Это сладкое слово - свобода!

Есть люди, которые пережили столько, что ничто больше их не пугает.
Они сильны своим умением стоять над: над обществом, над его правилами, над его принципами.
Они знают свои силы.
Границы невозможного отодвинуты от них очень далеко.
Они опасны и одновременно необычайно притягательны.
Мы знакомы, кажется, уже тысячу лет. А я все никак не привыкну к той силе, которой от него веет. И после каждой встречи с ним всякий раз еще долго прихожу в себя.
Мое «я» вдруг встает на дыбы в стремлении доказать, что я – тоже так могу: могу жить в полную силу и без оглядки, дышать полной грудью, с азартом рисковать и не бояться перемен…
Надышавшись одним с ним воздухом, я начинаю задыхаться в своей, давно ставшей привычной, жизни.
И потом долго, дни, а иногда недели, я мучительно втискиваю себя в обычные рамки.
И все эти дни, а то и недели, от планов, расписаний, графиков - меня мутит, от необходимости приноравливаться – раскалывается голова.
Иногда мы, как вчера, встречаемся в кафе.
Сначала молчим.
Я ковыряю длинной ложечкой во фруктовом салате, вылавливаю из розетки фрукты-ягоды, помешиваю трубочкой коктейль.
Он курит. Стряхивает пепел в пепельницу, долго смотрит вдаль.
Спокойно, привычно, комфортно.
Подруга моя говорит о таких – «друзья – те, с которыми есть о чем помолчать».
Он - из таких.
Потом – мы говорим.
Я – так, о своем, о девичьем. О «хочу», о «мечтаю», о «вот бы»…
Он – о том, что скоро лететь ему к черту на рога, потом к другому черту на другие рога.
На мое «о, Боже! опять?» пожимает плечами – ты же знаешь, это моя работа.
Я смотрю на шрамы на его руках, на жесткую линию губ.
Будто заметив мой взгляд, он смягчает ее улыбкой.
Улыбается, произнося – «Сашенька ела мороженое в точности как ты. Будто надеялась найти в глубине стакана клад».
- Я знаю, что это неприлично.
- Неприлично? Не знаю. Забавно – да.
С мягкой улыбкой произносит еще и еще: «Сашенька… Женька».
Рассказывает смешную историю, в которой еще есть Сашенька и Женька - дочь и жена.
Потом, чуть позже, говорит о своем последнем доме: о бесконечном бирюзовом океане, об исчезающем на восходе горизонте и лунных радугах. Говорит о «кукурузнике», на котором летает, когда он «там», об островах, которые стали ему домом.
И я как-то очень четко осознаю, что вот это было – до всего, а вот это – после.
Все, что «до» - мягко и окрашено в пастельные тона. То, что после – дико, необузданно, ярко.
Я вспоминаю, как когда-то, пережив все, он с гордостью сказал:
– Я выстроил свою жизнь заново.
Я знаю, это было чудовищно трудно. И я странно горжусь тем, что у него по-прежнему не дрожат руки и не тускнеет взгляд, как будто и я каким-то образом к этому причастна.
 
- Тебе там нравится? – спрашиваю.
- Нравится? – он победоносно улыбается. - Конечно. Разве может не нравиться свобода?
- Не может, - я наощупь ищу причину, которая дает ему ощущение, что ему все подвластно. Ищу, чтобы не собирать потом по кусочкам себя. - Но ведь между тобой и твоей свободой – всегда твоя работа?
Снова закуривает:
- Да. Всегда. И мне это тоже нравится.
Вдруг, поняв, прикрывает ладонью мою руку:
- Ну, какая же ты балда. У меня больше нет слабых мест. Ты же так давно меня знаешь. Больше – ни одного слабого места. Ну, вот, может, только ты, - смеется.
Я знаю, что все это – пустое. Он тоже знает.
Но от этих бессмысленных комплиментов всегда так тепло, что он за все наши встречи ни разу не отказал нам обоим в удовольствии разыграть и эту сценку.
- Я пропаду месяца на три. Может, четыре. Когда вернусь, из дома обязательно напишу, хорошо?
- Конечно. Если не напишешь – убью.
- Если не напишу – уже не понадобится.
Я не говорю – «дурацкая шутка». Я знаю, что это не шутка.
Он легко и много говорит.
Перечисляет перелеты, которые ему предстоят, коротко упоминает о том, последнем, далеком своем доме.
- Он так хорош – мой дом. Жаль, что ты видела его только на фотографиях.
- Ты слишком далеко его выстроил.
- Ну, да, - смеется. – «Где Вы шили костюмчик? - В Париже. - А это далеко от Жмеринки? – Две тысячи километров. - Надо же, такая глушь, а так прилично пошили!»
- Скажи лучше, какие у тебя планы?
- Работа.
- Я так понимаю, что про «потом» спрашивать бессмысленно?
Весело пожимает плечами:
- А ты знаешь, что будет завтра?
- Нет. Но всегда очень хочу.
- Хочешь что?
- Хотя бы просто знать, каким оно будет.
Вдруг наклоняется вперед. Отвечает серьезно, глядя в глаза:
- Таким, как ты захочешь.
И я верю ему. Вдруг. Всем нутром ощущаю, что так и есть...
Что с некоторых пор у него, по крайней мере, – все именно так.
И в этот же момент не просто понимаю, болезненно осязаю… что для того, чтобы стать свободным, как он, надо потерять столько, сколько потерял он, надо отказаться от того, от чего отказался он и пережить все то, что пережил он.
У такой свободы – очень высокая цена.
И я понимаю, что платить ее не готова.
Я понимаю.
Но все равно всегда после наших встреч, из раза в раз, изо дня в день болею, привыкая заново дышать общественно-одобренным воздухом.


Рецензии
Даже немного страшно стало в конце - что же это за цена такая высокая? И сам ли человек (по своему желанию) ее платит?

З. Ы. Анекдот прикольный))) Хотя, тут только доля шутки: кому-то и Париж - глушь))

Юлия Слободян   19.04.2016 16:49     Заявить о нарушении
Даже немного страшно стало в конце - что же это за цена такая высокая? И сам ли человек (по своему желанию) ее платит? - в том конкретном случае цена была очень высокая.
а если абстрактно и общо... то, да, цена бывает высокой почти всегда. почти всегда ради яркого и свободного мы отказываемся от привычного и удобного. это в лучшем *легком* случае.

сам ли человек соглашается платить? как правило, да. если осознает, замечает тот момент, когда он делает этот самый выбор.

иногда просто человек не понимает, что выбор свой он сделал.

Jane   22.04.2016 22:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.