Москва - Владивосток
идея – О. Кравченко
От Москвы до самых до окраин…
Многосерийный художественно-публицистический фильм.
Сценарная заявка.
Никогда не приходилось задумываться: оказывается, у дальних поездов каждые двести-триста километров меняют локомотив (который так и ездит на своем отрезке туда-сюда). Машинисты – меняются.
А начальник поезда, проводники – все, кто едут в вагонах – они едут от начала пути и до конца.
Пассажирский поезд Москва – Владивосток отправляется от «Трех вокзалов». Один поезд – с Ярославского, другой – с Казанского.
Тех, кто едет до Владивостока, обычно немного. Едут по-разному: кто-то до Самары, кто-то до Нижнего, кто-то – до Челябинска, кто-то – до Свердловска (станция в Екатеринбурге по-прежнему, «по-советски», называется «станция Свердловск»)… Кто-то едет на Байкал…
Первые две тысячи километров идет так называемый «бархатный путь». Нет стыков рельсов, нет привычного перестука колес, поезд лишь ровно шумит колесами, да иногда стучит буферами на стрелках…
Лишь после Урала колеса вагона начинают мерно стучать.
На третьи сутки поездки – привыкаешь, не замечаешь ни стука, ни движения поезда. Замечаешь остановки.
На станциях, особенно на маленьких полустанках, продают всякое. В основном, еду – картошечка горячая с маслицем у бойких старушек, лучок зеленый, пиво, мороженое. В Гусе Хрустальном – предлагают стеклянные и хрустальные изделия самого разного назначения – безвкусные аляповатые люстры и – наряду с ними – дивной работы бокалы (на местной фабрике с работниками расплачиваются не деньгами, а продукцией)…
Ближе к Уралу – прямо в окна вагонов с перронов предлагают турецкие и китайские кожаные (и попроще) шмотки…
В Сибири, где поезд останавливается у очередной реки, – торгуют рыбой. Всякой. «Экологически чистой». А у Байкала – омуль. Вяленый, копченый, сушеный, жареный в масле, с картошечкой и просто так. Во всех видах. «Славный корабль – омулёвая бочка»…
Одна за другой проходят мимо окон станции: Красноярск – Иланская – Тайшет – Нижнеудинск (здесь на перроне нет сдачи с пятидесяти рублей) – станция Зима – Иркутск – Слюдянка – Архара (вот откуда – архаровцы!) – Хабаровск…
Еще есть станция по имени Тайга…
Страна контрастов. Покосившиеся домики за покосившимися заборами – но какие огороды!!! И – новенькая «Тойота» у этого кривого забора…
Рассказывают, что японцы, которых привозят на экскурсию в «город-порт Находку», все как один выстраиваются на видовой площадке города не в том направлении, куда им показывает гид на современный город, а ровно в противоположном: они смотрят на покосившийся наш «частный сектор», где стоят СВОИ кривенькие домики на СВОЕЙ земле. И бедные богатющие японцы дико завидуют – «сянь-мянь-чуо-муо!»… Каждый из этих туристов состояние бы свое отдал за обладание таким маленьким домиком с таким маленьким садиком!.. И какой бы это был садик в руках японца!..
Тем не менее, страна наша замечательна не только покосившимися заборами у заброшенных колхозных амбаров.
Невероятной красоты пейзажи Урала, Сибири, дальнего Востока мелькают за окнами поезда. Краски этих картин – непривычны для человека, живущего в Европе. Другая насыщенность цветов, вообще другая цветовая гамма... Закатное солнце здесь – вдвое больше, оно не кажется двадцатикопеечной монетой, оно как огромный раскаленный жаркий круг, не помещающийся в проеме окна поезда!..
Здесь другая растительность, здесь жирные, сочные, темные томные листья в кронах деревьев, такие толстые, что кажется, что их можно есть. И странно, что это не другой континент – это наша страна…
Двухвековой давности арки моста (без реки!) на подъезде к Краснотуринску – огромной высоты. Ровные ритмичные каменные полукружья. Параболической формы сооружения напоминают то ли древнегреческие акведуки, то ли строения пришельцев. И – ни одного человека на сотни километров вокруг… Лишь поезд идет на фантастической высоте над землей, и странно, что он не падает с такого узкого пути.
Но самое главное – люди. Случайные попутчики на второй день поездки делаются почти друзьями. Кто-то едет с детишками, здесь – парочка новобрачных, здесь военный едет домой…
Эти люди и будут героями будущего фильма.
Картина не должна представлять собой подобие акции телеканала с прицепным вагоном для корреспондентов и остановками для репортажей. Нет.
Попутчики съемочной группы в вагоне, проводники, официанты вагона-ресторана, милиционеры сопровождения (с рассказами о своих случаях из практики), простые люди – вот на кого смотрит объектив камеры. Эти люди могут быть и случайными, а можно и специально «скооперироваться» с кем-то для поездки, найти интересного собеседника… «Навру с три короба – пусть удивляются»…
Это будет фильм-наблюдение, «фильм-взгляд-изнутри»…
Вся поездка до Владивостока занимает без малого неделю.
За эту неделю можно снять материал для большого цикла фильмов, который будет востребован ведущими телеканалами страны.
В свете сегодняшнего юбилея Российских Железных Дорог авторам представляется целесообразным привлечь РЖД к производству цикла.
P.S. Одна из ведущих продюсерских компаний Москвы уже приступила к производству большого цикла работ на основе ФОТОматериалов под названием «Россия из окна поезда».
Свидетельство о публикации №207092000175