Разумная вера и верный разум

Время ужина ушло, а время сна ещё только подбиралось к стенам монастыря. В слабо освещённую комнату вошёл ученик Расмус. Учитель удобно устроился на своём мягком сидении и предложил ученику сесть возле. Расмус молча принял предложение, стал слушать. Слушающие ученики – такая редкость.

Я позвал тебя, чтобы продолжить свой рассказ о разуме, потому как полагаю тебя именно разумным человеком. Нажимая на уже выдвинутые природой кнопки человеческие, мы растим лучшее, тогда как, пытаясь надавить на ещё не сформировавшиеся и не надёжные части души, мы делаем обычное.

Ты видишь, как твои братья приняли наши мысли, наши объяснения. Да, они приняли их всем сердцем. Хорошо ли это? Да, хорошо. Но если есть хорошо, то возможно и лучшее. Вот об этом речь моя.

Вера и разум, вот то, что я вижу сейчас перед своими глазами. Вера ребёнка в мать, вера матери в дитя не требуют объяснения. Те знания, которые вы увидели тут, вошли в вас, как влага входит в высохший песок. Высохнет ли тот песок вновь? Наверное, нет, но это «наверное» можно сказать, только если влага стала в вас истинной верой, пустила в вас свои корни, как пускает свои огромные корни зрелое дерево.

Так куда пустило свои корни дерево нашей веры, дерево нашего миропонимания. В то, что было до этого, в то, что осталось – в разум. Кто открыл нам свои ворота – разум. Кто напитал веру своими лучшими соками – разум. Кто помогал ей в трудные времена засухи душевной – разум. Спасибо ему. Теперь вера в каждом из вас достаточно окрепла. Она не боится слов, она не боится дел, она не боится даже мыслей. У лучших из вас она сумела подружиться с самыми заклятыми её врагами. Настало время, когда любые сомнения не смогут затоптать огонёк наших главных мыслей.

Что я прошу сделать тебя, добрый Расмус. Я прошу тебя вспомнить о том, о чём ты более других никогда не забывал. Птица не забывает о своих крыльях, она может ими пользоваться и после падения. Я говорю о разуме. Что станет с человеком, если он лишится разума – он перестанет быть. Давай попробуем отнять у тебя веру. Не хватайся за нож, Расмус, тут нет предателей. Человек без веры слаб, он беспомощен, он не способен управлять даже собой. Но я скажу тебе, мой милый друг, без веры человек останется человеком. Брось в него верные зёрна, и он снова обретёт цель, надежду, жизнь.

Почему я позвал именно тебя? Потому что, твой разум – богатая почва для твоих мыслей. И я хочу, чтобы ты помнил, трава не растёт без земли, мышь не живёт на голой скале, у каждого океана есть своя твёрдая основа. Отбери у моря дно и не станет моря. Есть люди, почва которых слаба, основа которых ненадёжна. Если мост под тобой разрушается, есть только один путь – что есть силы бежать на ту сторону, которая ещё цела. В этом движении есть возможность оставаться целым. Вот такое направление я показываю своим ученикам. А есть люди стоящие на ногах так же крепко, как та тяжёлая каменная плита у подножья нашего холма. Этим людям тоже нужно направление. Я предлагаю тебе понять всю красоту этого направления, всю красоту своей жизни.

Ничего не стану обещать. Ты, Расмус, сам способен взять себе обещания. И ещё. Когда ты смотришь в одно окно, то рано или поздно становится не по себе. Когда ты выйдешь из ворот своего храма, тебе может стать ещё хуже, если ты был в нем не по своей воле, и тебе непременно станет лучше, если ты возьмёшь с собой свою разумную веру. Не говори никому, но постарайся понять мои крамольные слова: «Наша жизнь гораздо старше нашей веры, намного старше». Уже пора отдыхать, иди. Тебя ждут твои друзья. Можешь забыть всё, что я тебе говорил, хотя у тебя есть то, что поможет тебе, если это случится. Ступай.

Ученик тихо встал и вышел из зала. Учитель подошёл к окну. «Какие маленькие у нас окна. Двери, наверное, гораздо больше. Да! Но у нас совсем нет дверей, совсем».


Рецензии