Бессмертие метека

М.Масленников

БЕССМЕРТИЕ МЕТЕКА.
(название рабочее)
К 90-летию композитора М.Вайнберга
Документальный фильм (худ. публицистика), 59 мин.
Сценарная заявка.

У этого человека два имени. Все звали его Мечиславом, Мечиком, Метеком…
Но в историю музыки он вошел как Моисей Вайнберг, друг знаменитого Дмитрия Шостаковича, муж дочери великого Соломона Михоэлса…
Вайнберг – что называется, «широко известный в узких кругах» человек, личность не просто неординарная, но трагическая. Его музыка исполнена драматизма и в то же время теплоты. Его судьба полна неожиданных поворотов и фантастических встреч. Она в своем роде – прототип истории героя фильма «Пианист» Романа Полански. Постоянная необходимость скрываться, постоянное ощущение слежки за собой, буквально облегчение при аресте, которого ждал много лет… КГБ, Лубянка, Бутырка… И – фантастическая, светлая музыка при всем при этом!... Достаточно вспомнить, хотя бы, «Тегеран-43», , «Афоня», «Летят журавли»!..
Вдова выдающегося композитора и музыканта Ольга Юльевна Вайнберг весьма интересный и своеобразный человек. Невероятной интеллигентности, деликатности и широчайшего кругозора. Она была его второй женой, уже после Натальи Соломоновны Михоэлс, и могла бы рассказать зрителю много интересного.
Вся эта история – в своем роде, как говорят в кино, «уходящая натура», как ни цинично это звучит. Многие друзья Вайнберга – Борис Чайковский, Юрий Левитин – уже ушли из этого мира, другие – Георгий Данелия, Валентин Берлинский, Владимир Наумов, Борис Покровский – уже немолоды…
25 декабря в ММДМ (Доме Музыки) состоялась Мировая Премьера оперы Вайнберга «Пассажирка» (запрещенная по известным причинам в СССР), в которой бывшая заключенная концлагеря много лет спустя встречается со своей надзирательницей.
Этой темой Вайнберг «болел» всю жизнь.
С автором либретто А.В.Медведевым тоже можно встретиться и поговорить.
Конструкция фильма может строиться следующим образом.
Неизвестного актера драматического театра приглашают сниматься в художественном фильме в роли композитора и дирижера, прототипом которого оказывается Вайнберг. Актер приезжает на Мосфильм, там его гримируют, делают с ним фотопробы и т.д. Для вящей убедительности образа наш актер начинает дотошно изучать биографию своего прототипа, он встречается с его друзьями, знакомится с вдовой, ходит в Консерваторию и т.д. У него может быть, например, приятель-документалист, и в монтажной они вместе будут смотреть кадры старой хроники, вплоть до кадров из Освенцима или Саласпилса, художественные фильмы и мультики, к которым Вайнберг в свое время писал музыку… Какой-нибудь известный сегодняшний дирижер будет учить нашего героя правильно держать дирижерскую палочку… Словом, вся история Вайнберга открывается нам через призму взгляда молодого актера.
Фильм обещает быть очень музыкальным.


Рецензии