Записки Рыжего

Записки Рыжего


1

Сегодня я увидел его впервые. Это был человек. Мужчина. Он приехал на автомобиле. От машины сильно пахло бензином. Недалеко была заправка. Он, по-видимому, только что заправил там свою машину. Я сидел возле эстакады и грел свою морду на солнце. Когда человек вышел из машины, я отбежал и сел поближе к кустам. Он меня заметил и помахал рукой. Странный какой-то… Мало ли чего ожидать от этих людей? Сейчас рукой машет, потом камень кинет. Не доверяю я им. Злые они, люди, непонятно из-за чего
Как вкусно запахло! Я проглотил слюну и облизнулся. Человек сидел на пороге машины и ел что-то вкусное. Пахло хлебом, мясом и сыром. Я стал жадно втягивать воздух ноздрями. Слюна выделялась с бешеной силой, до головокружения. Был уже день, а я сегодня еще ничего не ел. От голода я даже непроизвольно заскулил. Человек обратил на меня внимание и что-то бросил в мою сторону. Камень?! Я шарахнулся и хотел было бежать прочь. Но запах остановил меня. Это хлеб. Не все люди бросаются камнями. Я медленно подошел к куску хлеба; глаза мои были сосредоточены на человеке, на хлеб я даже не смотрел, шел по запаху. Кусок словно растаял у меня в пасти. Вкусно. В животе еще больше забурлило.
- Иди сюда, – человек позвал меня.
Но я развернулся и отбежал подальше. Никогда не знаешь, чего ожидать от людей. Ладно, лучше пробегусь по лесу вдоль шоссе. Ради куска хлеба не стоит рисковать жизнью и здоровьем. В весеннем лесу больше возможности прокормиться.

2

Утром встретил своего брата. Лежали, грелись на солнышке, вспоминали родных и разговаривали о людях.
- Меня недавно человек хлебом угостил, - решил похвастаться я, зная, что брат ищет подкормки в соседнем селе и чаще видит людей.
- Видно, сытый уж он очень был, - зло ответил брат. – Меня вчера в деревне так один пнул, что до сих пор в боку болит. Ни за что, ни про что. Иду себе, никому не мешаю, а тут вдруг такое нападение. Всем бы им глотки перегрыз.
- Да не все же они такие, – решил возразить я.
- Все – не все. Люди – одно им название. Изверги просто. Живут в тепле, в уюте, сытые, одетые, а с другими не делятся. Даже еду выбрасывают как-то странно. Нет бы на землю вывалить: я бы вылизал все до последней крошки. Так они все в целлофановые пакеты упакуют, узлов таких понавязывают, что потом ни зубами, ни когтями разорвать невозможно. И чего ее выбрасывать, еду-то? Ведь пахнет еще хорошо, до одурения аппетитно пахнет. Странные эти люди. Ни себе, ни зверям.
Слушая брата, я задремал и вспомнил наших родителей. Жили они когда-то у людей в доме, были сыты и ухожены. Ели и пили из тарелок, лежали и спали на ковриках. Потом люди собрались куда-то уезжать, вещи все упаковали, а собак оставили на улице. Тяжело было родителям на первых порах. Мать была беременна нами. Оба не привыкли самостоятельно добывать себе пропитание. Сначала околачивались возле мусорников, ожидая подачки и избегая таких же голодных сородичей. Кошкам и то легче. Они хоть могут запрыгнуть в мусорный ящик и вдоволь в нем покопошиться. Собакам получалось лишь перевернуть ящики, за что и получали от местных дворников. Потом начались отстрелы бродячих собак, и родителям пришлось уйти в лес. Там мать и родила нас. Младшие брат с сестренкой умерли от холода. Еще один брат умер от ран, полученных в драке с одичавшими сородичами. Старшую сестру забили палками люди, когда она украла кусок тухлого мяса. Самое страшное случилось, когда нашу мать сбила машина. Как мы все тогда плакали. Ведь это мама научила нас искать и выкапывать корешки растений и личинки насекомых, на которых можно было долго продержаться и без мяса. Мама всегда аккуратно переходила дорогу, была примером для нас. А в тот вечер пьяный водитель на бешеной скорости задавил маму на обочине. Мы ее утащили в лес и там похоронили. Помню, она пахла бензином и шинами. Так мы остались без матери, выросли и разбрелись по местности. Бывает, конечно, встречаемся, но у каждого свои дела, свои заботы. Отец наш до сих пор бродит где-то по лесу, от старости он стал злой и слепой.

