Возвращение...
«Поклонитесь древней земле предков наших, помяните их в мыслях своих!» Такими словами встречает прохожего двухметровый деревянный крест, установленный на дороге, петляющей по вершинам Коломенских холмов. И по другую сторону креста: «Село Дьяково основано в 1237 году».
В самом деле, лишь на несколько десятков лет, согласно летописным упоминаниям, Дьяково младше самой Москвы. История гласит, что в том самом голу войско хана Батыя осадило Коломну и часть жителей - старики, дети, больные - по льду Москвы-реки перебрались сюда. Кстати, история села Коломенского начинается с того же года.
Археологи же еше в XIX веке обнаружили на месте села Дьяково древнее городище, отнеся его к I веку до н. э. Результаты раскопок, продолжавшихся и при советской власти, вплоть до 30-х голов, говорят о том, что жители городища занимались охотой, рыболовством, гончарным делом. Многочисленным находкам ученые дали тогда название целой археологической культуры - «Дьяковская».
Сегодня здесь два полуразвалившихся домика да несколько деревянных столбов без проводов и фонарей. Электричества нет, воды тоже. А еше лет двадцать назад по двум(!) улицам. Москворецкой и Новой, переименованным позднее в 1-ю и 2-ю Дьяково-Городище, носились куры, бегали ребятишки, на скамеечках возле аккуратных и добротных домов, утопавших в яблоневых и вишневых садах, судачили старушки, обсуждая деревенские новости и вспоминая молодые годы. Возле некоторых домов стояли автомобильные гаражи. Небедно, стало быть, жили...
- Все было, все было, - вспоминает живущий здесь по сей день 89-летний Прокофий Александрович Алисов. Много интересного поведал он и регулярно приезжающий к нему давний друг и бывший односельчанин Павел Петрович Герасимов, недавно отметивший 80-летие:
- Называлось тогда это село Дьяковское. И рождались, и влюблялись, и женились, и на войну уходили отсюда. Сюда же и возвращались, тут и умирали... И мы оба сами тут же родились, и деды наши, и прадеды... А хозяйство действительно было крепкое. Колхоз имени Дзержинского. Потом назывался "Огородный гигант"...И коров держали, и лошадей...
А по дворам - и козы, и свиньи. Так и жило село Дьяковское до конца 70-х годов. Тогда, перед Олимпиадой, помешало кому-то из чиновников местное кладбище. И начался настоящий вандализм. Страшно уничтожали его, варварски... Кто захотел, мог (за 25 рублей) «изъять» останки своих предков и увести куда угодно, на то же Хованское, к примеру. Те же, кто не решился тревожить прах усопших, стали свидетелями жуткой расправы. Сносили кладбище прямо в овраги, что с трех сторон окружили Дьяково. Много лет потом устрашающе щетинились погнутыми могильными крестами и ржавыми оградами склоны Голосова и Садовнического оврагов. А дно их было усеяно обломками древних каменных надгробий. Здесь же в ручье окрестные ребятишки долго еше находили ветхие кости и человеческие черепа...
- А какие тут были памятники! - вспоминают Прокофий Александрович и Павел Петрович. - Высших московских чинов старых времен. Большие, красивые, из белого мрамора! Что порушили, что растащили... Стоят сейчас где-нибудь на других погостах с перебитыми фамилиями...
B низине, на лугу возле Москвы-реки, паслись изрядные стада домашних копытных. Крепкое было хозяйство...
Однажды приехал начальник из администрации, она и сейчас работает… Сказала, что надо благоустраиваться… Дома, где надо, подстроить, где надо - подремонтировать. «Это наша история, и мы обязаны ее беречь!» - важно твердил начальник и уехал. А жители собрали всем миром, как говорится, средства на асфальтирование улиц, на хороший водопровод с колонками (который, кстати, цел до сих пор, там под землёй, А.М.), на яркое освещение с деревянными столбами. Латали крыши, чинили заборы... Были в Дьяковском даже «двушечные» телефонные будки.
Но недолго длилось для села это светлое время. В 1982 году начали Дьяковское сносить. Грубо и методично. Несоглашающимся выезжать жителям, как правило, сначала поджигали сараи, а потом и сами дома. Пожарные машины приезжали заранее. «Бывали случаи, - рассказывают старики, - что люди по ночам из окон выпрыгивали, бросая в домах все имущество... А утром обугленные обломки - под бульдозер, а погорельцы - к власти, соглашаясь уже на любое переселение».
