У Чертановских курганов

"...Вятко сиде с родом своим по Оце, от него же прозвашася Вятичи", - так автор "Повести временных лет" Нестор описывает происхождение названия племени вятичей, заселивших в древности всю территорию бассейнов Оки и Москвы-реки.

Целая серия исторических свидетельств говорит о том, что земли вятичей простирались еще шире - от нынешнего Дмитрова аж до среднего Дона. Места эти были покрыты дремучими труднопроходимыми лесами. Неудивительно, что вятичам довольно долго удавалось жить обособленно, не признавая власти киевских, муромских и суздальских князей. А все пути, связывающие эти княжества между собой, проходили в обход земель, о которых идет речь, и считались небезопасными.

Письменные свидетельства о непокорных племенах вятичей сделаны еще в IX веке арабскими и персидскими путешественниками. Города же в их землях стали появляться лишь в XI-XII веках. Одним из них стала и Москва. Представляя собой поначалу лишь небольшую крепость на территории современного Кремля, она еще долгое время была окружена вятичскими поселениями, обитатели которых свято хранили обычаи предков. К примеру, именно благодаря приверженности вятичей обряду погребения соплеменников современные археологи имеют возможность изучать нравы, быт и культуру наших далеких прародителей.

Погребения вятичей представляют собой, как правило, невысокие насыпи-курганы, некоторые из которых сохранились до наших дней. Известный историк А. Арциховский назвал когда-то Москву и прилегающие к ней окрестности «страной курганов». Действительно, на территории сегодняшней Московской области учеными зафиксировано более ста курганных групп. Большинство из них расположены на юго-западе в местах, где жители издавна занимались земледелием и скотоводством. Курганные группы есть в Филевском парке, Теплом Стане, Конькове, Ясеневе, Жулебине, Тушине и Митине. Наиболее известными же считаются захоронения в Чертанове. Здесь в общей сложности около десяти курганных групп. Все они, к сожалению, давно разрушены, но некоторые захоронения, например, в Битцевском лесопарке, сохранились нетронутыми. Теоретически можно еще обнаружить неразоренные курганы в Царицыне - на склонах лесных балок.
Как правило, это почти неприметные, не более полуметра высотой насыпи, ничем не выдающие своей древней истории. И это замечательно, поскольку они таким образом защищены от вандалов, погубивших тысячи других древних захоронений вятичей. Между тем наши славянские предки - отнюдь не скифы. Золота и прочих сокровищ в их могилах никогда не было и быть не могло. Увы, лопаты незадачливых кладоискателей не только тревожат прах усопших предков, но и нарушают порядок расположения предметов в захоронениях, а порою просто уничтожают их.

Славянские курганы в Подмосковье стали привлекать внимание археологов еще в первой половине XIX века. В 1838 году свои исследования начал проводить А. Чертков. Чертановские курганы вплоть до недавнего времени изучали многие - А. Городцов, Г. Латышева, М. Рабинович, А. Векслер, С. Ширинский.
Все курганы этой группы имеют общие особенности. При высоте насыпи до трех метров могильная яма, как правило, была не более полуметра в глубину. В женских захоронениях при исследованиях находили украшения из бронзы и серебра. В описании вскрытого в конце 50-х годов прошлого века неподалеку от платформы Чертаново кургана на берегу Чертановского ручья подробно перечислены обнаруженные предметы: серебряные серьги, шейная гривна, бусы из белого горного хрусталя и красного сердолика, витые браслеты и шесть перстней, височные кольца. Все это говорило о том, что похороненная здесь женщина была знатна и богата.
Надо сказать, что если «женские» курганы хранили в себе, как правило, полный набор украшений, то мужские были весьма скромны. В таких захоронениях можно было обнаружить ножи, другие орудия труда, горшки с пищей и останки животных. Все это говорило о языческих традициях и верованиях в загробную жизнь, которые долгое время сохранялись у вятичей уже после распространения христианства.

Не объяснен с абсолютной точностью пока тот факт, что в могилах вятичей никогда не находили оружия, хотя оно часто встречается в захоронениях других славянских племен, проживавших даже по соседству с вятичами. Не говорит ли это о том, что вятичи, несмотря на свою известную гордость и независимость, были исключительно миролюбивым народом? Или они просто предполагали, что по ту сторону жизни оружие уже не пригодится? Вот как комментирует ситуацию с сохранением славянских курганов в Москве и Подмосковье генеральный директор Центра археологических исследований ГУОП Москвы профессор А. Векслер:

- О погребальных обрядах вятичей сегодня известно очень многое, хотя никогда нельзя будет сказать, что мы знаем абсолютно все о наших не таких и далеких предках. Учитывая, что практически все захоронения на территории Московского региона попросту уничтожены, мы считаем, что вскрывать сегодня обнаруженные захоронения нужно лишь в том случае, когда без этого обойтись невозможно. Либо это связано с каким-то важным строительством, либо с прокладкой коммуникаций, что неизбежно приведет к нарушению или уничтожению захоронения. Это, кстати, относится и к древним кладбищам, отдельным могилам позднего периода, которые вскрываются по сей день даже внутри современного Садового кольца. Примеров переноса таких захоронений на специально отведенный для этого правительством Москвы участок в Ракитках - множество. Но принцип должен быть такой: если можно не копать, значит - не копать! Сенсаций новое раскрытие, скорее всего не принесет. Мы и без того кругом виноваты перед нашими предками, хотя бы по причине варварских раскопок последних десятилетий...

Ну а что касается нас, москвичей, то мы будем просто внимательнее всматриваться в небольшие холмики в Битцевском парке или Царицыне, представляя нелегкую жизнь и скромный быт древних вятичей. Жители Чертанова, у которых вся наша история буквально лежит под ногами, могут обратить внимание на таблички на домах по адресам: Балаклавский проспект, 16; Сумской проезд, 17, корп. 2; Симферопольский бульвар, 29, корп. 10; Чертановская улица, 7, корп. 1а; Северное Чертанова, 7г... Жилые новостройки, Центр детского творчества, аптека, ломбард, продовольственный магазин... Везде здесь еще относительно недавно были зарегистрированные археологами древние славянские курганы.

Андрей Малинкин

"Южные горизонты" 21 (155)
11 - 17 июня 2003


Рецензии