Наполним музыкой сердца

НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА
Кадетское образование должно быть добрым

Андрей МАЛИНКИН

Школа № 1770 "Московский кадетский музыкальный корпус" (МКМК) - здесь воспитывают настоящих мужчин, которые смогут потом и серенаду спеть под балконом любимой, и закружить ее в умопомрачительном вальсе, и защитить, если потребуется. И не только ее, но и свой город, всю страну.

В просторном холле – мягкие диваны, слева, в зелени, журчат с каменных каскадов подсвеченные водопадики, справа на стенах - картины баталий древнерусского воинства: сверкают мечи, кольчуги, вьются по ветру хоругви. В коридоре – ряд таких же уютных диванчиков. Двое ребят в черной форме с красными погонами что-то оживленно обсуждают, потом вдруг вскакивают и скрываются за дверью ближайшего кабинета. Оттуда слышно, как медленно, степенно проходит по нотному ряду саксофон. Со стен корридора, смотрят Штинтке и Ростропович, Рихтер и Утесов, Галич и Окуджава, Гергиев, Уланова, Вознесенский… Что ни фото, то – целая история, эпоха в российской культуре. Мальчишкам, юркнувшим, только что в кабинет, есть на кого ровняться.
Кстати, таких кабинетов здесь – 21. Они – специально оборудованы для занятий на духовых музыкальных инструментах. А еще есть два компьютерных класса, кабинет автодела, спортивный, тренажерный, актовый и конференц-залы, библиотека, пневматический тир.
Хотя кадетский корпус и музыкальный, учебный план его, разработанный на основе Московского регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, обеспечивает подготовку учащихся по всем основным областям знаний. Музыкальное образование же включает курсы специальной литературы, сольфеджио, духового или ударного инструмента, а еще - фортепиано, духовой оркестр, эстрадный оркестр, хор, вокал. Обязательно - бальные танцы.
- Три года назад я представить себе не мог, что существование нашего учреждения в его сегодняшнем виде вообще возможно, – говорит директор Московского кадетского музыкального корпуса Михаил Горемыкин. Тогда инициатором создания корпуса выступил Южный округ столицы, и лично начальник окружного управления образования Нина Григорьевна Минько и префект ЮАО Петр Павлович Бирюков. Инициатива была поддержана московским правительством и мэром Юрием Михайловичем Лужковым. Так мы родились.
Хочу отметить, что мы не ставим перед собой целью подготовку детей только к служению в армии. Мы стараемся сделать корпус классическим образованием для мальчиков и дать возможность ребенку поступать по окончании корпуса в тот ВУЗ, который он посчитает нужным. В военный, в музыкальный, в химический, в медицинский, в гуманитарный… Он должен быть готов к служению России на гражданском и (если захочет) на военном поприще.
Мне очень нравится сериал «Кадетство», - продолжает Михаил Юрьевич. Он – добрый! Я считаю, что кадетское образование должно быть добрым. Когда ребенок приходит к нам в 10 лет – кто знает, кем он вырастет? И даже если у него папа – генерал, он скажет: «Я не хочу быть военным!» И это – его право. Ребенок должен высказывать свои мысли, свои желания, обозначить свои стремления, а мы – прислушаться к нему. Этой позицией мы принципиально отличаемся от других кадетских корпусов. Не говоря уже о том, что музыкальный кадетский корпус единственный не только в Москве, но и во всей России. Аналогов такому учреждению нет.
- По каким критериям осуществляется прием в корпус?
- Прием проводится только в 5-е классы, то есть после начальной школы по системе 1-4. Критерии следующие: заключение медицинской комиссии (есть перечень заболеваний, с которыми в силу большой нагрузки на учащихся, мы не можем принять детей) и музыкальное прослушивание.
Действительно, без музыки здесь – никуда. Ведь концертная деятельность является в корпусе и неотъемлемой частью воспитательной работы. Причем, очень важно присутствие преподавателей на концертах. Когда мальчишка видит, что учитель следит за его музыкальными успехами, он по-другому начинает относиться к предмету. И педагоги, видя как востребованы юные музыканты, с какой самоотдачей и ответственностью они подходят к каждому выступлению, у них также по-другому складываются отношения на уроках. Рождается иная система взаимопонимания.
И ребята не подводят своих учителей. В дни празднования годовщины Победы в мае они играли в Южном округе на открытой сцене возле Коломенского. Огромная площадь перед кинотеатром, не вмещала всех желающих послушать кадетский оркестр. На проспекте останавливались машины, люди выходили и оставались здесь да конца выступления, забывая о своих делах… И когда звучала песня «10-го десантного «непромокаемого» из «Белорусского вокзала» несколько сотен зрителей не могли сдержать слез. Не только от воспоминаний, но и от радости, от счастья от гордости.
«Надежды маленький оркестрик», созданный когда-то из 10-летних мальчишек, давно вырос в «Оркестр больших надежд». Сегодня ребята – желанные гости на всех концертных площадках Москвы. Они уже выступали на сцене Московского Международного Дома музыки, в Концертном зале им. П.И.Чайковского, в Центральном театре Российской Армии…
В концертном активе МКМК также гастроли первого оркестра в Италии, участие хора в поезде Дружбы Москва-Одесса, участие в параде на Красной Площади в 2006 г., поездка второго оркестра в Италию на празднование 150-летия национального комплекса Паоло Диаконо в г.Чивидалия.
А еще была Всемирная выставка "ЭКСПО - 2005" в Японии, где воспитанники корпуса были участниками Национального Дня России. Именно эту поездку до сих пор вспоминают ребята. Неудивительно, Япония стала для них пока самой далекой и загадочной страной, которую они увидели.