- Это вот все его упорство и мужество! - показывает Павел Петрович на Алисова. - Врос в эту землю. И дом сохранил. А ведь сколько раз пытались снести да поджечь...
- Два раза нападали, - кивает Прокофий Александрович. - А куда я поеду? Поехал бы, кабы было мне лет пятьдесят. А так... - и машет рукой в отчаянии. - Здесь предки мои, мои корни, тут и помру, вот жена со мной тут... Сын навещает... Ну, нет ни света, ни воды, ничего, все обрезали, лишь бы выжить нас... А живём!...
- Сейчас много говорят о восстановлении древнего села...
- А как его восстановишь? Кто будет восстанавливать, да и чем? Коттеджами с подземными гаражами? Да разве ж это история? - возмущаются старики. - Уж лучше оставить все как есть. Вот свет вернули бы да водопровод. Это ведь не только нам нужно. Ведь сколь ко людей проходят здесь. Бывало, уж села не было, а у оставшихся колонок все равно летом очереди. Жарко, где еще воды попить? А водичка здесь хорошая, чистая, ледяная...
Трудно сказать наверняка, вернутся ли в Дьяково жить люди или нет. Будущее покажет. Но есть в Дьякове два места, куда, как говорится, не зарастает народная тропа.
На склоне Голосова оврага лежат два огромных причудливой формы камня-валуна (по словам археологов- - следы ледникового периода), называемых в народе "мужской» и «женский» или Девий. И наделены эти камни по преданию чудесной целительной силой…
Ну а главная местная святыня - красота неописуемая -церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, уникальный памятник русской культуры и архитектуры XVI века.
Храм был воздвигнут в 1529 году и представляет собой сооружение из пяти восьмигранных столпов, объединенных на одном фундаменте. Они словно стянуты вместе крытой галереей, "причем высота центрального столпа - 34,5 метра. Сооружение, бесспорно, грандиозное. А целый ряд архитектурных особенностей, в том числе декоративное оформление (кокошники, пилястры, филенки, фронтончики) позволяют специалистам утверждать, что именно этот храм стал прообразом знаменитого Покровского собора (храма Василия Блаженного, что на Красной площади).
Судьба церкви в XX веке сложилась несколько счастливее, чем у тысяч других русских храмов. Несмотря на то, что она была закрыта в двадцатые годы, но не снесена и простояла несколько десятилетий в беспризорном запустении.
В декабре 1991-го, - рассказывает иеромонах Алексей Иванов, - храм передали Московской патриархии, а меня перевели сюда настоятелем, С тех пор и служу здесь. Меньше чем через год храм освятили, и с того дня богослужения у нас проводятся постоянно. Правда, лишь по выходным и по церковным праздным дням. А восстанавливаемся, конечно, тяжело; все работы проводим своими силами, на свои же средства. А какие у нас средства: свечи, иконки, обряды... Все очень символично. По сей день добрым словом вспоминаем Валерия Шанцева, который в бытность свою префектом нашего округа оказал нам серьезную помощь. Тогда мы наконец сделали отопление, настелили пол, который раньше был земляной, выложенный старыми кирпичами. Потом этими же кирпичами уложили дорожку вокруг храма. По ней и ходим крестным ходом... Да и сейчас нужны серьезные реставрационные работы, сами видите...
Действительно, церковь нуждается в ремонте. Прежде всего страдает внешний облик. Нашлась бы работа и архитекторам-реставраторам, и строителям. Служителям храма и прихожанам здесь никак не справиться.
А как великолепна церковь внутри! Красивейший алтарь, величественные лики святых, обилие свечей - все это на фоне простых побеленных стен и дощатого пола. И запах... Чудесный и неповторимый запах старой русской церкви. И словно Господь становится ближе, а внутри - светлее и теплее.
На месте уничтоженных захоронений повсюду появляются железные кресты, таблички с именами и фамилиями, кое-где возвращены на свои места и сохранив шиеся древние каменные надгробия. И повсюду- венки и даже жи вые цветы. Восстанавливаете! людскими стараниями и памятью Дьяковское кладбище.
Такое вот интереснейшее, чудное место есть в Москве. И вновь наполняются окрестности колокольным звоном. И рука при этом словно сама поднимается в крестном знамении...
Звонят колокола. Значит, жив Храм, живо древнее Дьяково. Жива наша история и человеческая память.
Андрей МАЛИНКИН
"Южные горизонты", сентябрь 2000г.
фото автора, Храм усекновения Главы Иоанна Предтечи в с.Дьяково, август 2000 г.
Свидетельство о публикации №207091900248