Социолог

Модная дисциплина увлекает молодые умы. Сутолка и трескотня московских вузов выплеснула через пять лет обучения людей, незнающих, куда приложить свои силы. В начале были интересные лекции по истории, психологии, литературе, потом практика с зачетами и дипломами. И вот - конец. Куда нам идти?

Аркадий жил в Подмосковье, где социологи не требовались, а в Москве устроиться не удалось. Внешность не обещала удачной женитьбы на москвичке, поэтому пришлось соглашаться на работу, предложенную в бюро по безработице. К этому вынуждало и то, что всегда работала одна мать, едва-едва давшая ему возможность получить диплом Вуза.

Директор ткацкой фабрики прочитал направление на работу из биржи труда и насупил брови: - Да? Нам нужен психолог-социолог.Но врач, а не какой-то собиратель анкет. Дело в том, что у нас работают одни женщины с трудными судьбами, им разрядка нужна, Что-то вроде предсказательницы или гипнотезера. Понравитесь ли Вы им? Опыт, жизненный опыт здесь нужен. А Вы так молоды?! Ну ладно ,- махнув рукой распорядился выделить кабинет психологической разгрузки.

Через сутки на кабинете появилась табличка часов приема, фамилия, имя , отчество социолога-психолога. В первый день приема никто не пришел.

На второй день Аркадий, решивший изучать итальянский язык в свободное время, углубился в самоучитель. Неожиданно дверь распахнулась. В нее просунулись две женские головки, хихикнули и скрылись.

-Приходили на меня посмотреть, - подумал Аркадий и захлопнул книгу.
- Нет, так не годится. Надо, как учили, пойти в цеха познакомиться.

Перед обеденным перерывом он прошел по двум цехам и попросил мастеров представить его рабочим. Немолодые женщины-мастера с недоумением смотрели на этого интеллигентного типа, но, хлопнув в ладоши, зычно представили его, как просил. Молодые работницы с любопытством разглядывали молодого человека. Лукавые взгляды некоторых откровенно смущали. Одна из них подошла и с вызывом спросила: - А что Вы нам советовать будете? Как личную жизнь устраивать? Или план выполнять? Аркадий покраснел, но, неизвестно откуда, что взялось, с достоинством произнес:- В мою задачу входит улучшить психологический климат на заводе. Можете задавать вопросы на любую тему. Мы её обсудим. Часы приема указаны, - повернулся и пошел к себе в кабинет.

Спустя два часа в дверь постучали. Вошла пожилая женщина, полная, с широким лицом. Она робко села на край кресла. Долго и бессвязно говорила о своей дочери, что работает вместе с ней в цехе.

Из всего монолога Аркадий понял, что дочь её не слушает, не хочет учиться дальше и неизвестно, выйдет ли замуж за парня, с которым всюду ходит. Была она у гадалки. Та сказала, что линия судьбы у дочки ей не ясна, но деньги, тем не менее, взяла.

- Что ей сказать? - с тоской думал Аркадий. Выходило, что по канонам социальных наук этот случай рассмотреть нельзя. Более того, гадалка права. А как ему разрядить такую ситуацию?
- Знаете, неожиданно сказал социолог. - Давайте выпьем чаю! – и включил новенький казенный электрический чайник.

 Почти до конца рабочего дня женщина говорила, не переставая. Наконец, она встала и сказала: - Спасибо Вам, доктор! Выслушали. Не бойтесь, от работы не оторвали. Все равно сырья до вечера не будет. Чем зря в цехе сидеть, я у Вас отдохнула.

После её ухода Аркадий понял, что его первый психологический опыт состоялся. От него вовсе не требовали советов и решений, а нуждались просто в участии.


Рецензии