Хан Бату и Золотая Орда

В 1243 году Бату-хан вернулся в междуречье Жайыка и Итиля(1), где начал создавать свою империю, которая вошла в историю под названием Золотая Орда. Она появилась на стыке Европы и Азии. Это положение определило её роль и значение в жизни Евразийского континента.
Бату-хан заложил основы самой могущественной степной державы средневековья. Его владения простирались от реки Иртыш на востоке до берегов Дуная — на западе. Эта огромная страна была разделена на 60 административных областей, которые назывались туменами. Все они входили в состав более крупных уделов, которыми управляли наместники с различными титулами и званиями.
Два с половиной века Золотая Орда существовала на территории Великой степи. За это время на её престоле сменилось около 50 правителей.
Золотая Орда — такое название первоначально носила только главная ставка Бату-хана, которая располагалась в междуречье Жайыка и Итиля. Как же появилось это название? Принято считать, что точного ответа на этот вопрос не существует. Правда, в письменных источниках сохранились косвенные свидетельства, которые позволяют высказать предположение.
Рашид ад-Дин рассказывает о возвращении Чингис-хана в родные степи и сообщает любопытную деталь. Когда он достиг местности Букаса Джику, то приказал поставить там «Орду-и-Бузург зарин», то есть Великую Золотую Орду.
Это одно из самых ранних упоминаний словосочетания «Золотая Орда» в письменных источниках, которое указывает на то, что так первоначально именовалась ставка самого Чингис-хана, а после его смерти это название перешло к ставке Бату-хана. Правда, не сразу, а после того, как в 1242 году Бату возглавил «Золотой род» Буржигин. Именно тогда у него и появился титул «каан-ака», что означает — «старший Великий хан». Кстати, в письменных источниках Бату впервые упоминается с этим титулом в труде персидского автора ал-Джувейни.
Много лет спустя Золотой Ордой стали именовать не только главную ставку хана Бату, но и огромную территорию, раскинувшуюся от реки Иртыш на востоке до берегов Дуная — на западе. Ведь именно на эти земли распространялась власть Бату-хана.
Его империя занимала площадь около 10 миллионов квадратных километров и была поделена на уделы, где правили наместники с различными титулами и званиями. Главным среди этих владений считался Улус Джучи — то есть те земли, которые при жизни завоевал отец для своих сыновей. После его смерти там правил старший из братьев — хан Орда-Ежен(2). Его ставка располагалась на реке Иртыш, близ озера Алаколь.
В своём труде «Родословное древо тюрков» Абулгази-Багатур-хан сообщает, что, вернувшись из западного похода, Бату сказал Орда-Ежену: «В этом походе ты содействовал окончанию нашего дела, поэтому в удел тебе отдается народ, состоящий из пятнадцати тысяч семей, в том месте, где жил наш отец». Младшему своему брату, Шейбани, который тоже сопутствовал ему в походе, Бату отдал в удел область Корел, а из родовых владений передал четыре народа: Куши, Найман, Карлык и Буйрак».
Средневековая персидская рукопись «Анонима Искандера» уточняет, какие именно земли перешли в управление к Шейбани. Это — «Иббир-Сибир, Рус, Укек, Маджар, Булгар и Сарай».
В армии Бату-хана сам он занимал центр войска, левым крылом командовал Орда-Ежен, а правым — Шейбани.

