Под ликом Лунуса

Сегодня хорошая ночь. Лунус вышел на небо, поэтому охота будет хорошей. Мы бежим всемером. Нас ведет Хуркса – наш вожак. Слева от меня – Гур, справа – Вакша, оба мои братья от одной матери. И мы все в стае – братья друг другу. Не пойдешь на охоту с тем, кому не доверяешь до конца.

Мы бежим по неглубокому снегу, покрывшем Большое поле. Потом будет Лес, затем Река, а потом горы, где живут Существа. А возле гор – хузы, где живут тшинкши. Мы идем на тшинкшей – тварей, у которых мало волос.

Впереди – холм. Мы взбираемся туда и славим Лунуса за удачную охоту. За охоты, что были. За охоты, что будут. Пока есть Лунус – есть охота, живет племя. А Лунус будет всегда.

Мы на холме. Хуркса становится в середину, мы окружаем его, поднимаем лапы вверх и воем: «Лу-у-уну-у-у-у-ус!!!» Лунус радуется нам, его желтый лик улыбается нам. Слава Лунусу, слава охоте! Отцы наши охотились на тшинкшей, мы охотимся на тшинкшей, сыны наши будут охотиться на тшинкшей – так хочет Лунус, и это по нраву ему. И Существа ему не указ. Тшинкши – пища для нас, из века в век. Лу-у-уну-у-у-у-ус!!

Хуркса бежит дальше, а мы за ним. Хуркса бежит на задних лапах, как Существа. Он уже давно научился так. Каждый вожак ходит на задних лапах. Каждый в стае старается бежать на задних лапах. У меня получается лучше всех. Потому что я, Зак, сын Инсы Толстого, я буду вожаком и буду вести стаю, нет, несколько стай на охоту. Слава Лунусу!

Мы в Лесу. Он – великий, и требует почитания. Потому все, даже Хуркса, опустились на четыре лапы. Велик Лес, но Лунус главнее. Не будь Лунуса, не было бы и Леса. Воздух в Лесу не такой, как в поле. И запахи другие. Вот здесь проходил днем Большой Конь. А вот здесь сидел Грюнкс. Он не спит зимой, как остальные грюнксы. Он стар и скоро умрет. Потому ходит по Лесу, пугает всех.

Мы покидаем Лес. Впереди Река, она спит, и мы пробегаем по ней. Мы на земле Существ. Впереди мы видим огни в хузах тшинкшей.

Существа мудрые. У них много вещей. Они дают вещи своим рабам – тшинкшам. А мы забираем эти вещи себе. У Хурксы тяжелая палка с большим серым полукругом. Он острый и тяжелый. Хуркса сильный, он убил упрямого Варву и стал вожаком. Убил этой палкой с полукругом. Одним ударом. Хуркса никому не дает прикасаться к своему оружью.

У меня тоже есть оружье, мне подарил его мой отец, Инса Толстый: деревянная палка с тремя зубами – троезуб. Отец говорит, что это оружье приносит удачу в охоте. Отец говорит, что убил этим оружьем много тшинкшей. Отец научил меня пользоваться им. Я убил троезубом молодого большого коня, когда была суровая зима, и тшинкши ушли из хузов, и нечего было есть. Я принес большого коня домой, и отец похвалил меня перед всем родом. Слава Лунусу! Я отрезал от коня хвост и привязал его к троезубу, чтобы все видели доблесть.

Мы возле тшинкшевских хузов. Тшинкши спят. Они дневные твари. Сейчас много тшинкшей станет нашей добычей. Мы заберем у них много вещей. Я хочу полосу из твердой кожи. У Вакши есть такая. И у Гуйды есть. Сегодня будет у меня.

Хуркса снова опускается на четыре лапы. Мы все опускаемся на четыре лапы. Сейчас нужно быть бесшумным. Мы подкрадываемся ближе к одному хузу, он большой, шагов как дважды пальцев на лапах.

Перед охотой Хуркса обещал показать нам что-то дивное. Он достает из большой торбы палочки, трет ими друг о друга и – о, Лунус! – появляется огонь! Хуркса – умелый охотник! Хуркса говорит нам взять грязную ткань, которую мы взяли перед охотой. Мы суем ее в огонь, она издает густой дым. Хуркса говорит бросать ткани в дырки на стенах. Троезубом я разбиваю блестящую корку на дырке и бросаю туда дымящую ткань.

Потом Хуркса говорит прятаться за стеной. Хитер замысел Хурксы! Тшинкши шумят в хузе. Из дырок в стене валит дым. Я крепко сжимаю троезуб в лапах. Сегодня славная ночь!

Вход в хуз разламывается пополам, из него выскакивают тшинкши. Но Хуркса приказывает стоять. Тшинкшей все больше и больше. Их много пар. И тут Хуркса ревет: «Луну-у-у-ус!!», и мы все выпрыгиваем из-за стены и набрасываемся на тшинкшей. Я вонзаю троезуб в туловище большого тшинкша с белыми волосами на голове. Красная пелена застилает мои глаза. Я бью в другого тшинкша, потом в третьего… И вот, наша добыча готова. Я беру своих тшинкшей и связываю их веревкой. Они – моя доля. Одного я отдам отцу. Самого лучшего – с белыми волосами. Будет хорошее украшение на шлеме моего отца, Инсы Толстого. А остальных я возьму себе. Зима будет тяжелой – утром небо вещает о том.

Каждый из нас занят своей добычей. Но я закончил быстрее всех. Я хочу полосу из твердой кожи. И я знаю, где ее взять – в хузе. Там дым, но я, Зак, сын Инсы Толстого, я буду вожаком! Я вбегаю в хуз. Чудно живут тшинкши. Неудобно. Я бегаю между дивных вещей, которые я не могу описать, везде разные ткани. Я слышу, мои братья из стаи тоже в хузе. Я ищу полосу. Пока ищу, беру себе гладкую тшинксовскую шкуру, которая не закрывает передние лапы, но греет грудь и спину. А под шкурой – слава Лунусу! – я вижу толстую полосу из твердой кожи! И это не простая полоса – на ней блестящие точки, похожие на ощупь на зубья моего оружья. Я хватаю подарок Лунуса и выбегаю из хуза – в хузе много дыма, и много огня.

Мы берем добычу, каждый свою, и бежим к реке. А потом через Лес. А потом на холм. Мы становимся в круг, поднимаем головы и руки к небу и хвалим Лунуса за его милость к племени. «Лу-у-уну-у-у-ус…» Торжествующий наш вой разносится далеко вокруг. Пусть все знают, даже Существа, что пока есть Лунус, мы охотимся на тшинкшей. А Лунус будет всегда. А значит, и племя – вечно. Лик Лунуса висит над Лесом. Мы берем добычу и идем домой. Где тепло. Я сделаю из волос самки тшинкша второй хвост на свой троезуб. Хороший хвост. Длинный и цвета вялых листьев. А черепа тшинкшей поставлю возле дома, чтобы все видели – Зак, сын Инсы Толстого, знает, что такое доблесть!


Рецензии