Пани Сажа

Делегация имела немного свободного времени. Хотелось самостоятельно побродить по Варшаве. Гид решил подбросить туристов в центральный район – Старе Място. Пока автобус многократно разворачивался по малолюдным улицам, избегая пробок, приезжие жадно смотрели на старые дома с еще печным отоплением, как сказал им гид, словно ожидая чего-то необыкновенного. И дождались… На крыше одного из домов работал трубочист. Счастливая примета!
Туристы дружно просили остановиться и высыпали из автобуса. Стали махать руками, чтобы привлечь внимание трубочиста. Оказалось, что трубочист был не один.
Их было двое. Один страховал другого, который щеткой чистил дымоход, залезая внутрь трубы.
- Мы хотим познакомиться с трубочистами, - просили туристы гида. Гид подумал и попросил консьержку пустить его в дом на чердак. Минут через пять он уже был у слухового окна и, видимо обратил на себя внимание трубочистов. Из трубы вылез второй трубочист, и его страховщик по скользкой крыше приблизился к окну на чердаке. О чем-то он поговорил с гидом и снова вернулся к работе. Туристы напряженно ожидали гида внизу.
Гид спустился и сообщил, что сейчас трубочисты не могут прервать работу, но сегодня в их гильдии праздник. Туристы могут быть гостями в поселке трубочистов, где они живут. Вечер с трубочистами!? Восторгу туристов не было предела…
Вечером автобус и легковые машины с туристами въезжали в поселок, где все вместе жили трубочисты Варшавы.Угощали при встрече пряниками в форме трубочистов. Сами хозяева нарядились в праздничные, тоже черные, сюртуки со многими пуговицами и одели высокие черные цилиндры. Все наперебой кинулись фотографироваться с трубочистами. А озорная девчонка из Ставрополя попросила у одного из трубочистов на счастье пуговицу. Трубочист оторвал пуговицу и с поклоном преподнес даме. Это послужило сигналом для других. Женщины всех национальностей отрывали пуговицы (заметьте, они специально были едва пришиты!) уже без стеснения и у других трубочистов. Мужчины за счастьем не рвались, а рьяно щелкали фотоаппаратами.
Дружеская атмосфера распространилась и на застолье в небольшом кафе. Трубочисты рассказывали о своей “черной” профессии - вредной, как на шахте. Часты заболевания легких, да и случайности подстерегают на скользкой крыше…
Туристы попросили познакомить с теми трубочистами, которых сегодня днем видели на крыше. К их великому удивлению и восторгу один из двух утренних трубочистов оказался миловидной женщиной, со вкусом одетой и хорошо причесанной.
 Напарник представил по-русски: ”Это – моя пани. Ее тут называют пани Сажа. Она - моя жена и помощник в работе”.
- -Ага! – поняли перевод присутствуюшие здесь французы, - Пани Сажа’ (ударение на последнем слоге!). Это – фамилия Пани Сажа’!. Они наперебой стали приглашать танцевать пани ”Трубочист”.
Пожилой турист спросил мужа пани Сажа, как он допустил женщину к такой тяжелой и опасной работе. Вместо ответа трубочист показал, что на его руке не хватает пальцев: - У нас – двое детей. Гильдия согласилась помочь, если Божена будет меня страховать. С работой трудно… Не найти сейчас. Иногда в трубу и она залезает.
Молодые трубочисты танцевали с иностранками, потом некоторых уже на своих машинах увезли смотреть вечернюю Варшаву. Оставшиеся слушали перебор гитары одного трубочиста. Он негромко пел. Славные мелодии были приятны. А под конец трубочисты спели хором, причем пани Сажа отстукивала ритм чистой щеткой. Переводчик перевел песенку польских трубочистов (по-польски “коминяж” – это трубочист, происходит от слова “камин”):
Песенка трубочиста
Я – трубочист! Я – коминяж!
Несу счастливый свет.
От пуговиц ажиотаж -
Свет добрых Вам примет!

Я – трубочист! Я – коминяж!
Залезу я в трубу
И наичерную из саж
Со свистом соскребу.

Я – трубочист! Я – коминяж!
На крыше скользкий путь.
И, хоть присутствует кураж,
Присяду отдохнуть.

Я – трубочист! Я – коминяж!
Любимой будь моей!
И запрягу я в экипаж
Нам свадебных коней!

Я – трубочист! Я – коминяж!
Шагаю по трубе.
Хоть я - не принц, хоть я – не паж,
Хозяин - я Судьбе!

        *Опубликовано также в книгах "Всплески Жизни" (2009) и "Школа Счастья" (2012)


Рецензии