Огненный взгляд Ворано, сказка

Набрав в Ютубе следующую фразу:

Его лучистый взгляд — проклятие для окружающих и для него самого

Вы можете прослушать ПОЛНУЮ аудиоверсию сказки в исполнении автора



 Было это или нет, но люди такое рассказывают:
 Давным-давно в старинном городе Циманбар жил маленький мальчик с лучистым взглядом. История его рождения была поистине трагична для его собственной матери и принимавшей его в свои руки акушерки.

Тайна имени

 Итак, едва этот малец появился на свет из материнских тайников, как акушерка, только посмотрев в его чёрные очи, чуть не лишилась навсегда дара речи, всё на свете в один миг забыв. Стоит несчастная, смотрит в два бездонных как омуты глаза новорожденного, и пошевельнуться боится, чтоб внезапно нахлынувшее на неё очарование не разрушить, не вспугнуть вспыхнувшее неведомое прекрасное чувство.
- Да будет же вам истуканом стоять! – прикрикнула на акушерку мать младенца, ей и самой не терпелось на собственного отпрыска взглянуть. Очнулась от этого грозного окрика старая женщина и словно во сне дрожащими руками передаёт ребёночка матери, слово боится лишнее сказать. Взяла мать ребёнка, прижала к своей груди, посмотрела на его лицо да как воскликнет:
- Взглядом прямо прожигает насквозь, как ящер варан. Так и гипнотизирует своими волшебными изумительными глазищами!
- Что же вы наделали, госпожа! – упала перед ней на колени акушерка и расплакалась горькими слезами от ужаса. – Госпожа, вы нарушили священный обычай Циманбара и опередили словами собственного мужа! О горе великое нам за это, беды на наши несчастные головы! Зачем вы взяли этого младенца первой на руки, почему не дали мне отнести его сначала к отцу? Ваш муж должен был первым слово при мальчике сказать.
- Знаю, - печально покачала головой мать мальчика, - но при виде этих изумительных и прожигающих всё насквозь глаз собственного сына я не могла удержаться от восхищения. Разве эти глаза тебя не загипнотизировали, едва ты их увидела? А ведь он ещё младенец...
- Взгляд как у ящера, да, это вы точно подметили, госпожа – гипнотизирующий, прожигающий насквозь, околдовывающий! Я тридцать лет принимаю детей, но такого волшебства ещё не видела. Но мы нарушили обычай. Нам больше не жить в старинном городе Циманбаре.
- Ну и пусть. Разве вы жалеете об этом?
- Честно говоря – не очень, старая я уже. Мне теперь всё равно, где и как умереть, увидев настоящее чудо природы в виде прекрасных глаз вашего новорожденного сыночка.
- И мне не жаль, что я нарушила обычай, хоть я и молодая и мне не всё равно, когда умереть. К господину сначала я сама пойду и признаюсь в нарушении традиции. Пусть первый гнев моего Грозного Рыцаря обрушиться на меня...
* * * * *
Дело в том, что был в древнем Циманбаре такой странный и никем не нарушаемый уже тысячу лет обычай: какое слово при виде младенца вырвется у увидевшего новорожденного и первым заговорившим, таким именем ребёнка и называют. Оттого и имена у детишек в этих краях были необычными для слуха немногочисленных путешественников. Например, при рождении одной малышки в Циманбаре бабушка тут же ласково назвала её Нежной Козочкой – так девочка и стала это имя носить. Были в этом древнем городе дети с такими именами: Пупсик, Хрупкая Лань, Чудо, Цветочек и так далее. Бывало, дети уже и вырастут давно, и старыми становятся дедами и бабками, а всё равно до старости носят свои странные имена Мусеньки да Хаврошечки. Поэтому родители старались ещё до рождения ребёнка определиться, какое слово они первым скажут при виде своего младенца в зависимости от того, мальчик появится или девочка. В школе Циманбара даже такой специальный предмет был для старших учеников – «первое слово родителя», целые книги изучали о родительских эмоциях и высказываниях. Последнее время среди богатых и знатных лудей такая мода появилась: во-первых, акушерка должна была быть обязательно немой, чтоб точно молчала как рыба, во-вторых, матери ребёнка первой ни за что не показывать, а сразу нести его к отцу – пусть мужчина определяет, какого слова с первого взгляда достоин ребёночек. Ведь есть же почему-то такая примета: как ребёнка назовёшь, таким он и по характеру всю жизнь будет, его имя станет для него как бы путеводной звездой.
Городская беднота старалась называть своих сыновей так: Крепыш, Ух Герой, Ну Богатырь, Настоящий Плотник, Вот Так Косарь и другие названия своих потомственных профессий. Девочек же чаще всего ориентировали в хорошие жёны для будущих Мельников и Кузнецов, поэтому называли или Красавица, или Умница.Самое любимое имя у рабочего люда для своих детей было такое: Работяга, и давали это имя одинаково охотно и мальчикам, и девочкам.
Вот что значило для жителя Циманбара имя и первое слово родителя!
* * * * *
Итак, вернёмся к несчастной матери, которая не удержалась и случайно сравнила взгляд своего новорожденного сына с прожигающим насквозь взглядом ящера варана. Имя у этой женщины было Прекрасная Роза, а её мужа и господина звали Грозный Рыцарь.
- Я нарушила традицию женского молчания при виде сына, - тихо сказала Роза, входя к мужу. – Ты теперь волен за это поступить со мною так, как тебе заблагорассудиться. Я каюсь в своём большом грехе и передаю на твою и божью милость свою судьбу и судьбу акушерки Толстушки, которая не тебе первому принесла сына, а дала его сначала мне.
