Конкурс чтецов

А теперь собственно о конкурсе. Если честно, то победителей любого конкурса чаще всего определяет не талант участников, а состав жюри… Это и в прямом, и в переносном смысле. Так, если в жюри конкурса чтецов будут актёры, – конкурс превратится в конкурс актёрского мастерства. Если в жюри - филологи, то конкурс превратится в соревнование по правильности речи, по точности произношения. Если в жюри - эстеты, - он станет конкурсом красоты. Если театралы, - конкурсу будут подвергнуты дополнительные средства, помогающие достичь цели; сделать прочитанное произведение - более театрализованным, такие как: музыка, пластика, костюмы, аксессуары, мебель, предметы быта, жестикулирование, хореография, мимика, вокал, обыгрывание каждого слова и каждой эмоции…
Но дело-то в том, что всё это «дополнительное» никакого отношения к конкурсу чтецов – не имеет! Конкурс чтецов – это когда чтец – за ширмой, а мы можем слышать только его голос, только его правду, его эмоции, его восприятие этого произведения. Когда только голосом, дикцией, интонацией, тембром, темпом, ритмом, возгласами, шёпотом, - передаётся настроение, доносится смысл произведения. Когда обыгрывается каждое слово, но не движением тела, а движением звука! И мы можем почувствовать, чем созвучно данное произведение, написанное столетия назад – нашему времени? Мы можем понять его. Мы можем ощутить трансформацию, произошедшую в произведении: из-за времени, прошедшего со времени написания; из-за изменений, произошедших в обществе; из-за перемены нравов и обычаев…
Первое, что меня удивило, это то, что в конкурсе заявлена поэзия и проза в равной доле. Звучала же в основном – поэзия. Справедливо ли тогда решение судей, относительно участников, пренебрегших правилами конкурса?
Второе то, что со сцены звучало много революционно настроенной лирики, в то время как в стране делается всё, чтобы уничтожить всё, что было привнесено революцией… Цель художественного творчества – вызвать переживание у слушателей, привлечь внимание к проблемам, которые ставит автор, участвовать в действии, соединяя свои чувства и мысли с содержанием произведения. Главное же для ритора – осознанное мировоззрение. Публичное слово представляет собой политическое действие. Обращение к разуму человека никогда не проходит бесследно. Так что это было? Бунт? Вечное стремление к переменам?
Третье: у каждой исторической эпохи свой идеал достоинства человека и искусства речи. На этом конкурсе мы приобщились к поэтическому искусству прошлых столетий, но каждое произведение должно сообщать нам что-то новое, чего мы до сих пор не знали. Каждое произведение должно быть исторично и в то же время перспективно для общества. Каждое - требует лёгкого изложения трудных вопросов, каждое – стремится создать общественное мнение.
Что касается конкурсантов, то здесь было всё, что можно встретить на непрофессиональных конкурсах: и страх перед сценой: дрожь, робость, неуверенность в голосе; и усыпляющая монотонность; и неестественность, наигранность; и самолюбование… Было и полное равнодушие к тому, что произносит чтец: и со стороны зрителей, и со стороны самого чтеца… Но была и истинная культура, истинная скромность, которая позволяет сделать произведение более доходчивым, чем это делает истерический крик… Было и вхождение в образ героини, душа которой разрывалась от чувств, и тело не могло устоять на месте. Жесты, порывы, обессиленные падения… Было – всё и было – по-разному. Сколько участников, столько и темпераментов, столько и способов достижения цели. Какие-то – были оправданы, какие-то – были через чур навязчивыми, какие-то недостаточно убедительными. Но главное, было о чём спорить, было что обсуждать: принимать или отказываться. Главное – было!