* * *
В империи хана Бату находилось много богатых городов средневековья. В Хорезме это были Ургенч, Миздахкан, Земахшар, Хива и другие. В Крыму — Судак, Керчь, Кафа (Феодосия). На Азовском море — Азак (Азов). На Волге — Булгар, Биляр, Сувар и Саксин. На Кавказе — Дербент, а в низовьях Сырдарьи — Янгикен и Дженд. Своё влияние Золотая Орда также распространяла и на культурные области Руси, где стояли Киев, Новгород, Владимир, Чернигов и другие города.
Чтобы обеспечить связь между городами и безопасность прохождения караванов, Бату-хан отдал приказ о возведении селений и крепостей, где располагались военные гарнизоны. Они начали появляться на всем протяжении международной торговой артерии, которая стала известна под названием Великий Шелковый путь. И вскоре итальянский летописец Франческа Пеготти вписал в свое сочинение такие слова: «Путь из Таны (Азова — авт.) в Китай, по словам купцов, совершавших это путешествие, вполне безопасен и днем, и ночью».
Следующим шагом Бату стал договор с купцами, торговавшими в Крыму. Так им были налажены долгие и выгодные связи с венецианцами и генуэзцами, которые расположились на побережье Черного моря.
Интересно, что именно во времена правления Бату-хана на Руси появились первые хлебные магазины, а Великий Булгар прославился своими «челночниками». Такое название эти торговцы всякой мелочью получили по той причине, что они плавали по Итилю и Жайыку на челноках и вели бойкую торговлю вдоль побережий.
Сам же правитель Золотой Орды предпочитал заниматься более прибыльными делами и организовал добычу соли в землях, где правил его старший сын Сартак. В путевых заметках Гильома Рубрука об этом сообщается: «С этих солончаков Бату и Сартак получают большие доходы, так как со всей Руси ездят туда за солью, и со всей нагруженной повозки дают два куска хлопчатой бумаги… Морем тоже приходят за солью множество судов, которые платят пошлину по своему грузу».

* * *
Словом, молодое государство начало развиваться, и главное место в нем заняла торговля. Правда, не смотря на свою молодость, эта была сильная страна. Правители мелких княжеств, граничивших с могущественной степной державой, искали у нее поддержки. Одним из первых к Бату прибыл князь Ярослав Всеволодович. Он просил о мире и обязался платить дань. Ему был выдан ярлык на Великое княженье во Владимиро-Суздальской земле и в Киеве, куда Ярослав послал наместником воеводу Дмитро Ейковича.
Правда, в то время Золотая Орда входила в состав Монгольской империи, созданной Чингис-ханом. Поэтому назначение Бату должна была подтвердить вдовствующая императрица Туракин-хатун. На встречу с ней Ярослав отправил своего сына Константина. Вернувшись из Каракорума, Константин сообщил отцу, что временная правительница велела Ярославу самому явиться к ней. Русский князь повиновался и выехал Каракорум.
Христианские государства Западной Европы тоже искали дружбы с ханом Бату. Даже духовные лидеры Ватикана пытались установить с ним дипломатические связи. В 1243 году на папский престол взошел Иннокентий IV. Два года спустя он созвал в Лионе (Франция) XIII Вселенский собор для организации седьмого крестового похода и освобождения Иерусалима.
Интересно, что на этом соборе выступил русский игумен Петр Акерович. Его отправил туда Черниговский князь Михаил Всеволодович. Через своего посланца он просил военную помощь против татар. Петра внимательно выслушали, после чего в Золотую Орду выехала миссия во главе с братом Иоанном(3). Одновременно в Восточную Прибалтику был направлен специальный легат аббат Опизо из Мессаны. Он собрал там крестоносцев, и в 1245 году они обрушились на русские княжества.
Младший сын Ярослава Всеволодовича — Александр по прозвищу Невский сразился с литовским войском в районе Торка и Бежицы. Победа русского князя вызвала беспокойство Ватикана, и в 1246 году в Восточную Прибалтику прибыл ближайший сподвижник папы Альберт Суербер — «муж, близкий нашему сердцу», как именовал его сам Иннокентий IV. Этот визит тоже не обещал установлению мира и дружбы между соседями.
Тем временем в апреле 1246 года в ставку золотоордынского правителя прибыл папский агент — шестидесятипятилетний брат Иоанн. Папа Иннокентий IV велел ему передать свое послание «Царю и народу татар». Седовласый монах доставил это письмо Бату. В заключение своей речи Иоанн сказал, что христиане давно ведут войну с «безбожными сарацинами» за освобождение гроба Господня и что мусульмане также являются врагами татар. Бату отправил Иоанна в Каракорум в сопровождении своих воинов, а также дал ему золотое копье, которое символизировало, что этот человек находится под защитой «Золотого рода».
К тому времени Туракин-хатун расчистила путь к трону Монгольской империи для своего сына Гуюка, отстранив от власти законного престолонаследника принца Ширамуна. Кроме того, она сместила трех советников своего покойного мужа Угэдэя — Елюя Чуцая, Чинкая и Махмуда Ялавача. Зато возвысила восточного красавца Абд ар-Рахмана, который стал её главным советником.
Выборы Великого хана были лишь делом времени. И его кандидатура была хорошо известна Бату, а ему совсем не хотелось присягать на верность своему давнему врагу Гуюку. Поэтому, когда из Каракорума пришло приглашение участвовать в курултае, золотоордынский правитель остался в своих владениях, сославшись на нездоровье.

