Петькино лето

Камешек не долетел до цели примерно метр. Целью была жаба, сидящая в тени коряги. Петька досадливо поморщился.
- И почему из настоящей рогатки так тяжело сразу попасть в эту противную жабу? То ли дело компьютерные стрелялки – там бы я сразу уничтожил бы этого серо-зеленого монстра. А тут - мало того, что рогатку час мастерил, так еще и никак попасть не могу.
Петька был очень недоволен сегодняшним днем. Родители отправили его загород. На свежий воздух, на дачу к бабушке. Так и сказали:
- Летом нужно отдыхать на природе, а не в пыльном душном городе, играя в свои бесконечные компьютерные игры. Нужно набираться сил для нового учебного года, пятый класс это не шутки.
Мальчику здесь было очень скучно. Ровесников для игр и приключений не было, одни малыши-детсадовцы, а с ними Петьке было вообще не по пути. Бабушка вечно занята в саду и огороде. Телевизора, а тем более компьютера на даче не было. Петька вообще не понимал - как так можно жить - без телевизора! Целыми днями мальчишка был предоставлен самому себе. Вот и сегодня, он сидел на берегу реки и от нечего делать стрелял из рогатки.
Петька посмотрел на жабу, та продолжала спокойно сидеть под корягой.
- Ну, сейчас ты у меня точно получишь!
И взяв новый камешек, мальчик начал вновь прицеливаться в бедную жабу. Может быть, на этот раз Петя и попал бы в своего серого монстра, но тут за спиной раздались шаги, и послышались слова:
- И в кого это ты, брат, стрелять собираешься?
Петька обернулся сзади него стоял загорелый мужчина с пластмассовым чемоданчиком в руке и большим рюкзаком за спиной.
- А вон в ту уродливую жабу!- показал Петька.
- Не такая уж она и уродливая, - заметил незнакомец – и вообще не надо в нее стрелять. Ее беречь полагается.
- По-вашему выходит, что она вроде царевны-лягушки? Поцелуешь, и сразу превратится в прекрасную принцессу?- рассмеялся Петька.
- Нет, это обычная серая жаба.
- А раз обычная, значит вредная, от жаб появляются бородавки, вон видите какая она бородавчатая? Прикоснешься к ней и будешь весь в бородавках и еще они ядовитые и вредят растениям.
Незнакомец улыбнулся, поставил чемодан на землю и, сняв с плеч рюкзак, сел на траву рядом с Петькой.
-Давай знакомится - сказал он серьезно - меня зовут Николай, можешь звать дядя Николай, а тебя?
- Петька.
-Так вот, друг мой Петька, я смотрю, ты уже большой парень, в школе учишься, а про жаб, похоже, мало что знаешь. Ну да ладно, это дело поправимо. Нет никаких бородавок у жабы - это такое особо строение кожи - ее специальные железы, выделяющие особый секрет, необходимый для увлажнения кожи. Действительно, железы жаб вырабатывают и ядовитое вещество, но для человека яд серых жаб практически безвреден. Достаточно сполоснуть руки простой водой. Другое дело яд тропических жаб, но мы же не в тропиках.
- А зачем жабе яд? Она же не змея, не кусается.
- О, тут довольно интересный момент - кожный яд необходим жабе для защиты от хищников, чтобы ее не съели, вызывает жжение во рту нападающего.
- Значит, ее просто выплюнут, если поймают и захотят съесть?
-Да, так и есть.
- А жаба оказывается довольно хитрое животное.
- Да тут ты прав. И растениям они нисколько не вредят, наоборот, помогают, ведь едят жабы насекомых, жуков, многоножек, а иногда если жаба очень крупная, то и на мышку может напасть. Так что наоборот защищают, от вредителей.
- Ух, ты. И откуда вы все это знаете?
- А я, брат Петька, ученый-эколог. Мне положено знать о животных и растениях.
- Эколог? Я слышал что-то об этом – это вроде ботаника?
Николай прищурился, посмотрел куда-то в даль, и только потом начал отвечать на очередной вопрос мальчугана:
- Как бы тебе попроще объяснить. Сразу и не сообразишь. Само слово экология можно перевести как наука о жилище, об окружающем нас мире. И изучает эта наука взаимодействие животных между собой и природой - окружающей средой, и последствия воздействие человека на весь этот удивительный природный мир.
- А какие могут последствия???
- Например, вылили в речку отходы ядовитого производства, и вся живность в речке погибла, да и ты купаться не сможешь, и воду пить из нее нельзя будет.
- Дядя Николай, а вы, значит, следите за порядком в природе, чтобы люди не натворили ничего лишнего?
- Да и за порядком тоже. Ведь если мы не сохраним нашу природу, другую нам никто уже не даст. Вот я регулярно и провожу наблюдение – спрашиваю у природы: как она себя чувствует, смотрю, контролирую все ли в порядке, и делаю прогнозы на будущее – по научному - это называется проводить экологический мониторинг. А природа мне в этом помогает. Вот, например, я сразу могу тебе сказать, что вода в речке довольно чистая.
Петька задумчиво посмотрел на речку.
- А как вы это узнали?
- Ты видишь, в речке растут желтые кувшинки?
- Да, - ответил мальчик, - и что в них такого особенного? При чем тут они?
- Они то мне и говорят, что вода нормальная - эти кувшинки показатели чистоты воды, в грязной они просто не будут расти. Экологи называют их природными индикаторами.
- Никогда бы не подумал, что эти цветочки умеют так разговаривать,- изумился Петька.
Тут дядя Николай посмотрел на часы:
- Передохнул, но уже пора идти, брат Петька, ждут меня на базе.
