Урок второй а среда - это тебе не четверг 6. лазар
глава шестая: "ЛАЗАРЬ" (Лазарь Тазеевич Гадаев)
«Вот. Сидят: Леонардо да Винчи, Микеланждело… где-то там – Репин… Рембрандт – художник для художников… Сальвадор Дали. Если ты будешь ориентироваться на них, то, может быть, воссядешь где-то недалеко, но – ниже… А – если – на вершину саму… Если, у тебя не будет, – вообще (произносит он как-то по-осетински, с неизменным акцентом: `вапше`. У него и у Церетели акцент остаётся неизменным – как им это удаётся – хотя Лазарь здесь, в Москве, уже полвека, как минимум. `Вапше`! – А.К.), – того, кто над тобой… Тогда, может быть, ты дойдёшь, – Лазарь ог-лядывается на меня – улыбается (дружелюбно, свысока, он, помимо того, что старше, – и мудрее – ещё и значительно выше! – осетин! дигорец), – и – сядешь… повыше. Лучше, если у тебя, вообще (`вапше` – А.К.), не будет того, кто… Кто над тобой! Запомни! Это! Того, кто над тобой! Иди на вершину! Там пусто! Может быть… Может быть… (Смеётся… Смеётся… – А.К.) Ты сядешь где-то – под Репиным. Ориентироваться надо – на себя. Пусть! Артём – а я тебе говорю, послушай, послу-шай меня, послушай! – не будет никого над тобою, только вершина, только вершина, только верши-на. Вот меня спросили недавно: “Вот ты… от кого ты исходишь?” Там – речь шла о том, кто от ко-го отталкивается в искусстве. А я им говорю: “От себя”. Им очень понравился мой ответ. Если хо-чешь быть художником…» – Лазарь отрывается от своей модели (в глине, памятник), смотрит на ме-ня оценивающе, медленнее, внимательнее… улыбается…
«Пусть!.. Пусть!.. Над тобой будет одна вершина, Артём! Одна вершина, Артём! Од-на… Пустая! Голая! Пусть никого! никого! никого! не будет над головой твоей! над головой твоей. А я говорю тебе – ТАК!!! – СЛУШАЙ МЕНЯ!!! – а я плохого не скажу… дурного… Слышишь? Не веришь? Слушаешь? А!!!» И он махает со всего маху по глине, со всей своей силы – по глине… де-ревянным молотом-молотком – трамбует… трамбует.
«Ася Якальна, моя тёща (и моя великая – одна из… – бабушка – А.К.), очень не люби-ла, когда я клал варенье в чай и мешал ложкой. … а я ещё звонче мешал и – всегда! – всегда! – клал ещё больше варенья…».
Упрямство. Упрямство нужно художнику. Идти, идти на вершину. На вершину, где только снега. Где никого нет, и не было – до тебя. Вот – поэт.
Или – размешивать ложечкой варенье… всё сильнее и отчаяннее звеня тёще в ухо! Вот – художник слова!
Или – сесть – даже если не пишется, даже, если не написал ничего, не напишешь – сесть, затянуться, выдохнуть в небо и сказать: я поэт! Самому себе. Пусть! пусть себе уходят… ухо-дит прочь! прочь! прочь! – всё лишнее! все лишнее… Те, кто не верит. И – я не буду – ничего писать даже, чтобы доказать это: я поэт! Затянусь… и – выпущу дым только в небо! И – даже – собратьям своим по творчеству: Кукину и Гадаеву – доказывать ничего не буду. Вот это пространство пустого времени, не заполненного ничем, вот эта сама возможность… Сесть и записать… вот это свободное пространство свободы, вот это вольное произрастание событий, не связанных ничем. Вот это дыха-ние самого дня, не заполненного ничем. Безделие, граничащее с вечным кажущимся ожиданием вдохновения. Муза? Любовь? Стихи? И вместо чистого листа бумаги – чистый лист памяти, хоро-ший аппетит, накрытый дружеский стол… Тосты о… “Я поэт”. Это `бэйджик`, как сейчас говорят. Лейбл. Русский поэт. Ша! Пошли все! А, особенно, эта их ``потребительская корзина`` в тысячу долларов! и иже с ними… Без этого – никуда! Да. Поэт. Повесь на грудь. Повесь, чтоб не пристава-ли! Имеешь право! Право! Поэта! У поэта есть права. Ожидать (до конца своих дней пусть!!), ожи-дать и ещё – ожидать сладко! сладко! часа встречи с музыкой! Музой. И – пошли все! Вот это право – на свою жизнь, на жизнь поэта, вот это право – распоряжаться свободно собой, пространством ми-нут и часов, дней, месяцев и лет! – и до конца!.. конца концов! – чистым листом бумаги, оставив за собой права – оставить его незаписанным – дурными стишатами!.. И оставив за собой право – писать то, что напишется ещё, Игорь. Игорь, за это и выпьем! Фёдоров, мой любимый поэт. Аминь! Истин-но! Твоё здоровье, Игорь! Твоё здоровье, Лазарь!