* * *
В августе 1246 года у истоков реки Орхон собрался курултай, который провозгласил Гуюка правителем Монгольской империи. На церемонии избрания Великого хана присутствовали правители многих покоренных стран и народов. Был среди них великий князь Владимирский и Суздальский Ярослав II Всеволодович. На обратном пути из Каракорума он неожиданно умер. Ходили слухи, будто его отравили по приказу Туракин-хатун. Она тут же отправила гонца к младшему сыну покойного князя Александру Ярославичу сообщить, что желает «подарить ему землю отца его», но для этого тот должен был приехать в ставку Великого хана. Александр не поехал, испугавшись, что «она умертвит его или подвергнет вечному плену».
Очевидно, смерть Ярослава Владимировича послужила предупреждением хану Бату. И предвещало оно, что рано или поздно произойдет его столкновение с Гуюком. Бату начал готовиться к решающей схватке, но, чтобы справиться с сильным соперником, ему необходимо было устранить более мелких врагов.
20 сентября 1246 года в ханскую ставку прибыл Черниговский князь Михаил Всеволодович, который давно уже подбивал правителей европейских княжеств на войну с Золотой Ордой. Слухи об этом дошли до Бату-хана.
Прибыв в ставку золотоордынского правителя, князь Михаил повел себя вызывающе. Он не пожелал выполнять обязательный ритуал очищения и пройти между двух огней, прежде чем встретиться с ханом Бату. Один из воинов хотел заставить его подчиниться и так сильно ударил князя ногой в грудь, что от этого удара тот скончался.
В житии Михаила сообщается, что он был убит не татарами, а русским — «путивльцем Доманом». Позднее в ханской ставке был убит и другой Черниговский князь Андрей Мстиславич. Как сообщает Плано Карпини, вина Андрея заключалась в том, что он «уводил лошадей татар из их земли и продавал в другие места». В Монгольской империи это считалось большим преступлением. Поэтому, согласно Священной Ясе, конокрада приговорили к смерти.
Князь Даниил Галицкий, напуганный участью друзей, уже был готов отдать душу небу, а тело земле, но пожертвовать ему пришлось тем, чем он никогда не обладал — Киевским престолом и Болоховскими землями. Отказавшись от них, Даниил сохранил себе жизнь, и Бату признал его своим «мирником».
Не избежал расправы и другой враг Бату — принц Бори, сын хана Чагатая. Еще в 1240 году он и Гуюк поссорились с Бату, после чего они оба покинули войско. Очевидно, возвышение Гуюка придало Бори уверенности, и он развернул борьбу с их общим врагом. Его схватили, доставили в ставку Бату и там казнили.
Тем временем Великий хан Гуюк тоже не сидел сложа руки. Он занялся усилением своей власти. И тогда произошло его столкновение с матерью. Власть Туракин-хатун была настолько велика, что некоторые указы она издавала сама, а в других её подпись стояла выше подписи самого Гуюка. Этому был положен конец.
Увы, но об этом периоде истории Монгольской империи письменные источники хранят молчание. Известно лишь, что в начале своего правления Гуюк отстранил, а затем казнил Абд ар-Рахмана. Затем он вернул из изгнания Чинкая и Махиуда Ялавича (Елой же умер во время опалы).