Петьке ужасно не хотелось расставаться с новым знакомым, столько всего дядя Николай уже успел ему рассказать. Просто удивительно. И это было гораздо интереснее скучных школьных уроков.
- А давайте, дядя Николай, я вас провожу, чемодан помогу нести, где эта база? И что это за база такая?
- Сколько вопросов у тебя, друг мой ситный,- дядя Николай, встал и начал собираться, надел рюкзак на спину. Потом посмотрел на одиноко сидящего, на пригорке мальчика,- ну раз хочешь, давай проводи меня, здесь уже недалеко - сначала с полкилометра вдоль реки по тропинке пройти, а потом через поле, и будет наша научная база. Мы там экологические исследования проводим.
Петька радостно вскочил и схватил чемодан. Несмотря на небольшие размеры, чемоданчик оказался довольно увесистым. От неожиданности мальчик ойкнул.
- Что тяжело?
- Нет, нормально. А что у вас там такое тяжелое? Камни?
- Нет – специальные реактивы для исследования воды и грунта. Тебе не тяжело?
- Нет, в самый раз,- смело ответил Петька, хотя и было не так уж и легко. Но ведь сам же напросился.
По дороге уже Петька рассказывал ученому о своей школе, о том, как приехал на каникулы к бабушке и как скучает по компьютерным играм, ведь тут из монстров была одна только жаба, и та оказалась совсем не страшной. Дядя Николай шел и внимательно слушал мальчика.
- Говоришь совсем нет монстров? А вон видишь на краю поля большое растение – этакий двухметровое зонтик?
- Да, вижу. А что это такое?
- Это и есть самый настоящий монстр.
- Не может быть!- воскликнул Петька. – Вы меня разыгрываете. Трава как трава только высокая.
Петька остановился.
- Сейчас сбегаю сорву!
-Стой! – дядя Николай схватил Петьку за руку. Тем самым, остановив порыв мальчугана.
- Я тебя не разыгрываю. Это действительно самый настоящий монстр растительного мира. Прикосновение к нему вызывает сильные ожоги на теле. Так что не вздумай не то, что его рвать, даже близко к нему подбегать.
Петька был поражен до глубины души. Вот он монстр, совсем рядом и так безобидно выглядит. Если бы дядя Николай его не предупредил, ни за что бы не догадался.
-Что же это за страшилка растет такая? Я раньше вроде и не видел ничего подобного.
-Это растение один из видов борщевиков - Борщевик Сосновского. Видишь какой он высокий? Вообще это очень интересное растение. Древнеримский ботаник Плиний назвал его в честь мифического героя Геракла, а на Руси его называли Борщевиком.
- Ну ладно Геракл, вижу - большое, мощное - мускулистый силач в мире травы, а почему Борщевиком? Странное название - борщом его что ли поливали?
- Тут ты, в какой-то степени, попал в точку. Только не поливали борщом, а наоборот варили. Растет у нас еще один вид – совсем не страшный борщевик сибирский - вот его в древности называли Борщом и ели его молодые листья.
А вот Борщевик Сосновского когда-то рос только на Кавказе. И назван в честь ученого Сосновского, который его открыл и изучил.
А в шестидесятые годы прошлого века решили, что он будет очень хорош для корма скота - сам видишь, какой он большой вырастает - много зелени. И завезли борщевик Сосновского к нем, в среднюю полосу. Засеяли им поля. Но корм из этого растения оказался не очень хорошим, молоко коров становилось горьким, да и коровы от него были не в большом восторге. По результатам экспериментов было решено больше его не выращивать. Но оказалось, что этому борщевику очень понравилось в наших широтах, и он вырвался на свободу, и теперь растет везде, где только может. С каждым годом, захватывая все новые и новые места. Теперь с ним уже ведут повсеместную борьбу, уничтожают как могут и даже разрабатывают специальные химические средства борьбы.
- Вот это да! Это же настоящая ботаническая война! Жуткий монстр на свободе. И настоящий, реальный, а не рисованный компьютерный.
- Да, Петька, это человеческая ошибка. И многие теперь за нее расплачиваются. Думают безвредное растение, срывают листья, а потом мучаются от ожогов. Так что будь сам осторожен и своих знакомых ребят предупреди, чтобы тоже знали об этой растительной опасности.
- Конечно, я еще и бабушке расскажу. И родителям. А то говорят, что я живу в фантазиях, и монстров не бывает на самом деле, А тут растет самый настоящий, не выдуманный.
С этими разговорами они подошли к двухэтажному деревянному домику.
- Вот это и есть наша база, Петька.
- В этом деревянном домике? - разочарованно произнес мальчик.
- А ты думал здесь должен быть самое меньшее неприступный бункер?
Петька замялся.
- Ну, где-то так. Хотя если вы экологи и заботитесь об окружающей природе, то здесь за городом, конечно лучше такой дом, а не что-то большое и бетонное.
- Молодец, правильно соображаешь!- похвалил дядя Николай.- Если хочешь, приходи завтра с утра я буду пробы воды брать, а потом ее анализировать – думаю, тебе будет интересно.
- Конечно, я приду, обязательно приду! До завтра, дядя Николай!
Петька возвращался домой, по дороге еще раз издалека посмотрел на монстра Борщевика и погрозил ему кулаком:
- Можешь не притворятся безобидным растением, я все про тебя знаю!
А вечером, засыпая, Петька думал, какой сегодня был замечательный день. И он, кажется, теперь точно знает, кем он станет, когда вырастет - ученым-экологом.


Рецензии