Ивица

 


                "Ивица"
                Рассказ


    Это было в первой половине дня перед самым обедом. Школьник третьего класса Илья принес раздвижную лестницу, приставил ее к стене дома и стал подниматься по лестнице на чердак. Его младшая на три года сестра Арина последовала было за ним, но Илья сердито закричал ей:
    - Куда и зачем ты лезешь? Ты еще маленькая и упадешь с вышины. Подожди меня внизу, а я разыщу на чердаке удочку и вернусь.
    Арина послушалась и спустилась на землю, стала под стенкою дожидаться брата.
    Но Илья долго отсутствовал. Скучно стало Арине, подняла она с земли щепку и стала очищать пыль на стене дома, побеленного известью.
    Тем временем наверху, судя по звукам, доносившимся из распахнутой дверцы на чердак, что-то происходило. Сначала там с грохотом, заставившим Арину вздрогнуть, что-то упало; потом раздался такой звук, словно что-то передвигали по доске; а вскоре послышалось легкое монотонное жужжание, словно бы включился какой-то электрический моторчик; наконец, нечто невидимое и непонятное снизу негромко застрекотало: было похоже на то, если бы длинным карандашом быстро постукивать по картонной обложке книжки.
    Арине стало интересно, что же делается на чердаке дома у дедушки, к которому они с братом на время летних каникул приехали погостить. Она кинула на землю щепку и полезла вверх по лестнице.
    Поднявшись, она через порог чердачного лаза осторожно заглянула внутрь, чтобы Илья не заметил и на нее не ругался. Она, не отрывая глаз, долго глядела на полутемное пространство. Она увидела перед собою много вещей. Где же складывать старые, вышедшие из обихода предметы, если не на чердаке?
    Брат ее, Илья, сидел на перевернутом набок ящике за покосившимся письменным столом, придвинутым к одному из скатов крыши, нахлобучив на голову тут же на чердаке им найденную дедову фуражку, и печатал на шумно стрекотавшей электромеханической пишущей машинке. Что такое печатная машинка Арина не знала и решила посмотреть, а потому и полезла на чердак. Воздух здесь был застоявшийся и горячий от нагретой солнцем кровли, едко пахло пылью.
    Подходя к столу, Арина увидела, что из ящика, на котором сидел ее брат, выпала и рассыпалась неплотно перетянутая резинкою пачка цветных почтовых открыток. Любознательная Арина подняла несколько раскрашенных поздравительных карточек. На первой печатной картинке - нарисованный, красками пастелью, розовощекий дед мороз раздавал, из красного цвета мешка, мальчикам и девочкам, веселым детям, любимые всеми подарки: конфетки, домики… На следующей глянцевой картонке с крупным величиною с картофелину носом дед мороз и синеглазая снегурочка мчались в санях, запряженных двумя оленями. За их спинами в санках в мешках красного цвета лежали подарки. Потом было несколько одинаковых открыток, где Снегурочка в огромном кокошнике и в голубой шубке, украшенной снежинками, приподнялась на носочки своих красных сапожек и волшебной палочкой зажигала на новогодней елке огоньки. На поздравительных почтовых открытках было много старой плотной пыли, и это не понравилось Арине; уже очень давно, по-видимому, их собрали, сложили и вынесли на чердак. Арина бросила обратно в ящик открытки и охлопала ладошки, отряхивая с них липкую пыль.
    Ее брат Илья все также сидел за столом и продолжал увлеченно нажимать на кнопки клавиатуры печатной машинки.
    - Что это, дедушкин компьютер? - Арина задала ему вопрос громко, чтобы он услышал сквозь шум и стрекот.
    - Нет, Аришенька, это понимаешь… Зачем ты забралась на чердак? Здесь пыль и платьице испачкаешь, - отвечал ей брат. - Такая это вещь… дедушкина печатная машинка.
    Стол был высокий. Илья сидел, подогнув одну ногу под себя.
    Арина протерла пальцами на корпусе буквы с названием машинки; стерла пыль и прочитала - "Ивица".
    Арина склонила голову к бумажному листу, выползавшему из каретки из-под литер "Ивицы". Печатная машинка, где-то внутри в утробе ее корпуса, скрипела своими вращающимися механическими деталями и издавала отчетливые глухие звуки от ударов о лист бумаги литер, укрепленных на кончиках длинных коромыслиц из потускневшей от времени стали; всякий раз в ответ на очередной удар литеры на белом листе бумаги появлялась буква; буквы росли количеством и сливались в слова. Арина шепотом читала, что было напечатано: "Добраться до образа, оплодотворив губы, которые скажут образ; образно скажут; дико, образно скажут. Дикую природу пою, дифирамбов не счесть. Прелесть за лесть не принять, ни в коем случае не выдать, а взять. Тогда, навсегда и пред тобою… А теперь сообрази и вообрази, и изобрази "трест литер". Где-то проходит рядом с парком литерный поезд. Поезд "литер" дает гудок, и пробуксовывают жадные до дорог, до дорожи в дрожь колеса отправляющегося в путешествие состава. Вразнос… созвучно взасос! Пробуксовывая, литер колесам литерного поезда отправка дана. Кондуктор вскочил на подножку… литературного поезда. Треск жадный печатной машинки, белые чистюли-листы пропечатывающей жирно составом черными красками …".
    - Что ты пишешь? - спросила Арина у брата.
    - Перепечатываю, - поправил ее вопрос Илья и отвечал. - Здесь на столе лежала страница, вырванная из книги.
