Моя Первая учительница в музыкальной школе

 Детская музыкальная школа №1. 1949 год. Уфа
Я сижу в среднем ряду третья справа.
****************************************************

В музыкальную школу я поступила по собственной инициативе уже в возрасте 10 лет. Мама была категорически против, так как нужно платить за учебу, а времена были такие, что еле на еду хватало.

Пианино у нас имелось, и я по слуху играла много песен военных лет. Играла смело, двумя руками и мама считала, зачем еще учиться.

Но мне очень хотелось. Я сама подала заявление. Сдала вступительные экзамены и поступила. Моей первой учительницей по фортепиано была  Зейхман Аустра Мартыновна.

Женщина немолодая, как мне казалось. И я считала ее пожилой, но, думаю, что ей было едва за сорок. Она всегда подтянутая, хорошо одета, с приятным голосом. И когда начинала мне что-то объяснять, я говорила:

- А я знаю.

- Запомни, - отвечала она мне,- ты пришла ко мне учиться и ты ничего не знаешь. Ты должна слушать, что я тебе говорю, слушать и понимать.

Она говорила это нестрогим голосом, но убедительно. И я поняла, что в данный момент ничего не знаю и должна научиться так, чтобы она меня похвалила. Хвалить Аустра Мартыновна не любила, она требовала мягко, но твердо.

 После первой четверти было родительское собрание с концертом. Выступали дети старших классов и одна девочка моя ровесница и тоже из первого класса.

Меня это очень задело. Почему же я не выступаю? Как потом выяснилось, эта девочка училась до этого в подготовительном классе .

Учительница говорила о каждом ученике и оценку за четверть. Стала говорить обо мне и очень хвалила мои данные, а потом слышу, что за четверть она мне выставила 4. Я выскочила из класса, мама за мной:

-Ты чего убежала?

-А почему она так хвалила меня, а поставила 4. И все выступали, а я нет.  Я тоже могла бы вальс сыграть!

 Мама начала смеяться. И объяснила мне, что я, видимо, еще недостаточно готова к выступлениям.

- Это ты на слух всё подряд играешь, а это школа, здесь совсем другие требования. Ну не учись, нам всем легче будет, а то я уже не знаю, где деньги брать на твою учебу.

 Я насупилась, бросать учебу не собиралась. Только стала больше заниматься и выполнять все требования учительницы, от пианино не отходила.

Жили в коммуналке. И как соседи только всё это выдерживали, никогда не выговаривали, а еще приходили послушать.

В музыкальной школе каждые полгода был один закрытый концерт (это только ученики и преподаватели) и один открытый концерт (это уже со всеми желающими).

На одном таком закрытом концерте я играла «Вариации на русскую тему» С. Майкапара.

Когда я начала играть, то скрипнула дверь и кто-то вошел, я остановилась, а потом собралась и начала снова.

И так отыграла, что проходя мимо стола, где заседали преподавали, услышала «Молодчина» и потом учительница сказала, что мне поставили пятерку и очень хвалили, что несмотря на то, что поначалу стушевалась, а потом собралась и выдала по полной программе.

 Аустра Мартыновна очень много мне дала по классу. Но, к моему великому сожалению, после моего первого класса она уехала жить в Ригу, я с ней несколько лет переписывалась.

И уже в письмах получала от нее похвалу и напутствия. Потом были другие учителя, но такой, как Первая, больше не было.

Мне кажется, то, что она дала мне за один год, я с этим багажом училась дальше. И все ее напутствия, уроки помнила. А когда разучивала новое произведение, всегда думала, чтобы она мне в этом месте посоветовала?


Рецензии
Молодец, Олечка! Самостоятельно поступила в музыкальную школу. Десятилетний возраст для начала таких занятий в специализированной школе уже достаточно большой, но ты поступила. А это значит, что преподаватели высоко оценили твой музыкальный потенциал.
В твоих мемуарах меня рассмешило то обстоятельство, что ты была тщеславной. Однако я была точно такой же.
И ещё. Я очень благодарна тебе за подсказку. Дело в том, что когда я готовлюсь ко сну и делаю все необходимые процедуры, я слушаю музыку. И мне сейчас хочется послушать то, что никогда раньше я не слышала, а если и слышала, то давно забыла. И вот теперь я знаю, что послушаю «Вариации на русскую тему» С. Майкапара.
С теплом и наилучшими пожеланиями,
Алла.

Алла Валько   07.08.2021 08:13     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая моя Аллочка, за прекрасный отзыв!

Ольга Реймова   07.08.2021 10:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.