Воины Гуюка схватили служанку Туракин-хатун по имени Фатима, а сама императрица умерла при загадочных обстоятельствах. Вслед за этим произошла страшная расправа над Фатимой. Её раздели догола и связали. Много дней и ночей женщину прилюдно подвергали страшным истязаниям. Затем Фатиме зашили все отверстия на теле, чтобы не позволить её душе выйти наружу и, завернув в войлок, утопили в реке.
Эта публичная расправа окрасила в цвет мести времена правления Гуюка. Он развернул кровавую кампанию, уничтожая соперников. В бойне пострадал даже Темуге-Отчегин, последний оставшийся в живых брат Чингис-хана. На тайном судилище его приговорили к смерти за попытку вооруженного захвата власти.
После этого Гуюк обратил свой взор на владения Чагатая, которые после его смерти в 1242 году не знали достойного правителя. Потом Великий хан решил подчинить своей власти и Улус Толе, где правила его вдова Суркуктени-хатун. Правда, в этой борьбе Гуюк сначала пустил в ход силу своего обаяния и предложил Суркуктени-хатун стать его женой. Она отказалась. Тогда он велел сдаться всем воинам, служившим ей и её сыновьям. Приказ Великого хана был исполнен и тем самым он полностью расчистил восточный фронт, устремив свой взор еще дальше — на владения золотоордынского правителя.
Гуюку нужен был только повод, чтобы обосновать свои действия против давнего врага — Бату-хана. Вскоре у него появилась такая возможность.
В 1246 Бату-хан выдал ярлык на Великое княженье в русских землях Святославу III Всеволодовичу, брату покойного Ярослава. Но тот правил не больше года. Великий хан Гуюк не признал законность назначения Святослава(4). На престоле его сместил Михаил Ярославич Тверской.
Показав свою власть, Гуюк пожелал добиться от Бату большего. Великий хан отправил к нему гонца с требованием немедленно прибыть ко двору в город Каракорум. За этим приказом скрывались недобрые намерения, и Бату не торопился встретиться с властелином Монгольской империи. Тогда летом 1248 года во главе огромного войска Гуюк сам отправился на запад под тем предлогом, что хочет устроить там «большую охоту».
Суркуктени-хатун, вдова хана Толе и мать Мунке, была человеком не робкого десятка. Она слыла мудрой и энергичной женщиной. Именно Суркуктени-хатун предупредила хана Бату о надвигающейся опасности.
Два войска должны были встретиться на территории Семиречья, однако этой встрече не суждено было состояться. Осенью 1248 года Великий хан Гуюк неожиданно скончался. Ему оставалось преодолеть всего лишь один дневной переход, чтобы сразиться с ханом Бату.
Ходили слухи, будто Гуюка отравила Суркуктени-хатун. Народ почитал ее женщиной, которая остановила братоубийственную войну. Хотя справедливости ради стоит сказать, что список подозреваемых, желавших смерти Гуюку, был слишком велик.
Как бы там ни было, но золотоордынские воины вернулись к родным очагам. Тихими мирными вечерами они рассказывали домочадцам, что в этой войне Бату-хан одержал победу, не потеряв ни единого воина. А в том, что это была именно победа, никто не сомневался.