- С кем же ты сравнила этого потомка древних и благородных мальтийских рыцарей? Ты отметила его царскую кровь? Или ты пришла в восторг при виде его сильной руки? А может, особое внимание ты уделила его орлиному взгляду или воинской осанке?
- Я отметила его особенный взгляд...
- Так, так, так... – Грозный Рыцарь гордо приосанился в своём троноподобном кресле главы семьи и хранителя рода. – Может, несчастная, слабая на язык женщина, твой грех не так уж и велик, как я подумал сразу, и я тебя сумею простить. Надеюсь, ты не сравнила его взгляд с полуслепыми глазами курицы? Ха-ха-ха!!!
- Нет, мой господин, - низко опустила голову Прекрасная Роза.
- И какого-нибудь хорька он ведь тебе тоже не напомнил?
- Нет, мой повелитель, - ещё ниже опустила голову женщина и едва слышно прошептала, - Я сравнила его взгляд со всё прожигающим насквозь огненным взглядом ящера варана.
Однако эти тихие слова, которые легко могло бы заглушить жужжание обычной весенней мухи, прозвучали для Грозного Рыцаря как небесный раскат летнего грома в высоких горах. Потемнев лицом и став мрачнее грозовой тучи, благородный и потомтстенный рыцарь величественно и надменно поднялся над Прекрасной Розой со своего кресла.
- Повтори, глупая женщина! Разве я не ослышался?
- Прожигающие душу два уголька глаз нашего сына напомнили мне огненный взгляд варана.
- Да падёт кара на твою глупую голову, женщина! – воскликнул рыцарь. – И да будет наказана акушерка Толстушка, которая нарушила древнюю традицию и не принесла мне первому нашего сына! Я повелеваю вам немедленно покинуть стены этого дома и города, в той одежде и обуви, в которой вы прямо сейчас стоите, и приказываю вам тут же уйти в горы подальше с глаз людских, и по дороге вы не должны никому ничего говорить, потому что и так сказано более, чем нужно. Я не даю вам времени на то, чтоб вы могли зайти на кухню и взять с собою хотя бы краюху хлеба или черпак воды. Своим уходом вы облегчите участь моего наследника, который отныне является только моим единоличным сыном. Я всё сказал! – с этими словами Грозный Рыцарь презрительно отвернулся от рыдающей жены и акушерки, которая уже успела войти в зал и слышала все слова знатного господина.
Обречённо вздохнув, женщины поспешили покинуть отныне чужой для них город и пошли в сторону высоких далёких гор. Еды у них с собою не было, как не было с собою и воды или ещё хоть какой-нибудь провизии. Из одежды были на них только тонкие домашние туники, которые не смогут защитить от горных холодных снегов, обувь – лёгкие сандалии. И только золотых украшений было на них много – кольца, бусы, серьги, браслеты на руках и ногах, броши и украшенные рубинами пояса. Носить на себе везде и всегда всё подаренное когда-то золото и прочие дорогие украшения женщины Циманбара привыкали с тех самых пор, как им исполнялось по пятнадцать лет и их выдавали замуж. По древнему обычаю муж являлся единственным и полновластным господином своей жены и поэтому мог в любую секунду из-за малейшей провинности выгнать супругу на улицу. Вот из-за этого женщины никогда и ни при каких обстоятельствах не снимали с себя золотых и иных украшений, чтобы, уходя от мужа, сохранить хотя бы личное богатство. Но какой толк был сейчас в золоте для Прекрасной Розы и Толстушки, если их изгоняли за нарушение древней традиции из самого города, где можно продать своё золото и как-нибудь прожить на вырученные от продажи деньги. В горах украшений никто не купит, там не живут люди и очень холодно.
Вот в таких грустных мыслях брели в сторону ледяных вершин две брошенные на произвол судьбы женщины. Их провожали сочувственными взглядами жительницы древнего города, но ни у кого из них не было права отменить приказ рыцаря. Увы, если миром правят мужчины, пусть даже жёсткие и несправедливые, на их стороне сила, поэтому сопротивление более слабого существа мужчине совершенно бесполезно.
А тем временем Грозный Рыцарь в срочном порядке распоряжался немедленно найти для сына кормилицу и обдумывал, как же он теперь представит имя собственного сына благородному совету старейшин. Провинившиеся женщины ушли в горы, они теперь никогда никому не расскажут, что сравнили взгляд мальлчика с взглядом ящера, и позор не упадёт на голову Грозного Рыцаря и его наследника. Но слово уже сказано! И это слово – варан! Ящер! Нет, стоп...всё-таки: огненный взгляд варана. Да, кажется, так и было сказано. Эта женская болтливость создаёт столько лишних проблем! Слово «ящер» вроде не было произнесено Прекрасной Розой при взгляде на сына. Она говорила только о огненном взгляде бездонных глаз... А ведь у мальчишки и вправду гипнотизирующие глаза, только его, Грозного Рыцаря, такими штучками не проймёшь. Так как же теперь официально назвать сына, не нарушив традиции? Может, просто – Варано? В имени благородного человека не должно присутствовать слишком много лишних и отвлекающих слов. И просто ящером человека тоже не назовёшь. Ну что ж, слово – неворобей, вылетело – уже не поймаешь, а Ворано звучит не так уж и плохо для мальчика, особенно если не знать тайну рождения такого странного имени. Совет старейшин города задавать лишних вопросов не станет, и это очень важно для мужской чести и гордости...
Рассудив подобным образом и успокоив свою совесть, Грозный Рыцарь решил, что честь его семьи и рода спасена окончательно, а о судьбе двух выгнанных им женщин не стоит даже и думать – такие пустяки не для настоящих мужчин.