3

Дождь продолжался еще с ночи. Я уже весь промок до костей и хотел немного обсохнуть под эстакадой. Недалеко стояла машина. Я почуял знакомый запах. Это снова тот человек. Он сидел в машине и пил что-то горячее, потому что стекла сразу запотели. Потом стекло немного опустилось – человек закурил. Не перестаю удивляться людям: зачем делать то, что вредно и противно? Я несколько раз нюхал окурки сигарет, иногда даже пробовал жевать их – мало приятного.
Человек вышел, выбросил сигарету и подставил лицо под дождь. Я почувствовал его состояние: он нервничал. К тому же на земле валялось несколько окурков. Освежившись, мужчина потянулся, оглянулся и увидел меня, мокрого и дрожащего. Он свистнул, потом достал что-то из машины и положил на землю. Оно пахло, но я оставался на месте. Через несколько минут человек завел машину и уехал. Я долго смотрел ему вслед, затем вышел из укрытия и подошел к угощению. Это был большой бутерброд. Он пах другим человеком. «Так, наверное, пахнут женские руки», - подумал я и с аппетитом съел бутерброд. «Это приготовила его жена, - продолжал я свои размышления, стоя под дождем. – Почему же он не съел его? Не голоден? Не может быть; мужчина выглядел уставшим с дороги, к тому же от машины шел горячий воздух. Все это означало, что человек с раннего утра в пути. Нервы. Когда нервничаешь, аппетит пропадает. И курил он слишком много. Что-то не ладится на работе.»

4

В третий раз я встретил человека на том же месте. Погода была замечательная. Это было ровно через неделю. Я взглянул на солнце – и это было ровно то же время. Интересно, как люди ориентируются во времени, ведь они так редко смотрят в небо? Говорят, у них есть специальное приспособление, часы. Но зачем что-то изобретать, если природа сама может подсказать? Вообще, сколько ненужного и плохого придумали люди.
- Рыжий, иди сюда.
Я с удивлением оглянулся: сзади никого не было. Человек, явно, звал меня. Сначала я опешил.
- Рыжий, Рыжий, - человек присел на корточки и протянул ко мне руки.
Я вдохнул носом: пахло бензином, табаком и чем-то вкусным. Человек бросил мне печенье. В этот раз я лишь пригнулся к земле, но не убежал. Потом взял печенье, глядя прямо в глаза человеку. Печенье оказалось хрустящим и сладким. В своей жизни я редко ел сладкое. Мне понравилось. Человек положил еще одно печенье на ладонь и протянул мне. Чувство голода вытеснило из меня чувство страха – я подошел и аккуратно взял печенье. Только отойдя пару шагов назад, я его съел. Так повторилось несколько раз. Затем мужчина своей второй рукой погладил меня по голове. Такого чувства я еще никогда не испытывал. На мгновенье я зажмурился от удовольствия: меня впервые гладил человек. Как приятно, какое тепло излучала эта голая ладонь. Не знаю, с чем сравнить эту сладкую дрожь, пронявшую мое тело. Я вспомнил, как мама облизывала меня своим теплым языком. Но это было так давно. А сейчас это был человек, один из тех, от которых я привык получать только боль. Теперь человек гладил меня так ласково и нежно. Я стал разглядывать его: он был высокий и сильный, и тоже рыжий. Он улыбался, показывая свои крупные белые зубы.
- Рыжий, ты такой же рыжий, как я, - сказал человек и почесал меня за ухом. Щекотно.
Странно, люди столько лет живут возле нас и никак не могут научиться нашему языку, совершенно не понимают нас. Неужели Бог их обделил чем-то? Ведь все животные понимают друг друга и человека в том числе. В наше время люди так далеко отошли от природы, что перестали даже друг друга понимать.

5

Я носился по лесу как ужаленный осой, поднимая в воздух старые сухие листья и гнилые щепки. Воробьи с удивлением глядели на меня. А я не мог прийти в себя.
- Меня гладил человек! – я орал на весь лес.
Счастью моему не было предела. Я подпустил к себе человека. Человек стал моим другом.

6

Через неделю в то же время я ждал его. Ждал с нетерпением. И он приехал.
- Рыжий, привет. Посмотри, что я привез тебе. Я рассказал о тебе своим жене и детям. И они передали тебе гостинец.
Человек высыпал передо мной горку косточек. Я с жадностью накинулся на них. Самые крупные я тут же закопал возле кустов на будущее. Я уже не стеснялся есть перед ним. Я не боялся отвернуться или опустить голову. Я знал, что этот человек не бросит в меня камень. Наверное, впервые в жизни я наелся.
Он снова меня гладил. Я положил морду ему на колени и от блаженства закрыл глаза. Надо будет рассказать своим, что я с закрытыми глазами позволил человеку гладить себя. Человек курил, пил кофе и рассказывал мне о семье, о работе, а я слушал и наслаждался теплом его рук. Даже дым сигарет и запах кофе теперь не казались мне такими противными, как раньше.
- Ну все, Рыжий, мне пора. До встречи через неделю. Береги себя.