    - Посмотри, а на другой ее стороне на полях что-то чернилами написано.
    - Потом прочитаешь. Я перепечатаю эту страничку, а ты напечатаешь то, что написано на обратной стороне листочка. Не мешай мне.
    И чтобы не быть назойливой, никому не мешать, Арина отошла от стола и стала оглядываться в полутемном помещении. Дальше дальнюю треть пространства чердака перегораживал, поставленный поперек, приземистый книжный шкаф; за стеклышками в его дверцах, на его полках стояли книги.
    Арина поправила на руке электронные часики, которые ей недавно подарили родители в день ее рождения. На циферблате у них был нарисован крокодил, но голова его была не нарисована, и когда Арина подносила к глазам руку, на которой у нее на ремешке теперь всегда были часы, крокодил качал головою, словно каждый раз он о чем-то напоминал хозяйке часов.
    На том боку книжного шкафа, который был слегка повернут к Арине, она увидела наклеенные на его поверхности переводные картинки: уже очень вылинявшие, полустертые. Семейство картинок было: на одной изображена картофелина и буква К; на другой изображен глиняный горшок и буква К. Арина догадалась - слово "Каша".
    Арина открыла дверцу шкафа и указательным пальцем провела по одной из полок, оставляя пальцем на лакированной ее поверхности ясный след. За второю дверцей шкафа на нижней полке перед книгами лежал невесть кем сюда положенный обгрызанный по краям кусок шербета, снизу растаявший и безнадежно припаявшийся к полированному полку, а сверху этот кусок восточной лакомой сладости был покрыт толстым слоем черной пыли, пропитанной растаявшим от жары сахаром. Арина протянула было руку, чтобы стерать пыль с корешка книги, стоявшей за куском шербета, чтобы прочитать ее название, но в этот миг пришел сигнал вызова на ее мобильный сотовый телефон.
    Арина закрыла дверцу книжного шкафа и достала из кармашка на поясе платья трубку своего телефончика.
    - Мы с Ильей на чердаке… Хорошо.
    Арина вернулась к столу. Илья все еще перепечатывал, но медленно шло это дело у него, только до середины текста на страничке он добрался.
    - Обедать позвали. Когда я буду печатать? - спросила Арина у брата.
    - Не мешай.
    Илья отвлекся и на своих ручных больших взрослых на массивном стальном браслете электронных часах он установил время на режим таймера.
    - Как только мои часы подадут сигнал, ты сядешь на место за печатной машинкой. Через десять минут
    - Нас обедать звали.
    Илья ничего не ответил и вновь положил руки на клавиатуру "Ивицы".
    Шкаф с книгами загораживал остальное пространство чердака, Арина протиснулась с краю у самого низа кровли. И оказалась Арина за шкафом: Илья, он третьеклассник, уже большой крупный мальчишка, у него не получилось бы так ловко туда пробраться. Здесь с той стороны в слуховое оконце светило солнышко, позвякивало в оконце разбитое стеклышко, свежий ветерок через эту щелку в стекле влетал на чердак.
    В углу на чердаке в серой пыли лежали рыбацкие сети, рядом с ними чемоданчик с рыбацкими снастями и телескопическая удочка. Сети были разные: "чебачка", сеть с режью, но большинство сетей было с крупною ячейкою. Арина взяла удочку и вернулась обратно.
    - Нашла! - объявила Арина, выбравшись из-за шкафа, брату Илье.
    Илья увлеченно печатал, и поэтому проделок сестры он не видел, и ничего не слышал из-за треска литер печатной машинки и шелестящего шума элетрического моторчика.
    Когда Арина подошла к столу, то споткнулась о шнур электропитания и выдернула вилку шнура из розетки. Шум моторчика печатной машинки стих.
    - Что я наделала! - испугалась Арина, сидя в пыли и потирая ушибленную ногу.
    Илья вскочил из-за стола от машинки. Поднял он Арину и стал отряхивать паутину с ее коленок и платья.
    - Не страшно, Ариша, - успокоил Илья. - Это ведь не старенький обычный компьютер, а дедушкина "Ивица", память у нее не стирается.
    Вновь вставил вилку в розетку Илья.
    Арина показала Илье удочку.
    - Нашла!
    Илья широко до ушей, как это он умел, улыбнулся.
    - А ну-ка, покажи. Садись, теперь ты печатай.
    Кому или чему - Арине или удочке он улыбнулся?
    Арина устроилась за печатной машинкой.
    - Тарахтушка, - сказала она об электромеханической печатной машинке.
    Перевернула лежавший рядышком с "Ивицей" листок из книги и принялась перепечатывать: сначала то, что было написано на полях страницы чернилами.
    "Ивица", завод "Курск Счетмаш".
    "Рукописи действительно, оказалось, "не горят". Их можно восстановить по наитию. Запросто. По духу. Просто по смыслу. Подумать и ясно увидеть преданные огню оригиналы. Непоседливые внуки увидели страницу, вырванную из моей книги. O, frs, rate, rate! "- Фарс, Джурбальс, фарс!!."
    Она (речь в рассказе новеллиста шла, вероятно, о телевышке?) была высокого роста, полная и приятной наружности. ...Душа у нее была деликатная, и хотя она обращалась со своими девицами, как с подругами, но все же любила повторять, что они с ней "не одного поля ягоды" (Мопассан "Заведение Телье").
    "- Фарс, Джульбарс, фас!.."

    28 декабря 2017 г.
    08 февраля 2022 г.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.