Детство Ворано

И потекли годы медленной рекой. Мальчику Ворано с огненным взглядом нашли хорошую кормилицу из простого рабочего сословия по имени Сильная, и эта женщина действительно оправдывала своё имя – она была высокая, крепкого телосложения и достаточно выносливая. Но взгляда лучистых глаз своего воспитанника выдержать не могла, - если он на неё внимательн смотрел, она отводила свои глаза в сторону и тихонько крестилась, шепча про себя :« Ну и наградил же Бог этого парнишку волшебной силой. Ой не завидую я тем девушкам, на которых он посмотрит, когда вырастет. Огонь Ворано будет пронзать всех их насквозь».
О несчастной матери этого мальчика и о акушерке, которая приняла его в этот мир, больше никто никогда не слышал с тех самых пор, как они ушли в горы. Наверное, бедные женщины просто замёрзли в холодных снегах, а может, стали жертвами больших бурых медведей, которых в тех горах было привеликое множество. Вот что значит нарушить правила, придуманные мужчинами.
Грозный Рыцарь, отец Ворано, очень гордился своим пока что малолетним сынишкой. Как и предполагал отец, на Севете старейшин лишних вопросов по-поводу странности имени мальчика ни у кого не возникло. Отцы города согласились с тем, что имя хоть и странновато, и необычно на слух, но звучит вполне благородно для представителя знатного рода, Ворано зваться совсем не стыдно для потомка рыцарей. А тот факт, что у имени не было определённого смысла и поэтому сейчас неясно, какой характер определён ребёнку, тоже никого не смутило. У богатого человека может быть какой ему самому угодно характер. О матери мальчика и о акушерке тоже никто не стал спрашивать на Совете старейшин, благоразумно решив, что раз мужчина принял решение за что-то выгнать из города женщин, то у него на это были серъёзные причины.
В свои три годика Ворано впервые по-настоящему прославился, заставив говорить о себе весь Циманбар. А дело было так: у некого простолюдина по имени Работяга сорвался с цепи огромный и отчаянный пёс Ядран – чёрный кобель размером со среднего телёнка и острозубой затемнённой пастью, что явно говорило о природной злобности животного. Почуяв неожиданную свободу, зверь стал кидаться на мирных жителей города, подрав попутно на своём пути шестерых тявкающих собачёнок, пытавшихся безуспешно защитить от этого исчадия ада добрых хозяев. Люди в ужасе прятались в домах, лавках и церквушке, едва завидя несущегося Ядрана, для которого ничто не являлось препятствием в выражении своей чёрной собачьей злобы. И даже хозяин пса, добродушный Работяга, не мог урезонить взбесившихся инстинктов Ядрана, напрасно бегая следом за бывшим питомцем и причитая:"Собачка, хорошая собачка, ну идём домой, ну не надо кусаться..." Следует отдать уму пёсика должное уважение – на своего хозяина он не кидался, хорошо помня, кто его вырастил, выкормил и выпоил. Однако почтения к словам Работяги Ядран не испытывал, не чувствуя в этом слабом добром человеке сильной руки, и поэтому продолжал как угорелый носиться по городу и накидываться на бедных горожан.
И надо же было тут случиться прогулке по Циманбару трёхлетнего Ворано в сопровождении кормилицы Сильная. Мальчик с женщиной шли в сторону лавки сладостей, когда к ним подбежал Ядран с намерением укусить зазевавшихся прохожих. Люди, которые до этого уже успели попрятаться в соседних домах и лавках, с ужасом и любопытством наблюдали из окон за разворачивающейся драмой, и если бы в их силах было бы помочь малышу и кормилице немедленно спрятаться, они бы ни за что на свете этого не сделали, потому что предстоящее кровавое зрелище было им дороже любого душевного благородного порыва. Так же равнодушно смотрят овцы на то, как волк раздирает их соседку по пастбищу, тихо радуясь про себя:"Слава Богу, сегодня не меня". Сочувствие ближнего всегда опасно тайным злорадством.