Первая часть статьи:
Кем являются для русскоговорящего населения - украинцы? Многовековыми алкашами с вечной лупой (перхотью), волосатыми ногами, воспалёнными дёснами и вонючими туалетами, врывающимися к нам в квартиры ненавистной рекламой с, в квадрате ненавистной, речью, перебивающей наши любимые фильмы. Людьми, для которых пределом мечтаний является холодильник «Рейнфорд» и низкий тариф, чтобы трандеть по телефону не переставая, а делать всё – ногами… Людьми, которые в угоду властям и себеподобным способны изгадить наши любимые фильмы, дублируя их на украинский язык самыми отвратительными голосами.
Люди живут, постоянно ассоциируя: события, факты, поступки, действия других людей с чем-то определённым. И украинская речь, навязываемая нам с рекламой, ассоциируется с неким раздражителем, с чем-то отвратительным, пришедшим разрушать, отнимать…
Я знаю наверняка, что в первую секунду, когда люди, дождавшись «Анжелики», с вожделением включили телевизоры и услышали её на украинском языке… В эту самую секунду, поставь перед ними правительство, принявшее закон о переводе фильмов; поставь исполнителей, озвучивших их; и дай зрителям автоматы, - 99% зрителей расстреляло бы тех, кто посмел поднять руку на прекрасное, на любимое… Этот перевод не только оскорбление старшего поколения, но и обворовывание юного! Лишение их возможности услышать великолепный перевод, сделанный профессионалами с великой любовью к своему делу. Подмена прекрасного – мерзкой халтурой! Великая наука, преподаваемая юным, что можно и так… И так сойдёт! Зачем делать лучше?
Правительство говорит, что это делается якобы для того, чтобы пропагандировать украинский язык, украинскую культуру, но для этого переводы должны стать совершенными, идеальными, великолепными… А когда «можно и так», - это и есть преднамеренное убийство украинского языка, украинской культуры. Превращение их - в грязную халтуру!
Что такое любовь? Можно ли полюбить кнут? А если его ещё и сдобрить хорошими шипами?
Если бы у правительства был разум или хотя бы совесть, то никогда оно не стало бы принимать тех решений, которые приняты сейчас! Полюбить можно только прекрасное. И обязать полюбить – невозможно. Насилием - возможно вызвать лишь - ненависть. Лютую, непримиримую! Что и было сделано. Сделано: либо преднамеренно, чтобы разъединить два народа (ведь это главное условие власти: разделяй и властвуй!); либо по недоумию… И оба эти «либо» - не в пользу нашей власти! Оба они говорят, что эта власть – не для народа, а над народом! Чтобы натравить оба народа друг на друга, унизить и ограбить, как обычно…
Умные люди знают, что глупо переделывать старое, - нужно создавать новое и прекрасное. Но, на новое, на Украине – нет средств. Новое и прекрасное – почему-то не создаётся… А старое от переделок - не становится прекраснее… Вот так и живём – изгаживая и не создавая…
14-15 сентября в рамках ежегодного фестиваля «Лесина осень» в Ялте прошёл конкурс чтецов.
Начнём с начала. Организаторы просили на конкурс 50 тысяч гривен. Держава согласилась на 20, но перечислила 15. Причём, в день отъезда, когда конкурсанты приобрели уже билеты за свой счёт…
Теперь о мэре. Уже в древние века у каждого правителя были свои глашатаи. Верховная воля доносилась до людей с площадей, с минаретов, с крепостных стен… Вероятно, развитие культуры – не является, не считается нужным делом для мэра города Ялта. Да и само государство не сделало ничего, чтобы развивать её. Всеукраинский конкурс остался без единого зрителя! В зале было человек 15 заинтересованных лиц, организаторов, спонсоров и всё… И никого из представителей власти. Я понимаю, что власти распродали все средства информации и сами обязаны стоять в очереди, ожидая, когда пройдёт реклама и платя за своё выступление огромные суммы. Власть – лишена возможности свободно общаться со своим народом. Когда-то на столбах висели тарелки радио, теперь – банеры «Клинкофф», - это явно важнее, чем украинская культура… Тем более что всё эфирное время уже поделено между людьми, рвущимися сейчас к власти, чтобы, как и прошлые депутаты, - ничего не сделать для своего народа... Привлечь к себе внимание, отвлечь от дел, отнять у людей время и уйти проедать свои совсем не маленькие депутатские зарплаты…
Председателем жюри конкурса была Раиса Степановна Недашковская. Великолепная актриса, великолепный человек. Она пошутила, мол, пошла недавно на Сорочинскую ярмарку за башмачком, а вернулась с гипсом… Почему женщина с костылями отправилась в далёкое путешествие со своими подопечными, а местные власти не побеспокоились даже о том, чтобы провезти талантливых ребят по Ялте, показать им её достопримечательности? Поступки человека говорят о нём больше, чем рекламные щиты… Так у кого больше ответственности: у этой женщины или у властьимущих?
Когда-то в Симферополе у Украинского театра общество «Просвита» устроило пикет, требуя, чтобы все спектакли в нём шли на украинском языке! Где они, эти люди, заинтересованные в развитии украинской культуры? Я искала их телефоны, но в справочной – их нет. Общество существует - инкогнито! Кричит, требует, но на спектакли и концерты, как выяснилось, – не ходит… Им тоже по барабану какая-то там Леся Украинка… Какие-то там чтецы…
Отсутствие зрителей на поэтических конкурсах – один из показателей деградации культурного уровня населения. Если даже власти продемонстрировали равнодушие, то: что говорить о простых смертных? Что произошло с нашим народом после тех лет, когда на концертах Андрея Вознесенского, Бэлы Ахмадулиной, Булата Окуджавы залы ломились от зрителей? Наша родина воспитала поколение абсолютно равнодушное к поэзии! В чём причина? В отсутствии живого поэтического материала, талантливых исполнителей или в абсолютной непотребности в этом виде искусства? Наверное – всё сразу…
Но даже то, что было представлено на конкурсе, написанное больше столетия назад Лесей Украинкой, Н.В. Гоголем, Оленой Телигой, Иваном Франко, Алиной Костенко, Миколой Олейником, звучало остро, современно. Как сказала Раиса Степановна: «Каждое стихотворение стало мини-спектаклем, мини-театром, с музыкальным оформление, с костюмом, с предысторией создания, с вполне реальным адресатом. Обычно, чтецы выбирают стихи созвучные своему душевному состоянию, и учатся стихи - на всю жизнь! И каждый исполнитель, читая со сцены про самое сокровенное, пытается вложить в произведение всю свою душу, все свои умения и таланты».
Места распределились следующим образом:
3 – Валерий Величко;
2 – Влада Котельчук;
2 – Татьяна Казанцева;
1 – Роман Лях;
1 – Денис Щербина;
1 – Екатерина Наливайко
Гран-при получила Надежда Амонова.
Чем отличаются профессиональные конкурсы от молодёжных? Наверно, в молодёжных – больше непосредственности, больше огня и задора, потому, что он вполне может оказаться единственным конкурсом в их жизни. И поэтому каждый старался сделать своё выступление – незабываемым! Вот только незабываемым кем? Им пришлось метать бисер перед пустыми стульями, а люди, которые могли бы вдохновляться их творчеством по социологическому опросу одной из радиостанций предпочли сготовить себе что-то вкусненькое и усесться перед телевизором… Они всё чаще стали забывать о своих душах. Современные молодые люди получают высшее образование, изучают английский, и приходят в концертный зал Культурного центра, чтобы нацарапать на сиденьи кресла: «FUCK»…
Что нужно сделать, чтобы люди полюбили украинский язык? Не говорить на нём гадостей, не опускаться до ширпотреба. Не навязывать и не обязывать! Украинский язык – песня! И звучать на нём должно только то, чем можно гордиться.
Какое впечатление произвёл конкурс на жюри и на зрителей? Атаман казачьего войска сказал, что это поколение будет творить чудеса! А директор театра имени Леси Украинки сравнила конкурсантов с разноцветными ленточками, вплетёнными в косу украинской поэтессы. Ребятам желали многого, но главное, чтобы каждое слово в их жизни – было благословенным!
На конкурсе звучало как раз то, чем можно гордиться украинскому народу. Я думаю, что, придя в зал, русские и украинцы пришли бы к самому главному в нашей жизни – к взаимопониманию, к единению, к приятию чужой культуры, как достойной высшего внимания, высшей степени уважения и восхищения!
До всеобщей идиллии не хватило какой-то мелочи - «придти»…