* * *
Мирная жизнь в Золотой Орде текла своей чередой. Люди пасли табуны и отары, ловили рыбу и промышляли охотой, добывали глину и обжигали кирпичи, рубили лес и сооружали дома. Шли по степи караваны, купцы везли товары из многих стран, а вместе с ними приходили культурные традиции и обряды разных народов, а также религиозные культы. В Золотой Орде появились церкви, мечети, костелы, синагоги, буддийские храмы, святилища язычников.
Между тем на западе плел свои подлые интриги другой враг Золотой Орды — папа римский. После возвращения брата Иоанна Иннокентий IV направил к Бату второе посольство во главе с доминиканцем Асцелином. На помощь же Альберту в Восточную Прибалтику был послан специальный легат — архидиакон Яков(5) из Люттиха.
Кроме того, в 1248 году папа разослал письма русским князьям, предлагая им принять католичество. За это он обещал им свое покровительство и «помощь от татар». Эти письма дошли до Александра Невского и Даниила Романовича. Каждый из них сделал свои выводы.
Даниил пошел на соглашение, а к несговорчивому Александру от папы прибыли два кардинала. Из разговора с ними русский князь понял, что Иннокентий IV хочет поссорить Русь с Ордой. Проводив гостей, Александр тут же выехал в ставку Бату. В пути он встретил принца Сартака. Они с ним были давними друзьями, а этот случай свел их еще ближе: новгородский князь и золотоордынский принц стали андами, то есть назваными братьями.
Бату-хан достойно оценил верность Александра и признал его не только андой Сартака, но и своим названым сыном. Это послужило основой долгого союза Орды и Руси. И первый шаг в этом направлении был сделан самим Бату-ханом. Он отправил Александра в Каракорум вместе с его старшим братом Андреем.
Вдовствующая императрица Огуль-Гаймиш, жена покойного Гуюка, назначила Андрея Великим князем, отдав ему богатое Владимирское княжество, а Александру «дала Киев и всю Русскую землю». С этим назначением в 1249 году братья вернулись домой.
Правление женщины в Монгольской империи не могло длиться долго. После смерти Гуюка встал вопрос о престолонаследии. В 1250 году близ озера Иссык-Куль в Улусе Чагатая состоялся курултай. Князья и нойоны предложили Бату стать Великим ханом, но он отказался и вместо себя предложил избрать Мунке.
Потомки Угедэя и Чагатая высказали несогласие с таким назначением и объединились против потомков Джучи и Толе. Созрел заговор, который был раскрыт и жестоко подавлен. Расправа была скорой, и уже в июле 1251 года в Каракоруме состоялся новый курултай, организованный сыном хана Бату Сартаком и братом золотоордынского правителя — Берке. Вместе с ними из Золотой Орды прибыло тридцать тысяч воинов, которые должны были обеспечить защиту Суркуктени-хатун и её сыновей.
Великим ханом избрали Мунке, который охарактеризовал своё правление, словами: «Я следую законам предков. Я не подражаю путям других народов».
Интересно, что примерно в это же время Бату был назван «ханским отцом» в «Истории» Киракоса Гандзакеци. Ведь именно он возвел Мунке на престол Монгольской империи.
Чтобы упрочить власть нового Великого хана, Бату-хан направил к нему своих самых верных слуг и талантливых полководцев. Они помогли Мунке пресечь заговор и удержать власть. Причем, только случай уберег его от смерти.
Однажды сокольничий Великого хана в поисках пропавшего верблюда забрел в лагерь Ширамуна, который был внуком Угедэя и его законным правопреемником на престоле Монгольской империи. Здесь сокольничий увидел повозки, полные оружия. Поняв, что готовится что-то недоброе, он незаметно выбрался из лагеря и доложил обо всем Мунке. Тот окружил лагерь Ширамуна и произвел там аресты.
Состоялись суды, а потом и казни 77 князей и вельмож из Улусов Чагатая и Угедэя. Вдовствующая императрица Огуль-Гаймиш-хатун тоже была приговорена к смерти. Великий хан Мунке провел широкомасштабную чистку, рассылая отряды карателей по всей империи. В итоге некоторые земли Улусов Чагатая и Угедэя остались без своих правителей. Однако очень скоро у них появились новые хозяева.
В итоге границы Улуса Угедэя были ужаты, а Улус Чагатая и вовсе ликвидировали. Зато Мунке расширил свои владения на юго-запад вплоть до Сырдарьи. Граница же империи Бату-хана достигла Семиречья и пролегала близ реки Чу. Под его контролем также оказались Мавераннахр и Закавказье.
Золотоордынский правитель отправил в Закавказье младшего брата Берке, а наместником Мавераннахра он назначил Масудбека, сына знаменитого купца Махмуда Ялавача.

