Деревянный север на московском юге

ДЕРЕВЯННЫЙ СЕВЕР НА МОСКОВСКОМ ЮГЕ

 Сегодня трудно представить территорию музея-заповедника "Коломенское" без знаменитого "Домика Петра", без Братского острога или Проездной башни. Между тем эти уникальные строения к самому Коломенскому напрямую отношения не имеют.
  В 1921 году молодой профессор Петр Барановский отправился в экспедицию по реке Пинеге лично знакомиться с деревянным зодчеством Русского севера и оказался им покорен. "Ничего не знаю чудеснее русской деревянной архитектуры!" - писал он по возвращении. Всего за свою жизнь Барановский совершил десять экспедиций на Север - по Беломорскому побережью, по Онеге, Северной Двине, в Новгород, на Соловки, в Карелию... И именно во время этих поездок зародилась идея создать музей деревянного зодчества под открытым небом. А местом для него было выбрано Коломенское, которое с 1928 года стало филиалом Государственного Исторического музея. Сам же Барановский был назначен его руководителем.
  Архитектурные шедевры XVI века - церкви Вознесения и Усекновения главы Иоанна Предтечи - находились в весьма плачевном состоянии. Полуразрушен был и Георгиевский храм. Ценой за немедленное их спасение стало в те годы насильственное изгнание оттуда прихожан и церковных общин. Храмы отреставрировали, но потом забросили. Впрочем, все это происходило уже много-много лет спустя. Определив каменные памятники Коломенского по назначению, Петр Дмитриевич принялся за реализацию своей мечты - создание музея под открытым небом.
  Нельзя не признать, что в 20-е годы минувшего века редчайших и бесценных строений (и не только деревянных) было уничтожено в стране великое множество. Спасти хоть какую-то часть их - дело поистине благое. Почему первым спасенным сооружением стала хозяйская постройка из села Преображенское, загадка. Однако именно это строение (по сельской описи - сарай, по мнению большинства историков - небольшая конюшня) появилось в Коломенском в 1927 году. Сарай поставили в парке, вблизи Казанского яблоневого сада. Он и стал единственным экспонатом будущего музея, поставленным непосредственно при Барановском, который, будучи в 1933 году ненадолго арестован, в Коломенское больше не вернулся. До того момента Петр Дмитриевич успел спасти несколько действительно ценных сооружений. Выбирая их и раскатывая буквально по бревнышку, он всеми возможными способами перевозил их в Москву, в Коломенское. Так были привезены сюда башня Сумского посада (1631 г.) и домик Петра I (1702 г.). Остальные памятники северного деревянного зодчества появились в Коломенском позже.
  В августе 1931 г. в составе Беломорско-Онежской экспедиции Барановский посетил Николаевский монастырь, основанный в 1410 г. монахом Евфимием Карельским. "Достали катер для поездки в Николо-Карельский монастырь, - записал в дневнике Барановский. - В монастыре в настоящее время помещаются сельхозкоммуна и лагерь пионеров. В главном Никольском соборе в папертях устроены спальни, в самом храме - клуб пионеров. Иконостас полуразрушен, вся резьба сбита, часть икон уничтожена. В малой церкви помещается театр коммуны, все имущество церковного характера уничтожено". Деревянная ограда, окружавшая монастырь, была разобрана, подобная участь могла постигнуть и великолепную Проездную башню конца XVII столетия.
  Члены экспедиции повели переговоры о возможности разборки башни и перевозки ее в Москву. В 1932 г. башню разобрали, но только летом 1933 г. удалось договориться о выделении транспорта. Предоставленная баржа оказалась непригодной для перевозки большого груза, у острова Вишнякова она села на мель. Помогли местные жители, которые спасли баржу вместе с разобранной башней и сопровождающим ее сотрудником музея Догадушкиным. К осени 1933 г. памятник доставили в Коломенское, где и собрали в 1934-1935 годах.
  Башня Николо-Карельского монастыря поистине уникальна. Прежде всего надо сказать, что строительство собственно деревянных укреплений к концу XVI века достигло такого совершенства, что за короткое время русские градодельцы могли срубить неприступную крепость. Стала хрестоматийной,
к примеру, история строительства Свияжска под Казанью. Славился своей надежностью и Александро-Ошевенский монастырь, который, выполняя одновременно культовые и оборонительные функции, производил сильнейшее эмоционально-художественное воздействие.