Итак, Ядран подбежал к малышу, который своим росточком едва доходил животному до нижней челюсти. Сильная остолбенела от охватившего её ужаса, не в силах даже закричать, так как в горле мгновенно пересохло, а мышцы тела потеряли упругость и стали ватными, превратив кормилицу в безвольную куклу. Ворано, до этого момента усердно загребавший носками сандалей дорожный песок и увлечённо наблюдавший за этим самым интересным на свете занятием, спокойно оторвал свой взгляд от земли и пристально посмотрел Ядрану в самую глубину его яростных глаз.
 Как известно, взгляд «глаза в глаза» довольно опасен среди хищных представителей всех видов фауны и на их языке означает явный призыв к борьбе, схватку не на жизнь, а на смерть. Иногда перед предстоящим поединком соперники могут пристально смотреть друг другу в глаза, и тот, кто первым отведёт свой взгляд, открыто признаёт своё досрочное поражение. Если же взгляд никто перед боем не отводит, то это означает, что соперники в равной степени чувствуют себя физичекими сильными, и тогда исход поединка решает открытый бой. А если по неосторожности пристально смотреть в глаза зверя, то тот запросто может напасть, приняв вызов на поединок.
В отношении же злой собаки, которую человек за тысячелетия успел приучить и изучить, учение о взгляде практически изучено, и слабому человечку нельзя пристально смотреть в глаза бешеного пса, чтоб не быть покусанным обозлённым зверем.
Естественно, Ворано не мог знать таких тонких премудростей, поэтому он просто поднял свои дивные чёрные ресницы и посмотрел в глаза Ядрана, пристально вглядываясь в расширенные зрачки зверя. Далее произошло невероятное. Ядран остановился, как вкопанный, перед малышом, покорно и как бы извиняюще взвизгнул, присел на задние лапы, коснувшись земли брюхом, потом недовольно гавкнул, отступив на полшага. Отпрыгнул в сторону, вернулся, опять подмёл брюхом землю и снова недовольно и извиняюще гавкнул. Кровавого зрелища не получилось, многочисленные зрители, котрые предвкушали увидеть раздираемого собакой малыша, стали свидетелями какого-то непонятного чуда укрощения истинного исчадия ада. И самым удивительным было, КТО это сделал и КАК : ребёнок укротил животное одним взглядом!
Можете не сомневаться, что в тот же вечер это событие обсуждалось скучающими обывателями на всех домашних кухнях, обрастая несуществующими подробностями и завистливым злословием по поводу мистических способностей ребёнка.
Укротив собаку, Ворано невинно посмотрел на свою кормилицу, дёрнул её за рукав платья и вывел таким образом из состояния шока. Тут же подоспел и хозяин собаки, котроый накинул на шею Ядрану цепь с железными шипами вовнутрь, чтоб впивались в шею непокорного пса. Уводимый Ядран постоянно оглядывался на Ворано, дружелюбно повизгивая и суетливо помахивая хвостом, словно он двухмесячный щенок, желающий поиграть с милым мальчиком. Самое интересное, что злобный Ядран даже в пору щенячьего возраста никогда не играл с детьми своего хозяина, норовя уже тогда всех испытать на прочность своих зубов.

(данный вариант сказки хранится как версия 2007 года - авторские права, законченный вариант сказки есть выше по списку публикаций).


Рецензии