* * *
На востоке Золотой Орды все складывалось как нельзя лучше, а вот на западе дела обстояли иначе. Особые волнения доставляла Русь, где правили местные князья. Великий князь Андрей вошел в сговор с Ярославом князем Тверским и Переяславским, а также с Даниилом Галицко-Волынским. Объединившись, они заключили союз со шведами, ливонцами и поляками, решив избавиться от влияния Золотой Орды.
Александр Невский спешно выехал к Бату и обо всем сообщил ему. За это он получил ярлык на Великое княжение, а на свержение Андрея в 1252 году Бату послал рать во главе с Неврюем. Так на Руси началось Великое княжение Александра Невского.
Решительные меры золотоордынского правителя вызвали беспокойство в Европейских странах. Папа римский призывал христиан объединиться против врагов веры. Правда, эта акция позволила Людовику IX разглядеть в татарах союзников в борьбе за «освобождение гроба Господня».
В июле 1253 в степи появился высокий плотный мужчина. Он был бос, одет в повидавшее виды темное длинное платье, подпоясанное веревкой. Если бы при нем не было бумаг от французского короля, то его можно было принять за нищего.
Звали этого человека Виллем, но французы произносили его фламандское имя на свой манер — Гильом. Они же дали ему прозвище Рубрук по названию деревни во Фландрии, в которой он родился.
В ту пору Гильому Рубруку было сорок лет. Он придерживался строгих устоев нищенствующего ордена францисканцев. Хороший аппетит и громкий голос свидетельствовали об отличном здоровье, а умение владеть оружием и держаться в седле выдавало в нем бывшего вояку.
Рубрук сопровождал Людовика IX во время шестого крестового похода, проявив отвагу и преданность. За это он был приближен к королю настолько, что французский правитель доверил ему возглавить важную дипломатическую миссию.
Бату принял посла Людовика IX в своей столице Сарай-Бату, которая располагалась в нижнем течении Итиля при впадении речки Ахтуба. Из беседы с ним хан понял, что главной целью этого визита должно было стать согласие кочевников поддержать христиан в борьбе с мусульманским миром.
Рубрук получил от Бату-хана ярлык, позволивший ему беспрепятственно добраться до столицы Монгольской империи — города Каракорум, где монах встретился с Великим ханом. Во время их встречи Мунке сказал, что «весь мир должен быть благодарен его и Бату правлению».
Эти слова Гильом Рубрук увековечил в своём знаменитом сочинении, которое он составлял во время своего путешествия, чтобы потом поведать о нём жителям Европы. Правда, он упустил некоторые важные события, которые произошли в Золотой Орде и Монгольской империи. Поэтому нам следует сказать о них.
Даниил Галицкий решил оградиться и выстроил крепости вдоль границ своих владений. Это позволило ему разбить отряд во главе с Куремсой. Узнав об этом, Бату приказал темнику Бурундаю отправляться на Даниила. В 1254 году два тумена кыпчакских воинов разбили войско русского князя. После чего Бурундай заставил срыть все крепости, чтобы княжества Галицкое и Волынское не смогли отделиться от Руси.
Тем временем Великий хан Мунке предпринял крупнейшую военную капанию на мусульманский Восток, которую он поручил возглавить своему младшему брату Хулагу. По этому поводу ал-Джувейни в книге «История завоевателя мира» сообщает, что в 1255 году Менгу-каан созвал курултай, на который была приглашена вся аристократическая верхушка Монгольской империи. Бату-хан отправил на курултай своего сына Сартака. Не успел он прибыть туда, как «прибыло повеление всевышнего, и с Бату приключилось то, что неизбежно – он умер».
Бату-хан скончался в 1255 году в возрасте 48 лет. Его тело предали земле там, где речка Ахтуба впадает в Волгу. По словам ал-Джузджани, «похоронили его по обряду монгольскому. У этого народа принято, что если кто умирает, под землей устраивают место вроде дома или ниши, сообразно сану. Место это украшают ложем, ковром, сосудами и множеством вещей; там же хоронят его с оружием его и со всем его имуществом. Затем ночью зарывают это место и до тех пор гоняют лошадей над поверхностью могилы, пока не останется ни малейшего признака её».