– Помнишь? – говорит мне Лена, жена.
– Помню, угу, – я.
Мы сидим в гостях у Лазаря на том антикварном диване, что раскачивали мы с Леной так дружно целый месяц в свой медовый месяц (задолго ещё и до того, как нам и в голову приходило пожениться [мудрено ли, Лена на полголовы выше… для начала… голубоглазая, красавица… золо-тых локонов блондинка… А пример Александра Сергеевича не стоял ещё у меня перед глазами так живо…]) четверть века назад. Четверть века прошло. По странному счастливому стечению обстоя-тельств – я стал реставратором, по странному стечению обстоятельств – и мебели тоже, по странно-му стечению обстоятельств – и мне досталось не так и давно реставрировать этот диван. ХVIII-ый век. Я пробую задом: туда – сюда: да вроде “жив Курилко” – и не шатается. Сделали хорошо. Ко-нечно, после нас с Леной многие задастые фигуры нынешнего “левого МОСХА” расшатывали это изящное и хрупкое творение русских мастеров-деревянщиков-мебельщиков. Типа Нестеровой, Старженецкой, Дюкова.
(Кстати, хорошо, что Лазарь ни то что `академик `, `народный `, а, даже, не “заслу-женной”, ни “народный”, не “`хороводный`” – никакой, как вся эта братва “от Церетели”. Достойно. Очень. Очень достойно, Лазарь, дай Бог здоровья! Учитесь! Твоё здоровье, Лазарь, – лучший скульптор современности… Позор вам, Я – признаю тебя своим учителем, Лазарь, – один из лучших, талантливейших людей страны нашей [и не нашей тоже].)
По правде-то говоря, мы должны были бы ему приплатить, Лазарю, а не брать с него деньги за работу-реставрацию. Ещё и за “аренду”. Опрометчиво поручив мне, своему ученику, на-блюдать и “приглядывать” за мастерской, Лазарь отправился в “творческую командировку” (раска-чивать другие – чужие – диваны). Чем это заканчивается… вы уже (уж) знаете (и сами, наверное). Правильно, – браком – счастливым.
«Почему я вам рассказал про ложечку и варенья. Почему рассказал вам всё самое не-красивое. А, чтобы вы понимали, что вас ждёт», – заканчивал свои напутствия-наставления Лазарь, когда двадцать пять лет назад мы с Леной пришли “знакомиться” (как бы, в первый раз в его мастер-скую) и получить его благословенье на брак и свадьбу.
– Сейчас для вас начинает идти НОВОЕ ВРЕМЯ, – сказал нам Лазарь, надевая на ру-ки нам, жениху и невесте, уже на свадьбе, в ресторане новые часы, и завёл… сам. Лазарь.
Красавец, любимец женщин и богов… осетиновских. Дигорец! Самый славный из жителей славной Дигоры, мой дядя... учитель!
– А я – против! Против! – встал и воскликнул Лазарь, когда народ уже дружно скан-дировал нам: “ГОРЬКО!! ГОРЬКО!! ГОРЬКО!!”
– А я против!! Против – этого “горько”, неправильно это – `вапше`, – встал и сел на своё место опять Лазарь, Лазарь – спасший нас на несколько последующих минут от этого: “горько! горько! горько! ”, поскольку все полторы сотни гостей накинулись на него и стали ``нукать`` ему: как он не прав, и, что там у них в Осетии не те традиции, что это уже, и только, традиция…
– Я против! – встал и добавил Лазарь. – Я о целомудрии! Я, а я – против!! Сказал Ла-зарь, любимец женщин, богов, муз.
Время пошло… Лазарь.
Дай Бог здоровья. И – твоё здоровье, Лазарь. Лазарь, дорогой…
Лазарь – титан и гений своей Дигоры, Дигории, всей Осетии, России, шире! шире бе-ри! – титан!.. титан!.. Сплав такой есть!!! Крепкий и дорогой – так это он – мой учитель. Я горжусь им. И – уже остался в истории, как его родня и воспитанник.
Учись. Учись, дорогой, я бы сказал тебе, тебе, дорогая, поскольку, надо научиться учиться “вокруг”. Поверь, – важно! Учись видеть и слышать! Вокруг. Учись у тех, кто рядом, кто близко, друг. Учись у тех, кто моложе, кто – сверстник, и – особенно – у тех, кто старше. У тех, у тех, о которых ты лишь услышишь. Учись – у травы и ветра. Учись слушать. И – молчать. Перени-мать и подражать. Учись не бояться. И учись бояться потерять главное. Ты – поэт. Если тебе это так важно. Знать. Ты – имеешь право…
– Он имеет право… Это я вам говорю, – сказал Лазарь моим родителям, когда речь шла о моём освобождении от армии… Мои бедные родители! Они, конечно же, ничего в жизни не сделали, чтобы меня куда-то там выдвинуть или продвинуть! Я, конечно же, служил! Да, ещё чуть было не остался там на сверхсрочную – так понравился начальству (типа “Элвис Пресли”, помнишь, – как он был в армии и чуть не женился там на дочери своего командира… или женился, всё-таки? не помнишь ты?), да и ребята – не оформляли мне документы “на выход”, а свои я (в восьмой раз по-терял): тоже полюбился им, не отпускали, потом звонили по несколько раз в день.
