Экскурсия в Янтарную комнату весна, 2004

Янтарная комната - уже само название притягивает и манит - не комната, а сплошная загадка. Еще маленькой девочкой на экскурсии в Екатерининском дворце, я была поражена и заворожена историей янтарной комнаты и уцелевшими фрагментами - так хотелось побыстрее услышать радостную весть о том, что похищенные в годы отечественной войны части Янтарной комнаты, наконец- то найдены, но шли годы, комнату искали самые разнообразные специалисты, выдвигались все новые интересные теории и версии – но, увы, поиски были безуспешны. Параллельно велись восстановительные работы - по фотографиям, по записям воссоздавали утраченные панно. И вот, наконец, работа реставраторов успешно завершилась и 31 мая прошлого года к 300-летию Петербурга Янтарная комната была открыта для посетителей. Очень хотелось побывать в ней и налюбоваться, проникнутся ее красотой, но не одной мне - очереди были просто безумными. И вот этой весной наш профком решил заказать для нас коллективную экскурсию в Янтарную комнату. Хотя я и не люблю ходить толпой коллектива, но тут с радостью записалась в числе первых желающих.
Ярким солнечным утром мы с девчонками стоим у Финляндского вокзала - здесь место встречи и сюда нам подадут экскурсионный автобус. Настроение у всех просто замечательное - смеемся и шутим-предвкушаем встречу с прекрасным и замечательный отдых. А вот и автобус – красивый, большой и удобный - запрыгиваем в него во главе с генеральным директором - и вперед - в Пушкин.
Экскурсовод нам попалась, правда, не очень хорошая. Ведя свой рассказ о достопримечательностях, мимо которых мы проезжали, она постоянно запиналась, и казалось еще немного и забудет, о чем говорит - но это были просто мелочи - ведь свой город мы и так знаем.
Но вот мы стали подъезжать к Царскому Селу и экскурсовод, неожиданно вспомнив о главной цели нашего путешествия, резко перевела свой рассказ на Янтарную комнату. Надо сказать, что история Янтарной комнаты начиналась еще во времена прусского короля Фридриха I. Именно, тогда архитектору А. Шлютеру пришла в голову интересная мысль: «А не отделать ли одну из дворцовых комнат янтарем. Ведь еще никто не делал такого необычного убранства, тем более что в дворцовых кладовых будет достаточно янтаря для такого любопытного замысла». Сказано - сделано, и для исполнения замысла приглашают мастера Г. Вольфрама. Но, увы, им не суждено было завершить начатое, сначала архитектора, а потом и мастера Фридрих 1 взял и выгнал. Другие люди продолжают работы по созданию Янтарной комнаты - Г. Турау и Э. Шахт. В течение пяти лет они трудятся в Замке Шарлоттенбург, где король повелел установить янтарный кабинет,
Со смертью Фридриха 1 про янтарный кабинет забывают. Янтарные детали пылятся в кладовой берлинского Цейхгауза. И никто не знает, как сложилась бы судьба янтарного кабинета, если бы не наш Петр 1. Уж больно захотелось императору украсить Кунсткамеру этим необыкновенным творением.
И вот в 1716 году недалеко от Берлина, в городке Габелерн происходит знаменательная встреча прусского короля Фридриха Вильгельма I и российского императора Петра I. Петр 1 получает в подарок желанный янтарный кабинет и яхту "Либурника". По словам нашего экскурсовода – Петр 1 буквально выпросил кабинет у прусского короля. А через пару лет российский император шлет ответный подарок: 55 отборных гренадеров и лично изготовленный кубок. Интересно - о том, что стало с яхтой, гренадерами и кубком - известно только историкам - а вот про Янтарный кабинет наслышаны очень многие!
Увы, привезенный с большими предосторожностями в Россию янтарный кабинет так и не был собран при жизни Петра I. Временно он хранился в людских покоях Летнего дворца - как тут не вспомнить фразу - нет ничего более постоянного, чем что-то временное. И кабинет опять забыт. Но неожиданно про него вспоминает царица Елизавета Петровна. Она хочет украсить им один из покоев Третьего Зимнего дворца. И возлагает эту работу на своего обер-архитектора Ф. Б. Растрелли. Ему в помощь приглашают мастера из Италии А. Мартелли. Хочется заметить, что Ф. Б. Растрелли приходится дополнить янтарь зеркальными пилястрами и росписью "под янтарь" - янтарных деталей на все стены покоя просто не хватает.