- Это было здорово! Ярко и неожиданно, - восхищенно рассказывает 14-летний Денис, саксофонист эстрадного оркестра. Нас радостно встречали буквально повсюду. В первый день мы играли на Большой сцене, специально построен¬ной для выступлений. Нам не только аплодировали, но даже пытались подпевать. А мы играли «Гимн России», «Мою Моск¬ву», «Встречный марш», «Ка¬тюшу»… Такого не забыть!
Но не только музыкой и учебой живет кадетский корпус. Интересно организован летний и зимний отдых ребят. Особенно, выезд вновь поступивших кадет в установочный лагерь "Зеленый шум". Здесь дети знакомятся друг с другом, находят себе друзей по интересам. У педагогов же появляется возможность до начала учебного года узнать об особенностях характера каждого ребенка; выявить детей с лидерскими, организаторскими, творческими качествами.
А в зимнем лагере в комплексе со спортивными и развлекательно-познавательными мероприятиями обрела вторую жизнь давно забытая в системе общего среднего образования военно-спортивная игра "Зарница".
Большое внимание в корпусе уделяется психокоррекционой и развивающей работе. Развивающие занятия с элементами тренинга помогают кадетам открыть для себя свой внутренний мир, научиться управлять собой. «Психолог – это, как мама, только спокойнее», - шутят сами кадеты. Понимая, что большая часть проблем ребят - родом из семьи, ее климата, стиля взаимоотношений, психологи корпуса много работают с родителями. Как на родительских собраниях, так и в беседах «с глазу на глаз». Примечательно, что родители понимают важность этого процесса и сами охотно идут на контакт.
- За три года дети очень изменились, – делится своими впечатлениями мама одного из воспитанников. Они не просто повзрослели, они стали собраннее, аккуратнее. Хотя, бывает, и дома дерзят, и на улице хулиганят. Но это – понятно, возраст у них такой, да и мальчишки все-таки. И, все равно, чувствуется дисциплинированность и уровень воспитания, в котором безусловная заслуга преподавателей корпуса. И еще, они – увлечены. Это очень здорово. Пусть не все станут музыкантами, но музыка, которой, как пел Визбор, наполнены их сердца, пригодится каждому в жизни. Это – культура, это - общее эстетическое развитие. Мы, например, ни на секунду не пожалели, что отдали сына в этот корпус.
- За время существования корпуса у нас успели сложиться и особые традиции, - продолжает Михаил Горемыкин. Это – посвящение в кадеты, которое проходит в памятных исторических местах Москвы, ежегодное награждение детей нагрудными знаками: «За успехи в учебе» и «За успехи в спорте» на линейке 1 сентября мы, а 23 февраля, в День защитника Отечества учащиеся получают кадетские звания.
Традиционно уже мы проводим концерты для ветеранов в мае, праздничные концерты для родителей к Новому году и 8 марта. А еще – спортивные семейные праздники в начале учебного года и в конце. И, конечно, чемпионат кадетского корпуса по футболу. Он проходит в мае, и к нему мальчишки готовятся весь учебный год. Я уверен, что когда через два года у нас будет первый выпуск, то, как раз выпускники и заложат новые традиции нашего корпуса. Наверное, будет и клуб выпускников, и что-то еще. Помните, как говорил герой Евгения Весника в «Приключениях Электроника»: «Мальчишки – замечательное племя! Они непременно что-нибудь придумают!» Вот, так и у нас.
- Михаил Юрьевич, в чем вы видите главную задачу кадетского корпуса, его педагогического колллекива и свою лично?
- В двух словах: в том, чтобы научить ребенка брать знания из всех существующих источников. Что бы с этим багажом он мог уверенно чувствовать себя при поступлении в тот ВУЗ, который выберет. Ему надо открыть максимальный кругозор, показать все сферы жизни, которые существуют; познакомить с многовековым культурным историческим наследием, и воспитать в нем гордость за свою страну, которую он должен потом пронести через всю жизнь и передать уже своим детям и внукам.
- Тогда, как бы вы прокомментировали высказывание Прокла Диадоха, что ребенок - это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который надо зажечь»?
- Все верно. Зачастую проблемы ребенка с образованием возникают, когда каждый учитель пытается вложить в него стопроцентные знания по своему предмету. Но это – невозможно! Ребенок должен понимать основы предмета и знать где взять дополнительные знания, дополнительную информацию по нему. Ребенка нужно научить учиться. И когда учитель зажигает в ребенке искорку интереса к своему предмету, ребенок начинает сам искать информацию и пополнять свой багаж знаний. Но такую искорку должен дать каждый педагог. Вот тогда ребенок вырастет умным, образованным, воспитанным, он сам правильно выберет свой жизненный путь и будет верно ориентироваться в жизни в целом.
Выхожу из здания Московского кадетского музыкального корпуса, и вслед из открытого окна одинокий саксофон доносит любимый блюз из «Серенады Солнечной долины». Вот к нему присоединяется тромбон, вступают кларнет и труба… Начинается репетиция. По коже – мурашки, а на душе – спокойствие и уверенность в завтрашнем дне этих мальчишек, которые с детства выбрали себе две замечательные линии в жизни – музыкальное творчество и защиту Отечества.
А стройные голоса оркестра уже разносят по всей округе дорогой каждому москвичу гимн нашего города «Дорогая моя столица, золотая моя Москва». Спасибо вам, ребята! Хорошее настроение на оставшийся день, да и на всю рабочую неделю обеспечено!

"КРУГ ЖИЗНИ", 2007


Рецензии