Рецензии
Татьяна, искренне рад Вашим успехам! (незаслуженный и совсем неизвестный Андрей Д.Б.) Помниите, что писатель, это профессия, что дело имеет с его величество - вечностью. (Абай Кунанбаев - вечен творец бессмертного слова - надпись в граните у метро Красные Ворота). Заслуг никаких нет, одна радость, письмо Президента Медведева Д.А., что висит у меня в рамке над рабочим столом. (единственный читатель, что написал мне письмо). С теплом.

Андрей Днепровский-Безбашенный   18.01.2013 23:49     Заявить о нарушении
Напишут и оценят, только популяризировать нужно свои рассказы - издавать.

Таня Белова   19.01.2013 02:10   Заявить о нарушении
Как это сделать? Технически? С теплом...

Андрей Днепровский-Безбашенный   19.01.2013 03:17   Заявить о нарушении
На сайте - чем больше читаешь и пишешь рецензий - тем больше читают тебя.
А ещё я печатаю свои стихи на репертуаре театра и раздаю в своём городе.
А за троячок (гривен) продаю напечатанную на 10 листах книжечку тем, кто попросит.
Это для начала.
Есть везде литературные издания. У нас издаётся "45 меридиан". За 70 гривен - одна страничка твоя. Наберёшь денег на все 100 - издадут твою книжку.

Таня Белова   19.01.2013 11:32   Заявить о нарушении