Фридрих II продолжает традицию янтарных подарков. В 1745 году он преподносит Елизавете Петровне раму, которая удачно вписывается в интерьер янтарного кабинета. На этой раме в янтаре были изображены аллегории, восхваляющие российскую императрицу.
В 1746 году янтарная комната собрана и в ней проводятся официальные мероприятия.
Через 9 лет у императрицы Елизаветы Петровны меняются планы, она решает, что янтарная комната должна украсить Большой дворец Царского Села. О чем в июле 1755 года и отдает распоряжение Растрелли. Комнату разбирают, старательно упаковывают и, чтобы не повредить, специальная команда переносит ее из Зимнего дворца в Царское Село. Несли на руках, а дорога не ближняя - интересно, сколько времени им потребовалось?
В Большом дворце повторяется прежняя история - янтарных деталей не хватает, и опять применяется прием росписи «под янтарь», которую блестяще выполняет художник И.Бельский, часть стен закрывается деревянной резьбой и зеркальными пилястрами. Собирать янтарные панно поручается уже знакомому с ними А. Мартелли.
Янтарный кабинет берегут, для ухода за ним назначается специальный смотритель, который должен следить за целостностью янтарной мозаики.
Далее в судьбу янтарной комнаты вмешивается уже Екатерина II. Именно в эпоху ее правления янтарная комната приобретает свой окончательный вид. С 1763 по 1770 годы много мастеров трудилось над ее убранством. Были изготовлены дополнительные части, на которые потребовалось ни много, ни мало 450 килограммов янтаря. Многолетняя работа над созданием Янтарной комнаты была завершена. Больше никаких изменений в убранство янтарной комнаты не вносилось. Именно, такой мы можем увидеть ее на старых фотографиях.
Во время Великой Отечественной войны Янтарную комнату побоялись вывозить в безопасное место, испугались, что разрушатся ее янтарные панели, и просто провели консервацию шедевра. А во время оккупации Царского села немецкими войсками команда "Кунсткомиссион" разобрала и отправила Янтарную комнату в Кенигсберг. Там она была выставлена на обозрение в Кенигсбергском замке. При отступлении немцев панно снова были демонтированы, упакованы и вывезены в неизвестном направлении. Лишь некоторые части Янтарной комнаты удалось вернуть обратно.
На этих словах рассказ экскурсовода заканчивается. Мы приехали в Царское село- место, когда-то носившее финское название - Саари мойс, что означает - возвышенное место или мыза на возвышенности. Небесно-голубой Екатерининский дворец казалось вышел из чудесной сказки - я смотрела на него и душа моя пела и парила - так великолепен этот шедевр, созданный по желанию трех женщин-императриц - Екатерины 1, Елизаветы Петровны и Екатерины 2, многими талантливейшими архитекторами тех времен.
Казалось, можно стоять так вечность - тем более погода щедро баловала нас солнцем – наслаждаться изумительным видом - но наша цель была Янтарная комната и всего через полчаса ожидания наша группа переместилась со свежего воздуха вовнутрь дворца.
С этого момента и начинается то, что я могу назвать «экскурсией». «Театр начинается с вешалки» - помните эту фразу? Вот экскурсия началась с очереди в гардероб - так небольшой такой очереди – как оказалось всего на полтора часа - ну не было у гардеробщиц свободных номерков - вот мы и стояли, стояли.…Зато успели ознакомиться с еще одной достопримечательностью дворца - конечно, вы правильно догадались- с туалетом! Знаете, я до сих пор вспоминаю это нечто - такого я еще не видела - вроде ничего особенного - люди с переполненными мочевыми пузырями стремятся попасть к вожделенному объекту из фарфора, но как вы все прекрасно понимаете - женщинам решать этот вопрос приходиться гораздо дольше - так уж устроен этот мир. И вот какую картину я наблюдала - оккупированный женскими лицами мужской туалет - тут-то и понимаешь что и зав.туалетом – тоже Большой начальник - именно она мастерски руководит туалетопотоками страждущих облегчиться- мужчины без очереди- (все-таки мужской туалет) допускаются до писсуаров- дамам рекомендовано быстро пробегать за спиной писающих джентльменов в кабинки. Слышала, как на выходе из туалета пожилой англичанин сказал – «рашэн экстрим». Английские леди, да и наши не говорили ничего - они были просто рады, что не надо около часа стоять в дамскую комнату. Как выяснилось из разговора с гардеробщицами, это обычная практика, а не редкая экзотика.