7

Так прошло лето и наступила осень. Мы с человеком виделись раз в неделю. По его рассказам, он ездил куда-то по делам, а возвращался всегда другой дорогой. На этом месте в лесу, возле эстакады, он делал привал, обедал, пил кофе. Иногда он открывал капот своей машины, что-то откручивал, что-то наливал. Оттуда всегда пахло горячим моторным маслом. Часто протирал стекла, фары, вытряхивал коврики.
Человек даже разрешил мне заглянуть в салон автомобиля. Я сначала застеснялся: ну куда мне, с грязными лапами в такую чистоту? А когда мужчина расстелил газету, я довольно удобно расположился на переднем сиденье. Там было чисто и мягко, а пахло еще другими людьми. Какая-то штука висела на зеркале, болталась и выделяла запах, которой человек уже насквозь пропитался. Запахи внутри машины были новые для меня, в природе я таких не встречал. Я понюхал руль; он пах теми женскими руками, которые заботливо готовили обед мужу. Интересно, какая она? И любит ли собак?
Как я привык к человеку. Эти редкие встречи приносили мне столько счастья. Целую неделю я жил ожиданиями, а потом смотрел и слушал. И не хотелось расставаться с человеком. Я полюбил его. Иногда мне хотелось броситься к нему в объятья и облизать ему лицо. Но я не мог представить, как человек воспримет это: вдруг он обидится, вдруг перестанет дружить со мной. Поэтому такие порывы безудержной страсти приходилось душить в себе.

8

Этой ночью я спал очень плохо. Было холодно, выпал первый снег. В этом году что-то очень рано – октябрь только начался. Сон снился непонятный и страшный: будто я бегу по мосту, а навстречу мне человек бежит. Мост длинный, мы долго бежим. Вдруг мост исчезает, и человек падает в воду. Вода грязная и бурлящая. Я тоже падаю… и просыпаюсь.
Сегодня он должен приехать. А я пока побегаю по лесу, поищу чего-нибудь. Если зима настанет слишком рано, так уже ничего нельзя будет найти под снегом. Я схватил немного снега, клацнул зубами. Фу, холодно, все-таки!
Его еще нет. Странно, он никогда не опаздывал. А, может, он больше не приедет, может, он нашел другую собаку? Да нет же, он ведь обещал. Но почему его нет? Я вышел на обочину; дорога блестела от льда. Как скользко! Даже лапы разъезжаются.
А его нет.
Я пристально смотрел в ту сторону, откуда приезжал человек. Время шло, а его все не было. Вдруг мимо меня из-за спины пронеслась машина с мигающими огнями и противным воющим сигналом. Я даже вздрогнул и прижал уши. Вслед за ней проехала вторая машина.
И вдруг тревожное чувство охватило меня. Я понесся за ними по обочине. Я бежал и сердце мое бешено билось. Когти скользили по льду, а мысли были направлены вперед. Не знаю, сколько я бежал, но вдруг страшный запах ударил мне в ноздри. Смешались запахи разных машин, разных людей. Среди них я явно чувствовал его запах и запах крови. Через несколько минут я увидел все собственными глазами: передо мной поперек дороги стоял огромный «Урал», а вплотную к нему – знакомая мне машина. Она была помята, вокруг валялось битое стекло. Люди в белом вытаскивали человека из его машины. Стоял шум, гам, выла сирена. Я бросился к человеку и начал отчаянно лаять. Кто-то пнул меня ногой. Я не обратил внимания и продолжал рваться к нему. Его несли к другой машине, которая не прекращала выть. Я протиснулся между людьми и только успел лизнуть руку человека, как меня снова пнули в живот так, что я отлетел и скатился по льду в канаву. Машина увезла моего человека, а у меня на языке остался вкус его руки, такой холодной и дрожащей. Я не мог понять, что произошло. Люди так галдели, было столько шума. Люди из первой машины с огнями что-то измеряли на дороге, что-то писали. Я чувствовал, что случилось что-то ужасное с моим человеком, но я был не в силах помочь ему. Я стоял и ничем не мог помочь ему. Я так любил его и не мог ничего сделать для него. Никто не мог мне подсказать, чем я могу помочь. Отчаяние овладело мной: захотелось быть рядом с ним, спросить, в чем дело, почему его машина такая разбитая и стоит посередине дороги, почему он не доехал до места нашей встречи. Столько вопросов и ни одного ответа.
Через некоторое время «Урал» уехал сам, а машину человека затянули на другую, подъехавшую позже машину и увезли. Все разъехались, стало тихо и спокойно. На дороге остались куски битого стекла и лужицы какой-то жидкости. Я понюхал одну из лужиц – запах оказался знакомым. Такое человек заливал из бутылки под капот своего автомобиля. Я отчетливо вспомнил все его движения. Но что же случилось? Я выбрал самое крупное стеклышко от разбитой фары, взял его в зубы и пошел обратно.
Стеклышко я положил под эстакадой. Оно пахло человеком; я вспомнил, как он протирал фары тряпкой. Это был его запах. Как больно и тоскливо мне стало; воспоминания нахлынули и грозили разорвать сердце; слезы текли из моих глаз и исчезали в снегу.

