Иркутская баня. Ссоры подруг. Бас Линховоин из Улан- Удэ

Глава 39

Иркутская баня. Ссоры подруг. Галя Андреева.
Посылка от тети Нюры. Гордая Ира Кондакова.
На демонстрации. Опера и балет в Комсомольске.
« Освободите место немедленно!» Рыба и черемша.

 В общежитии мы жили в тесноте и иногда в горькой обиде. Ссорились, не разговаривали неделями. Поссорюсь с Неллой Павловой, ко мне подходит Ира Кондакова. Предлагает сходить в кино или в магазин . Или Марта Спивак. Здорово мы друг другу надоедали, разрядку находл в насмешке, язвительности . непримиримости. Но всегда в минуты обид кто-то из девчат приходил на выручку.
 Регулярно ходили мы в иркутскую баню. Заводилой в банном деле была Надя Сафронова. Долго сидели в очереди в пребаннике, среди баб и детей. Иркутяне ходили мыться семьями. Наконец, входили в общую. Надя , видимо, попадала в знакомый и любимый ею мир.Старательно и бережно она намыливала и потом терла свое белое тело. Часто меняла воду. Терла мочалочкой свое лицо, плечи, каждую ножку. И все с улыбкой. Я , привыкшая к горячей ванне дома, воспринимала общую баню первое время как обязательный ад, который надо пройти и выйти оттуда чистой и распаренной на сибирский мороз. Мы терли друг другу спины и зорко следили, чтобы не унесли шайку из под носа, их нехватало.
 Если удавалось купить билеты в душ, то мы сначала в нем торопливо стирали, а потом уж мылись. Дежурная стучала нам в дверь, а мы еще стоим намыленные. Чай в бане никто не пил. Никакой расслабленности и удовольствия. Этого никто не понимал. Никаких кремов и трав.
 Было еще одно удовольствие- Ходили в гости к тете Марусе, в частный дом. Я что-то передала ей от родственников из Комсомольска и знакомство с доброй женщиной завязалось. У нее был сад, там росли ранетки. Мы оставались там ночевать. Ира испекла там торт « Наполеон» , а я угорела. Мы там еще устраивали большую стирку.
 На первом курсе умерла Галя Андреева. У нее было больное сердце. Мы ее хоронили всей группой, шли через Иркутск пешком, потом в темноте на кладбище прощались с ней. Комсорг группы Грета Ладейщикова в темноте , дрожа от страха, прикрепила Гале на грудь комсомольский значок. Была она сирота, жила с тетками. Когда мы в вестибюле обивали гроб, прошла группа студентов и один весело сказал: «Филоны умирают».
 Еще событие. Тетя Нюра неожиданно прислала в конце четвертого курса большую посылку . И где она взяла деньги, чтобы купить мне хорошие белые босоножки и разные продукты? Очень выручила.
 Ира Кондакова долго переписывалась с Борисом Волковым из Ленинграда, племянником дяди Феди. Я их познакомила
А встретиться с ним не захотела- скромность и гордость помешали.
 Мы всегда всей комнатой ходили на демонстрации. Праздничный завтрак у нас состоял из пирожного и какао. Надо было видеть нашу одежду. Чаще всего платки на головах, а на ногах- трудно вспомнить.
 Каждый год я ездила на каникулы в Комсомольск. Однажды после второго курса встретила своего старого поклонника по танцам. Он очень удивился, что я еще не замужем. « Я думал, ты еще на первом курсе выскочишь…» Выскочить , а потом что?
 Каждое лето на гастроли в наш город приезжали музыкальные театры. Мама стала сдавать комнаты артистам. Благодаря им, мне удалось послушать большинство опер Новосибирского театра оперы и балета.Там блистала Мясникова, меццо-сопрано.
 Оперу « Русалка» я помню в исполнении улан-уденского театра. Мельника пел бурят Линховоин , народный артист СССР, бас. Это был настоящий русский мужик, настоящий мельник. Буряточки –русалочки бегали по речному дну в прозрачных одеждах, смуглые и упитанные. В то время знаменитой была балерина Алла Сахьянова, народная артистка СССР, Очень высокая балерина, бурятка. Видела ее танцы, вполне приличные. Но она была выше всех своих партнеров.
 Артисты уютно себя чувствовали в маминой квартире. Мать была радушной хозяйкой. Вечерами случались общие ужины. Оказывается, живут артисты очень скромно. Жена второго режиссера , хористка рассказывала, что в автобусе хористы стоят, если не сели все солисты. Много всякого неравноправия, особенно если тебя защитить некому. Она душевно пела « Журавли».
Здесь под небом чужим
Я , как гость нежеланный,
Слышу крик журавлей,
Улетающих вдаль…
 
Мать подпевала . Потом дядя Федя брал в руки гитару и все начинали петь украинские песни.
 Вторая квартирантка, жена солиста- тенора Троицкого, была домашней хозяйкой и все время находилась дома. Каждое раннее утро она плавала в ванне и неумытый дядя Федя уходил на завод. Потом шла на рынок, приносила большого сазана, разделывала его, варила уху и жарила на электроплитке. И мать ждала, когда энергичная квартирантка все сделает.
 Однажды был случай в театре. Я сидела в партере, куда меня посадил администратор. Вдруг ко мне подошел грузный человек и начал энергично выдворять меня с места.
 Он тоже был администратор. Мать с дядей Федей из амфитеатра наблюдали эту сцену. Мать переживала за меня-на виду всего зала я терплю унижение. После его ухода я посидела некоторое вркмя на месте, чтобы страсти успокоились. Мать хвалила меня за находчивость. Меня посадили на другое место.
 В Комсомольске было неплохое снабжение. Даже ананасы продавались, мед в бумажных стаканчиках, копченая колбаса, теша, всякая рыба. Рынок радовал черемшой, кетой домашней засолки и свежей рыбой, ягодами.
 Мать баловала меня зразами. Я много читала, гуляла по городу. Но на танцы вечером уже не тянуло- возраст был не тот. Да и подруг нет рядом. Как-то пошла и загрустила под иузыку духового оркестра. Подходило время и я спешила в Иркутск, в общежитие , к подругам.
 *****


Рецензии