И в тот момент мне было наплевать, что сам художник когда-то сказал, что не вкладывал в свое произведение никакого смысла. Черный квадрат был похож на квинтэссенцию нашего мира, в который Творец также не вкладывал никакого смысла, просто явление. Квадрат таил в себе что-то. Я почувствовал это, словно бы подошел к абсолютно тихой заводи, где птицы поют свои красивые песни, вода спокойно колышется и завораживает. Но приближаешься еще чуть-чуть, и вода совсем не так проста, она притягивает, манит. И что-то скрывает за собой. Тайна, как в женщине, в этой картине притягивала. Это концентрированный кубизм, это отражение нас самих. Я смотрел и не мог понять, в чем же заложен смысл, который я так четко ощущаю. И вдруг квадрат стал приоткрываться. Нет, не физически, он просто стал приглашать меня к себе. Он начал привораживать и создавать тысячи эмоций. Квадрат стал шутить.
Легкая усмешка вдруг возникла и на моем лице. Я просто начал смеяться, я смотрел с восхищением и смеялся. И этот смех был чист и непорочен, потому что квадрат смеялся надо мной. Потому что в нем закралась сама суть нашего существа. В этой простой черной фигуре.
Я увидел людей, которые с непониманием смотрят на квадрат, и понял, что это он смотрит на них. Увидел их квадратное сознание, не способное выжить без простых ценностей цивилизации. В мгновение я увидел, как эти квадраты смотрят на пустоту. И не видят ее. Потому что они были настолько ограниченны, что не могли понять самого простого, что вкладывал в «Черный квадрат» автор. Но эта простота никак не поддавалась даже моему объяснению. Я просто смотрел. А музыка с первого этажа чикагского музея современного искусства доносилась с мрачным упоением. И квадрат поглощал ее.
В фигуре не было ничего. Не было и фигуры, это глупо говорить так, потому что это картина. Но это произведение поставило точку на всем дальнейшем. Когда история искусства развивалась, проходила сквозь века и эпохи, она должна была прийти к своему концу. И этот конец оказался в Черном квадрате. Депрессия. Апатия. Квадрат символизировал всех нас, людей, не способных на творческую мысль, на сотворение импрессионистических шедевров. Он просто поглощал нас, как мы поглощали творения Ренуара, он питался нашими чувствами презрения к нему. И он будет существовать в нас всегда.
Загляни в свою душу, читатель. Что ты видишь там? Неужели, всматриваясь в тот тихий призрачный мрак своих внутренностей, своей души, которая потускнела и стала греховной, ты не увидишь там всего лишь один большой черный квадрат? Иногда в тебе он становится красным.
И только тихая веселая мелодия все доносилась с нижнего этажа. Чикаго поистине потрясающий город контрастов и высокого искусства. Искусства, которое постепенно погружается в Черный Квадрат.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.