9

Каждый день я ходил к тому месту, где последний раз видел человека. Надежда встретиться с ним вновь не покидала меня. Снег быстро растаял, осень дарила земле последнее тепло. Дорога была чистая и сухая. А вот на обочине появился небольшой крест, вбитый в землю, с искусственными цветами.
Я понимал, что случилось что-то непоправимое. Мне так не хватало человека. Я выл по ночам и никого не хотел видеть. И еще ужаснее было неведение ситуации, догадки терзали меня. Я слишком сильно привязался к человеку, тем больнее переносилась разлука. Он был единственным существом на всей земле, ради которого я готов был пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Но когда он был в беде, у меня даже не было возможности быть рядом.

10

Сегодня наступил седьмой раз, как человек перестал приезжать ко мне. Я все еще ждал его. Все эти дни в условленное время я ждал его на старом месте и ходил к месту, где я нашел стеклышко. Так же и сейчас, не дождавшись человека возле леса, я побрел к месту нашей разлуки. Жизнь текла своим чередом: машины езди туда и обратно, воробьи щебетали и перелетали с одних проводов на другие, лес прощался с желтой листвой. В воздухе чувствовалось спокойствие и умиротворенность. Лишь в моей душе уже давно жили тревога и злость, печаль и отчаяние.
Я прилег возле креста и задремал. Мне снилось, что я жду человека как обычно. И вот он приезжает. А я, не в силах больше удерживать свое желание, бросаюсь к нему на грудь и облизываю ему лицо. Он смеется и отмахивается от меня. Мы оба счастливы.
И вдруг меня разбудил знакомый звук мотора. Я подскочил и увидел его машину. Как я обрадовался! Машина снова была целая, с фарами и сильно пахла краской. Автомобиль остановился возле креста, я замер в ожидании. Но, к моему, удивлению, из него вышла женщина, бледная и грустная, с букетом цветов в руках. Она подошла к кресту, заботливо убрала с него листья и сучки и положила букет на землю. Я подошел к ней и заскулил. Она глянула на меня и протянула руки. Я повиновался. Женщина погладила меня, я облизал ее руки. Да, это она. Это о ее руках я мечтал. И вдруг женщина посмотрела мне в глаза, обняла меня и зарыдала.
- Песик, песик, нету больше моего рыжего. Нет его, слышишь?
Женщина стояла на коленях и плакала, слезы капали вниз на землю. Я осмелился и лизнул ее щеку, теплую и соленую от слез. Она не оттолкнула меня. Она продолжала гладить меня и плакать, а я облизывал ее лицо и сходил с ума от ее нежного запаха. Когда женщина немного успокоилась, она снова посмотрела на меня.
- Он рассказывал мне о тебе. Говорил, что такой же рыжий. И правда. И вот нет его. Что же нам теперь делать? Слушай, Рыжий, поехали со мной. Мы тебя будем любить, дети обрадуются. Что ты отворачиваешься?
Ну почему люди не умеют читать мысли? Ну как я с ней поеду? Я такой грязный и дикий, мне же нужен простор. Я вырос в лесу, я привык самостоятельно добывать себе пищу. Люди приручают нас, а потом выгоняют на улицу.
Как же ей объяснить, что ее муж – единственный человек, которого я любил искренне и память о котором я сохраню до конца своих дней? Я в последний раз облизал ее лицо и руки, в последний раз вдохнул их нежный и теплый запах, чтобы запомнить навсегда.
…Теперь я снова один со стеклышком и воспоминаниями.

февраль 2007


Рецензии
Пронзительно трогательно и душевно. С благодарностью, уважением и пожеланиями успехов.

Валентина Баскакова   10.04.2011 22:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.