  Из всех северорусских монастырей лишь в одном Николо-Карельском до начала XX века сохранялись деревянные укрепления. Сегодня его Проездная башня в Коломенском - это фрагмент деревянной монастырской (крепостной) архитектуры XVII века, ценный еще и тем, что представляет собой единственную "живую" часть срубной стены и проездную башню типа "восьмерик на четверике". В архитектуре башни преобладает светско-религиозная, а не военная функция. Кстати, единственные серьезные реставрационные работы на башне со дня ее установки здесь производились лишь в 1977 году.
  Проездная башня знакома сегодня даже тем, кто никогда в жизни не был в Коломенском. Ее много раз снимали для художественных фильмов, где она "играла роль" то старинной крепости, то старообрядческого скита, то части сказочного града. Башня с участком стены дает представление о том, как в архитектуре русских монастырей соединялись черты святой обители и крепости: рубленые стены с бойницами, дозорная вышка над шатром и крест, освящающий башню как надвратную церковь. Кстати, сейчас в тех местах, где некогда возвышалась башня, стоит город Северодвинск.
  Весьма примечательны и остальные деревянные памятники Коломенского. Коротко о них можно сказать следующее.
  Домик Петра I. В 1702 г. на острове Марков в устье Северной Двины корабельные мастера построили дом, где в течение двух с половиной месяцев жил царь, наблюдая за строительством Новодвинской крепости, расположенной напротив острова на материке. В 1710 г. дом был частично разрушен ледоходом, в 1761 г. пострадал от пожара, в 1810 г. его основательно отремонтировали, а в 1877 г. перевезли в Архангельск. Домик Петра I, в архитектуре которого соединились черты русского и голландского зодчества, относится к типу
русского шестистенка с холодными сенями. К нему примыкает трехстенная пристройка. Венцы бревен, из которых собран дом, имеют угловое крепление "в обло", то есть концы бревен выступают из плоскости стены. Здание стоит на земле без характерного для русской крестьянской избы подклета, перекрыто тесовой двухскатной крышей, положенной на стропила.
  Из Архангельска домик привезли в 1932 г., восстановили в Коломенском в 1935-36 гг. На сегодняшний день это единственный деревянный экспонат, доступный для посетителей изнутри, где представлены четыре стилизованные комнаты: кабинет царя, светлица (столовая), спальня и чулан.
  Башня Братского острога 1654 г. Памятник является одной из четырех угловых башен Братского острога, сооруженного казаками на реке Ангаре, близ современного Иркутска. Острогами назывались крепости, огороженные заостренными бревнами. Во второй половине XVII века Братский острог служил местом заточения известного каждому школьнику протопопа Аввакума. Двухэтажная башня покрыта тесовой крышей и имеет смотровую вышку. В нижней части строения расположена жилая изба (караульное помещение), окна которой могли быть бойницами для пищалей. Нижний этаж отапливался глинобитной печью по-черному. Верхний этаж был полностью изолирован от нижнего. Вход туда шел по специальной лестнице, установленной с внутренней стороны крепости. В 1959 г. башня была перевезена в Коломенское и установлена в парке музея.
  Башня Сумского посада XVII в. Стояла на берегу Белого моря. Привезена в 1931 г. До настоящего времени лежит в разобранном виде в подвалах хранилища...
  Оценки идеи Петра Барановского о музее деревянного зодчества в Коломенском в разные годы были полярны: от неописуемых восторгов до полного неприятия. Тем не менее в последние годы деятельность Барановского в этом направлении воспринимается вполне адекватно - с точки зрения того исторического периода, в который он жил и работал. Конечно, "внедрение" музея деревянного зодчества в живой организм другого сохранившегося заповедника можно было допустить. Но только временно, и только для физического сохранения деревянных памятников. С этой задачей Барановский, можно считать, справились.
 В наши дни давно ведутся разговоры о реставрации и переносе деревянного музея в другое, отдельное от Коломенского место. Но разговоры так и остаются разговорами...

Андрей МАЛИНКИН
«Южные горизонты», 2005 г.


Рецензии