Но вот, наконец, пальто пристроено в гардеробе - одно пальто - на один номерок - (если еще и поеду то только летом!) и наша группа направляется вперед! В очередь к контейнеру с тапочками. В небольшом пропускнике скопилось уже много групп - все ждут, когда же будут допущены дальше - и экскурсоводы поведут их осматривать великолепные залы замка.
Простояв всего каких то 20 минут подобно селедкам в переполненной бочке, наша группа, наконец, получает допуск к сетке с тапочкам - мне бы уже и белые в пору одевать - но предложили черные спанбондовые бахилы - что замечательно еще никем не использованные- использованные, пронесся слух, выдают туристам-дикарям - приехавшим поодиночке.
И вот мы всего в 10 минутах от начала экскурсии – у кассы - но за заветную дверь пускают только часть группы - я не попадаю - спустя минуту дверь открывается, и приглашают остальную членов нашей группы - прорываемся, теряя часть пуговиц, и слыша вопли - «мы раньше тут стояли» и «как вам не стыдно» - нам стыдно - но билеты у экскурсовода нашей группы и без них нас вообще не пустят. За дверью находим красного как рак генерального, усиленно качающего права . Наш директор вопит во все горло - но его никто не слушает – он ведь не у себя в кабинете. Похоже, сотрудницы дворца уже привыкли к подобным нервным истерикам, случающимся у посетителей. Хотя я считаю - что все, что им высказал наш генеральный было абсолютно справедливо - не надо было только так кричать.
Экскурсия началась. Вы когда–нибудь видели конвейер? Мне казалось, что наша группа маленькая деталька, и если эта деталька вдруг остановиться, тормознет, то будет сметена кучей таких же деталек, стремительно напирающих на нее сзади. Женщина-экскурсовод пронзительным голосом быстро тарабанила о том, кто, когда и как – и эта информация, успешно заглушалась голосами других экскурсоводов, ведущих экскурсии до и после нашей - мы шли в потоке, наступая предыдущей группе экскурсантов на пятки, чтобы следующая группа не отдавила ноги нам. Как вы думаете, сколько продлилась вся экскурсия? Час, полтора? Нет – всего лишь 25 минут, а как вы думаете, сколько времени нам удалось полюбоваться красотами Янтарной комнаты, ради которой мы собственно и приехали- 5 минут.
Быстрее фотографируйтесь - у вас всего 2 минуты до того как сюда войдет следующая группа…
Было обидно - хотелось все внимательно рассмотреть, насладиться игрой света в янтаре, уникальной мозаикой, а предлагалось быстро, пожевав интерьер глазами, сделать снимок на память и вперед…. я подумала, может плюнуть на все и остаться - но, увидев надвигающуюся толпу, трусливо сбежала- с детства не люблю больших сборищ людей…..
Выйдя на свежий воздух, на весеннее солнце, я поняла, как устала - и не столько физически - ну подумаешь ноги гудят, а морально - мне было больно и обидно за такую ЭКСКУРСИЮ, почему у нас не могут все организовать для людей? Откровенно сливают деньги, пользуясь жаждой народа приобщиться к культуре, к прекрасному. Я бы заплатила бы больше, но за нормальную, человеческую экскурсию, а не за жалкое подобие, в котором вынуждена была участвовать.
А гулять в парк мы уже не пошли - все были измотаны, да и автобус отходил через 3 минуты.
Очень хочется надеяться, что моя следующая встреча с янтарным шедевром будет намного приятнее.

Весна, 2004г.


Рецензии