Улагчи и Буракчин-хатун

В книге «История завоевателя мира» ал-Джувейни пишет: «После смерти Сартака, Менгу-каан отправил в Золотую орду эмиров, обласкал жен, сыновей и братьев Бату и приказал, чтобы Буракчин-хатун, старшая жена Бату, отдавала приказы и воспитывала сына Сартака, Улагчи(1), до тех пор, пока он вырастет и займет место отца. Но судьбе было неугодно, чтобы Улагчи умер в том же самом году».
Необходимо сказать, что в некоторых письменных источниках Улагчи упоминается еще в 1257 году. То есть он был жив и Берке в то время еще не мог прийти к власти.
Обстоятельства назначения Берке правителем Золотой Орды покрыты мраком неизвестности. Лишь смутные свидетельства дают повод предположить, что его возвышение прошло не совсем гладко. Для этого Берке необходимо было сначала устранить законную власть в лице старшей жены Бату-хана Буракчин-хатун. Она была матерью Сартака и бабушкой его сына, принца крови Улагчи. На этом основании эта женщина стала регентшей при малолетнем внуке и пользовалась огромным влиянием в Золотой Орде. После смерти внука Буракчин-хатун не утеряла власть и какое-то время еще удерживала её в своих руках. Она правила на законных основаниях, и в этом не было ничего необычного.
Женщины принимали активное участие в политической жизни Монгольской империи, заседали на курултаях и даже имели право голоса. Сведения об этом сохранились в средневековых рукописях. Например, арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший в 30-х годах XIV века Дешт-и Кыпчак, в своих заметках писал: «В этом крае я увидел чудеса по части великого почета, в каком тут находятся женщины. Они даже пользуются большим уважением, чем мужчины». Ибн Баттуте, привыкшему к мусульманским порядкам, было чему удивляться. Однако сами жители Золотой Орды не видели в этом ничего странного.
О высоком статусе женщин в Монгольской империи свидетельствует и фрагмент Ясы, дошедший до наших дней благодаря арабскому историку XV века ал-Макризи: «Чингис-хан предписал, чтобы женщины, сопутствующие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин в то время, когда они отлучались на войну».
Такое же положение женщины занимали на самых верхах общества. О Золотой Орде ал-Омари сообщает: «Жители этого государства не следуют установлениям халифов, и жены их участвуют наравне с мужьями в управлении. Мне довелось видеть много грамот, исходивших от царей этих стран. В них были такие слова: «мнения хатуней и эмиров сошлись на этом» — и тому подобное».
Словом, Буракчин-хатун хоть и недолго, но все-таки управляла Золотой Ордой после смерти своего внука Улагчи. Однако у неё появилась серьёзная оппозиция во главе с Берке, третьего сына Джучи и брата Бату-хана. Его давление было настолько сильным, что Буракчин-хатун решила бежать и обратилась за помощью к хану Хулагу. Тот готов был предоставить ей убежище и обеспечить своим покровительством. Однако Берке приказал схватить Буракчин-хатун и казнить её. Лишь после этого он смог прийти к власти.



ПРИМЕЧАНИЯ

1) По другим сведениям Улауги был младшим братом Сартака.


Рецензии