Учись. Учиться надо отношениям между людьми. Учиться любить. Любить и позво-ляться себя любить. Любить и быть любимым самому. Любить и быть великодушным к тем, кто лю-бит тебя. И милосердным к ним, к тем, кто не может и не хочет воспринимать мир – без тебя.
“КАРДИОГРАММА”
А.К.
ПрислУшайся ,
мне кажется я слышу
Как мы я тобою го д ,
и даже больше
На нас возложенную держим
о б о р о н у ,
О с а д у б е с конечно Отражая
Не забастовка , где там ,
А бл-окада, и бед
тугая бьётся плеть со свистом .
И мы с тобой
Сидим в той самой жуткой
Тобой самим “прославленной” недавно
Глубокой чёрной я м е
( верь, чторядом
с нами
близко есть
И даже Много
таких к ак мы,
тишайших ополченцев
хотя, конечно разных.
Петь решившись,
Нам возвращают душу
языка,
приводя в движенье мир рояля
иль арфы
рябь.
Другие
с детским мужество м
сдвигают с места карандаш и кисть;
а третьим
дорог разум–
в этом святое их безумье, верю я )
Да что могу сказать я
когда ты сам
прекрасно сведущ в тайнах жиз ни !
Помню день,
когда
Москва была сама как зимний праздн ик
/ и Огонёк блестел на тротуаре /
Пред ч у в с т в и й сонм
ты
невсилах ни прогнать был
ни расправить :
… “услышим звук невидимой трубы
и мальчик м е ч –как знамя нарисуе т
в своей тетради!..”
( Странная забота
когда на плечи пару лёгких крыльев
прозрачнее небеснейшей лазури
с к л о н и л а Муза,
Б р а т и з р ё к:
“…Да обратится огнь минутный
В свеченья полосу!.. ” Вот – чудо )
Но всё-таки темно и страшно тут
И груб ый Ветер паруса колышет,
НО Все мы в высь глядим
Туда откуда
Глядятся в н а с
П р о с т р А н с т в а З в е з д о п адов в изумлении
и не узнать,и не услышать
Но ВДРУГ…
оттуда слеза л е т и т –--
Лови , лови С корее !!
Эта снег пашёл…
Нина
9 – 17 декабря 1988 г от Р.Х.
Конец главы шестой.
Седьмая...
Свидетельство о публикации №207091500170
"Или – размешивать ложечкой варенье… всё сильнее и отчаяннее звеня тёще в ухо! Вот – художник слова!" - я же говорю ВРЕДИНА! ))))))))))
" Ко-нечно, после нас с Леной многие задастые фигуры нынешнего “левого МОСХА” расшатывали это изящное и хрупкое творение русских мастеров-деревянщиков-мебельщиков. Типа Нестеровой, Старженецкой, Дюкова." - хи-хи-хи )))))))))))))))!!!
"Учись видеть и слышать! Вокруг. Учись у тех, кто рядом, кто близко, друг. Учись у тех, кто моложе, кто – сверстник, и – особенно – у тех, кто старше. У тех, у тех, о которых ты лишь услышишь. Учись – у травы и ветра. Учись слушать. И – молчать. Перени-мать и подражать. Учись не бояться. И учись бояться потерять главное. Ты – поэт. Если тебе это так важно. Знать. Ты – имеешь право…" - правильно, умно, от
души!
"Лазарь, – один из лучших, талантливейших людей страны нашей [и не нашей тоже]" -хоть бы одним глазком взглянуть на этого человека.
Здорово написано! Интересно! Только за мои шуточки меня точно из класса того... за дверь, познавать мир!)))))))))))
Целую
Ната
Жена Гуз Киллера 31.10.2007 17:53 Заявить о нарушении
Спасибо Тебе за отзывы. Нормальных людей нигде нет, даже в Интернете. Почти ничего! Надеюсь, скоро будет. По крайней мере, я хоть что-то успел о них сказать, об этих ярких фигурах нашей жизни. Я хочу делать документальные фильмы. Столько людей нуждается во внимании и понимании!
Я, признаюсь, ещё никого не попросил даже замолчать на уроке.
Целую Тебя нежно.
Спасибо.
Артём Киракосов 31.10.2007 18:45 Заявить о нарушении