Актриса на один спектакль
из-за двойного билета на одно место.
Шумные попутчики, наконец, угомонились. Наша проснувшаяся путешественница сквозь щелки век при свете ночника сумела разглядеть женщину и двоих мужчин неопределенного возраста. Они стали ее соседями на эту ночь. После вздохов и переворачиваний попутчиков на полках, затем заливистого храпа , внезапно все смолкло. Погрузились в сон, но ненадолго.
Под утро раздался стук в дверь. Просунулась голова и свистящим шепотом сообщила что-то мужчинам на верхней полке. Они поспешно спустились и вышли. Их долго не было. Проснулась и тоже вышла из купе их спутница. Поезд остановился. Послышались голоса в коридоре. Кого-то несли из вагона. В окно было видно, что носилки сопровождают люди в белых халатах. Потом поезд тронулся , и попутчики вернулись в купе.
- Извините, - сказал старший из них пассажирке, которая вопросительно смотрела на них. - Спать Вам не дали. Едем в Н-к с небольшой труппой. Но вот у ведущей актрисы случился приступ аппендицита. Отправили в больницу. Муж с ней сошел.
- Да, - протянула пассажирка. – Не повезло, сочувствую.
- Хуже всего, - сказала женщина ( как выяснилось потом, режиссер), -Что открываем гастроли шекспировским спектаклем ” Много шума из ничего”, а героиня заболела. Афиши уже расклеили. Завтра начало, а заменить некем. Не принято отказываться или переносить первый спектакль.
Попутчики погрузились в бурное обсуждение, забыв, что в купе посторонняя женщина.
- Господи! Да я сама бы сыграла, но совсем не помню текст. Все перевру, даже c суфлером, - волновалась женщина - режиссер.
- Беатриче? - вдруг спросила пассажирка.
- Да?! — удивленно откликнулся директор труппы.
- Любовью за любовь вознагражу я, и станет сердца дикое ручным. Ты любишь, Бенедикт? Так предложу я, любовь союзом увенчать святым, - вдохновенно произнесла пассажирка.
- Вы знаете роль? - остолбенело пробормотала режиссер.
- Знаю. Я выучила её наизусть в детстве и часто читала друзьям.
- Фантастично! - сказал второй мужчина (как выяснилось потом, ведущий актер, даже народный). - Вы бы могли нас выручить? Кстати, Вы тоже едите в Н-к ?
Пассажирка посмотрела на них и покачала головой. Она никогда не играла на сцене. Только в школе выступала в монтаже.
-Да, в Н-к. Но я не актриса. Я - инженер. Еду в командировку на неделю. Буду очень занята делами.
Главный уже смотрел на нее и , не обращая внимания на её слова, бормотал : - Рост примерно, как у Калугиной. Платья подойдут. Вася! Ты у нас - Леонато. Помоги племяннице!
И вот почти четыре часа до прихода поезда в Н-к все купе примеряло спектакль на ошеломленную командированною даму. Бенедикта не было, поскольку он сошел с больной женой по дороге, но обещал приехать к вечеру в Н -к.
Пассажирку вывели с труппой на перрон, втиснули в поджидавший автобус и повезли в театр. В гостиницу она попала только вечером. Заснула не cpaзy - в голове мелькали костюмы Беатриче, музыка, мизансцены… и даже прибывший в конце Бенедикт, с которым быстро пробежала в легком танце. Жене Бенедикта сделали операцию. Теперь, как только поправится, обещала догнать свою бродячую труппу.
Наутро бывшая пассажирка поехала отмечаться на завод, а вечером должна была играть Беатриче. Цех завода, куда ее командировали, был большой и чистый - сборка приборов. Её водили, показывали. И ей не верилось, что весь предыдущий день о ней приключилось такое...Едва сосредоточилась на работе, как пришла мысль о жутком провале: - Так тебе и надо, авантюристка глупая!
- Куда Вы вечером? - спросили её . - Не хотите ли в театр? Мы достанем билет.
- Нет -нет, - был испуганный ответ. - Я устала, пойду в гостиницу отдыхать.
Время приближалось к началу спектакля, когда она прибыла в театр. Действительно усталая и разбитая. Увидев её в таком состоянии, руководство театра пало духом. Новая Беатриче натянула парик, едва подвела брови и подкрасила губы. В зеркале отражался пышный костюм и незнакомое белое лицо. Такой же, как она бледный, Бенедикт повел её на сцену после третьего звонка. Самозванная Беатриче заглянула в щель: зал был полон.
- Если забудете слова, я Вам подскажу, - шепнул Бенедикт, горячей рукой, сжимая её руку.
Занавес поднялся. Поток света залил сцену. Зазвучала музыка, а Леонато повел Беатриче в танце. Она встрепенулась, как в детстве воображая себя на сцене. Веселая, живая, стала отвечать на реплики Бенедикта. Спектакль покатился, как колобок.
Антракт был всего один. Режиссер совала какую- то еду, но Беатриче есть не могла. Сцена пробуждения чувств и кульминация спектакля - звучат слова, как музыка: - Любовью за любовь вознагражу я... Отступив в кулисы, Беатриче подумала, что этого мгновенья ждала всю жизнь, как и своего Бенедикта. Как странно сценический Бенедикт в самом деле поцеловал её в финале! Глаза Беатриче были затуманены несбывшейся мечтой: А вдруг это не сон?
- Молодец! - артисты подходили, обнимали, жали руки, несли бокалы с шампанским. Но пить Беатриче не могла: она все ещё была в третьем измерении - театральном образе.
Утром соседка по номеру сказала: - А я была вчера в театре. Не думала, что бродячая труппа может что-нибудь путное. У них прима Калугина - довольно сильная актриса. Её, наверно, в Москву пригласят, а то завянет в провинции.
- Калугина? Это - я! - подумала бывшая Беатриче. Ведь в программе не была изменена фамилия заболевшей актрисы…
Беатриче поехала на завод. - Зря в театр не пошли, - оказали ей на заводе в цехе. – Право, не плохой спектакль, артисты хорошие.
- Хорошие? Даже я? Актриса одного спектакля и всей жизни? Впрочем, никто ведь никогда не узнает, что Беатриче - не профессионал. Командированный инженер вздохнула украдкой и танцующей походкой двинулась вдоль сборочного конвеера.
Опубликовано также в книгах "Под парусом Мечты"(2009) и "Школа счастья"(2012)
Свидетельство о публикации №207091900091