ПРИМЕЧАНИЯ

1) Жайык и Итиль — реки Урал и Волга.
2) В сочинении «Муизз ал-ансаб» анонимный автор XV века сообщает: «Орда был старшим сыном Джучи-хана. При жизни отца и после его смерти он был почитаем и пользовался авторитетом. Однако после Джучи царствование досталось Бату. Орда был согласен на воцарение Бату-хана. Искренняя дружба старших братьев облегчила Бату стать заместителем отца. В ярлыках, которые издавал Менгу-каан, имя Орды ставилось впереди имени Бату».
3) Брат Иоанн в миру был известен под именем Плано Карпини.
4) Святослав скончался в ставке Бату, тщетно добиваясь справедливости.
5) Позже Яков стал папой римским под именем Александра IV.


Рецензии
Уважаемый, вы не привели никаких фактов своей теории, а без фактов любая теория пустой звук.А были монголы на Руси? и куда они делись?.. а может были МОГОЛЫ ?.. Давайте заглянем в корни слов и в первые источники:
Название «Золотая Орда» впервые было употреблено на Руси только в 1566 году в историко-публицистическом сочинении «Казанская история».
Почему это словосочетание не употреблялось раньше в летописях?
ОРДА - Происходит от тюркск.; ср. чагат., азерб., тар., казах. orda «дворец, шатер султана, хана», тур. ordu «военный лагерь», уйг. Ordukänt «ординский город=город Кашкар», монг. ordu, оrdа, калм. ordɔ «двор, лагерь, стоянка, орда». Ср.: русск., орда; укр., белор. орда́ «беспорядок, шум», др.-русск. орда «стан, кочевье», ординьское, прилаг.
Слово имело широкое распространение и в древнерусском языке.
Слово ОРДЕН того же корня - Орден Тамплиеров и т.д...
Так что же это было - монголо-татарское иго? Нас уверяют в следующем, что монгольское иго - это такая система политической и даннической (т. е. Русь платила монголам дань) зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов (до начала 60-х годов XIII века зависели от монгольских ханов, после — ханов уже Золотой Орды) в XIII—XV веках - т. е. длилось это иго более 250 лет... Установление ига, как нам говорят, стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1242 годах и происходило в течение двух десятилетий после него, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях иго устранялось в XIV веке по мере присоединения их к Великому княжеству Литовскому и Польше - спасителям Руси!
А вот откуда пошел сам термин "иго", означающий власть Золотой Орды над Русью - в русских летописях он не встречается. Он появился уже на стыке XV—XVI века в польской исторической литературе. Первыми его употребили хронист Ян Длугош ("iugum barbarum", "iugum servitutis") в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517. В 1575 году термин "jugo Tartarico" был употреблён в записи Даниела Принца о своей дипломатической миссии в Москву.
Иго - ярмо, хомут; деревянный брус или рама, надеваемые на голову или на шею двух животных для их одновременной работы, угнетающая, порабощающая сила - происходит от праиндоевр. *jugom «соединение», откуда прагерм *jukan, др.-англ. geoc «хомут, ярмо», англ. yoke — то же, праслав. *jъgo, позднее *jьgo, откуда др.-русск., ст.-слав. иго, русск. иго, сербск.-церк.-слав. ижеса мн., болг. иго, словенск. ig;, ig;sa, i;;sа, чешск. jho, польск. igo, а также jugо «перекладина у саней», кашубск. jig;, полабск. jеig;.
В русских источниках словосочетание "татарское иго" впервые появляется только в 1660-х г. во вставке (интерполяции) в одном из экземпляров Сказания о Мамаевом побоище. Форму "монголо-татарское иго", употребил первым в 1817 году Х. Крузе, книга которого в середине XIX века была переведена на русский и издана в Петербурге
Стоит ли верить этим источникам о "монголо-татарском иге"?...
Археологи во время своих раскопок находят следы готов, гунов, сарматов, скифов... более древние следы надо сказать... но не находят следов монгольского нашествия - Где они? Три века татаро-монголы жгли и истребляли Русь и не оставили после себя никаких следов?!. Да и сами монголы о своем "великом" прошлом узнали после 1930 года от красных комиссаров, прибывших тогда строить коммунизм в Монголию.
Так куда же она делась - Золотая Орда?

Владимир Кейль   04.01.2014 11:42     Заявить о нарушении
PS: Извините, Кайрат, но мне кажется, что если вы взялись за такой материал, то не должны упускать никаких фактов - только факты. История ничему не учит нас - она наказывает нас за наше невежество и ошибки.
С новым годом! Всего вам самого доброго!!!

Владимир Кейль   04.01.2014 11:58   Заявить о нарушении
Странно, а в школьных учебниках России, да и бывших республик СССР все как-то иначе расписано... )))

С искренним уважением,

Кайрат Бегалин   04.01.2014 16:33   Заявить о нарушении
Минобрами.

Кайрат Бегалин   05.01.2014 02:05   Заявить о нарушении
Минобрами - это мифическое существо питается $...

Владимир Кейль   05.01.2014 09:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.